66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+22° ветер 4 м/c
22 июня
Вторник

Общество

Шансов на спасение все меньше

Трагедия, которая разыгрывается в эти дни и часы на дне Баренцева моря, вызывает множество законных вопросов. Первый из них: почему так беспомощны спасательные службы нашего ВМФ? Второй: почему так беззащитен перед аварийной ситуацией самый современный и, как утверждают конструкторы, самый БЕЗОПАСНЫЙ корабль атомного подводного флота?

Очередная военно-морская авария в очередной раз застала врасплох командование ВМФ и его аварийно-спасательные службы

Ссылки на то, что на дне, где лежит аварийная АПЛ "Курск", сильные течения, плохая видимость и т.д. несостоятельны, потому что подводные лодки терпят бедствие не в прудах и озерах, значит, аварийно-спасательные силы должны и обязаны быть готовы к действиям именно в самых неблагоприятных условиях. Этого не произошло. В распоряжении флота оказался только спускаемый аппарат "Приз" типа водолазного колокола, который должен опуститься на аварийный люк лодки, пристыковаться к нему, уравнять давление с внутрилодочным, открыть люк и взять на борт небольшую группу терпящих бедствие людей. Даже при удачном ходе операции для спасения 10-15 человек требуется 5-7 часов, а на лодке - более 100 членов экипажа.

Но первая попытка "Приза" пристыковаться не удалась, потому что лодка лежит с креном от 25 до 40 градусов на левый борт, и колокол просто сползает с округлого корпуса лодки. Сколько шансов на то, что удачной окажется вторая попытка?.. Кроме того, с лодкой практически нет связи, а спасать людей без точной информации о том, что происходит внутри прочного корпуса, очень сложно. Неизвестно, какое внутри лодки давление, какая атмосфера и пр.

Теперь о втором вопросе. В комментариях специалистов, в том числе и разработчиков проекта, проскальзывает недоумение: почему, дескать, экипаж не воспользовался всплывающей камерой или не вышел на поверхность в индивидуальных спасательных средствах? Нам представляется, что вопрос этот надо адресовать самим специалистам, которые ДОЛЖНЫ прогнозировать любые нештатные ситуации и предлагать способы выхода из них. Кроме того, неясно, как может быть возможно, что самый современный и безопасный корабль российского флота не в состоянии передать во внешний мир информацию о происходящем на нем и вынужден, как в дедовские времена, заниматься перестукиванием. Вопросов, повторяем, много, и ответы на них должны быть получены.

Тем временем запаса кислорода у моряков "Курска" осталось до 18 августа. Если их к этому времени не поднимут наверх, атомоход станет для них братской могилой... Верить в это не хочется. Думать об этом невыносимо. В редакции "Н" работают несколько человек, служивших в разные годы на подводных лодках ТОФ и отчетливо представляющих, ЧТО происходит сейчас на борту "Курска", какой отчаянной надеждой живут моряки. Огромная страна должна сделать все мыслимое и немыслимое, чтобы спасти ребят. Иначе мы покроем себя позором, от которого не отмоемся никогда.

Я верю в Главкома!

Контр-адмирал ТОФ в отставке Аркадий Ивлев, стаж профессионала-подводника - 25 лет:

- Очень трудно комментировать происходящее по картинке с экрана телевизора. Твердо уверен в одном - сейчас все решают профессионализм и мастерство экипажа аварийной ПЛ и спасателей. Да, лодка лежит на грунте с очень большим креном, но закрепить колокол на корпусе все-таки можно. Правда, нужна внешняя помощь, нужны водолазы и, конечно, чертовски нужны удача и везение!

Я хорошо знаю главкома Владимира Куроедова, с которым служил в Совгавани в штабе Сахалинской флотилии. Это очень вдумчивый, внимательный к советам специалистов командир. Уверен, он не побоится ответственности и своевременно примет грамотное решение. Я надеюсь на удачу!

Андрей Томилин

Поделиться:

Наверх