65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 1 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Пиво будешь?

Знаменитая соко-молочная компания "Вим-Билль-Данн" берет в свои руки "Пивоиндустрию Приморья"

Вы помните те страшные, 10-15-летней давности, чисто мужские очереди за пивом посреди пышущего жаром города? С бидонами и трехлитровыми банками наперевес? На Луговой, Фокина, трамвайном кольце Сахалинской, Черной речке, куда съезжались отстоять стометровую и часовую (не меньше!) страждущие всего Владивостока? Сегодня пива в Приморье МНОГО. Но пивные страсти, на этот раз с конкурентно-рыночным уклоном, продолжаются...

Пей, славяне!

Ежедневно в торговые точки Приморья завозится около полудюжины сортов разливного пива только от приморских производителей. Первенство, разумеется, за гигантом - "Пивоиндустрией Приморья", производящим ежегодно до 4 миллионов декалитров напитков. Минимальными партиями, но достаточно регулярно, торговля получает (особенно в одноименных городах) уссурийское, партизанское, хорольское, дальнегорское пиво, а также разливное нефильтрованное трехдневной реализации от владивостокского "Дальпрокко".

По словам специалистов отдела маркетинга "Пивоиндустрии", еще три-четыре года назад эти мини-заводики еле дышали. Ситуация уникальна - увеличение спроса на наше пиво повлекло и их развитие. Во-первых, местная продукция заполняла нишу во время временного отсутствия разливного пива из Владивостока. Во-вторых, появились "умельцы", поставляющие торговой сети их низкокачественное, но более дешевое пиво (особенно хорольское) под брэндом "Пивоиндустрии". Однако за последние три года Владивосток подвергся массированной атаке привозного разливного пива. Первопроходцы - хабаровчане, кеговое пиво которых "Хабаровское" и "Таежное" сегодня имеет широкую дилерскую и розничную сеть по всему городу. Частенько стало попадаться и стремительно завоевывающее рынок разливное пиво от "Сибирской короны". Реже, но тоже не в диковинку - дорогие кеговые "Балтика" и прекрасный "Старый мельник". Однако местное бутылочное пиво сегодня производится только "Пивоиндустрией".

Вячеслав Сарапулов, маркетолог "Пивоиндустрии":

- В 2000 году мы поставляли на рынок бутылочное пиво девяти сортов. С 1 декабря начнем поставлять торговле десятый и одиннадцатый сорта - неплохо зарекомендовавшие себя в прошлом году светлое и темное "Рождественское".

Что касается привозного пива в бутылках и пластике - сосчитать сорта и поставщиков просто невозможно. Скажу одно: помимо москвичей и "дорогих" иностранцев, даже навскидку видна стремительная экспансия на приморский продовольственный рынок пивоваров Сибири. Причем продукция Новосибирска, Иркутска и Красноярска качеством не уступает московской, продается же зачастую существенно дешевле, что обусловлено не только более низкими затратами на перевозку, но и грамотным демпингом сибиряков, серьезно претендующих на лидерство в пивоваренном производстве региона...

Все дело в инвестициях. Они (в основном зарубежные, а значит, многомиллионодолларовые) пришли в Зауралье раньше, чем на Дальний Восток, позволив не только модернизировать и улучшить производство и технологические процессы бывших советских пивзаводов, но и наладить качественный ее маркетинг.

Нате вам пивной завод

20 лет назад хорошее пиво в Советском Союзе было остродефицитным напитком. Особенно на окраинах. Именно поэтому в конце 70-х в промзоне краевого центра Приморья было начато строительство нового, современного по тем временам комбината пивобезалкогольных напитков "Приморье" огромной - 7,5 миллиона декалитров в год! - проектной мощности. В начале 80-х завод вступил в строй и начал производство хорошо всем нам знакомых разливного и бутылочного "Жигулевского", а также газировки и минеральной воды. Годы перестройки и чубайсовской приватизации довели состояние дел на комбинате до ручки: производство и ассортимент упали до минимума, пить продукцию прямо на территории начинали с утра и все, кому не лень. Именно в обстановке экономического хаоса и стагнации производства, после внезапной смерти от сердечного приступа на рабочем месте "старого" директора "Приморья" гендиректором новообразованного ОАО "Пивоиндустрия Приморья" был избран главный инженер комбината Валентин Логненко.

За пять лет директорства Логненко сделал многое. Комбинат стал работать ритмичнее и стабильнее. Вовремя выплачивалась хотя и невысокая - по сравнению с соседом - американской "Кока-колой" - зарплата. Комбинат "внатяг", но закрыл большинство своих финансовых дыр, более менее уладив непростые отношения с налоговиками и бюджетом города. Его пиво перестало уходить "налево", через заборы, по бартеру на продукцию расположенных по соседству "Кока-колы" и винзавода. На комбинате новые технологические линии ежегодно наращивают выпуск качественных, хорошо раскрученных в регионе и омедаленных на престижных международных выставках напитков. В первую очередь, это светлое пиво "Авангард", темное, впервые сваренное к юбилею губернатора "Рыцарь Приморья" и кеговый квас-экспресс, аналога которому в регионе просто нет. Это плюс.

Минус - "Пивоиндустрия Приморья" не нашла СВОЕГО инвестора. А только собственных средств для развития производства и маркетинга акционерному обществу явно не хватало. Года полтора назад на "Пивоиндустрии" нарисовались потенциальные инвесторы в лице солидной пивоваренной компании из Sun Group. Ее агенты занялись скупкой акций "Пивоиндустрии" у акционеров, одновременно неторопливо изучая рынок, перспективы и технологические возможности комбината, нацелившись на контрольный пакет его акций, находившийся в доверительном управлении ПМП. Пароходство акции, не приносящие особого дохода (дивиденды уходили на развитие и модернизацию), продать хотело. Не хотело - продешевить. И тут во Владивостоке появился "Вимм-Билль-Данн".

"Вимм-Билль-Данн" - это по-нашему

Потребление соков в России невелико. Сегодня - это 650 миллионов литров в год. И если средний европеец выпивает около 40 литров сока в год (стакан сока на завтрак - это "обязаловка" здорового и всячески там рекламируемого образа жизни), то средний россиянин еле "дотягивает" до 5 литров. Почти половина из них - продукция российского холдинга "Вимм-Билль-Данн" (торговые марки J-7, Rio Grande, "Милая Мила" и т.д.), начавшего свою деятельность в 1992-93 годах именно с производства соков. Сегодня, покупая напитки от "Вимм-Билль-Данна", можно быть уверенным в их качестве. А яблочный и частично томатные соки компании делаются сейчас уже из отечественного сырья. Для остальных соков "Вимм-Билль-Данн" импортирует концентрат из Португалии, Бразилии, Израиля. Почти все соки холдинга сбываются в России. Кроме экзотики: 2000 тонн сока клюквы, растущей только в России и Скандинавии, успешно экспортируются фирмой в Европу. После успешной "раскрутки" своей "сочной программы" "Вимм-Билль-Данн" обратил взор и на другие, не менее популярные в России напитки - молоко и пиво. Что объединяет все три напитка? Первое - сельскохозяйственное сырье как основа производства. Второе - потенциально огромный рынок сбыта. Третье - все они, безусловно, полезны для человека при разумном их потреблении.

Сергей Пластинин, один из владельцев компании:

- Когда "Вимм-Билль-Данн" выходил на российский рынок в 1992-1993 годах, у потребителя действительно было представление о том, что импорт - лучше. Поэтому мы и назвались на иностранный манер, и первые наши бренды - "J-7", например, - тоже были как бы иностранные. Однако довольно быстро все поменялось. У нас появились российские молочные бренды: "Домик в деревне", "Милая Мила", "Чудо". Мы активно вкладываемся в сырьевую базу - в те же молочные фермы. То же самое делают и наши конкуренты. Такие процессы благотворно сказываются на всей российской экономике.

- Вы недавно объявили о начале "пивной программы". Это продолжение укрупнения?

- Мы приступили к реализации программы по выведению на рынок собственных пивных брэндов. У нас более 20 региональных филиалов и одна из лучших дистрибьюторских сетей. Мы решили использовать наши возможности и приступить к выпуску пива. У этого рынка есть серьезный потенциал. Мы надеемся "подвинуть" основных игроков этого рынка и занять там достойное положение.

Что дальше?

"Вимм-Билль-Данн" и его представитель на комбинате Игорь Мухачев не скрывают:

- Мы готовим инвестиционную программу для ОАО "Пивоиндустрия Приморья". Комбинат имеет все возможности для развития и выхода даже на сибирский рынок.

На этой неделе Валентин Логненко вернулся из рабочей поездки в Москву. А вчера поздно вечером на комбинате закончилось собрание его акционеров. Повестка собрания (формально) - выборы нового состава совета директоров. Фактически - их назначение теми, кто владеет предприятием сегодня (будет ли в этом составе нынешний гендиректор, мы скоро узнаем). А это, прежде всего, - фактические хозяева контрольного пакета акций "Пивоиндустрии", те ЧЕТЫРЕ генеральных директора "ВБД", которые автоматически входят в совет директоров всех предприятий холдинга по выпуску сока, молока и пива. Чье же пиво будем пить завтра? Скорее всего, наше, приморское. Может быть, даже лучше по качеству, чем сегодня. Пьем же вот уже год - и с удовольствием! - молоко от "ВБД" Владивостокского молокозавода, обанкротившегося и приобретенного холдингом два года назад.

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх