65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 4 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

От логистика до тьютера

За последние пять лет в России появилось около ста новых профессий, которые, по мнению одних специалистов, помогут отечественным бизнесменам показать себя на мировом рынке с достойной стороны. По мнению других, у России собственная гордость, и западные наработки у нас не приживутся.

От логистика до тьютера

Одна из самых прижившихся в России и пользующихся спросом профессий - МЕНЕДЖЕР, иначе - управляющий. По данным столичных бизнес-исследователей, в самом захудалом офисе из трех-пяти человек один - обязательно менеджер. Причем внутри этой профессии есть разновидности. Например, ТОП-МЕНЕДЖЕР или ЧЕЙНДЖ-МЕНЕДЖЕР. С "топ" более менее ясно (топ по-английски "вершина") - это управляющие верхнего уровня, вроде президента, вице-президента, финансового директора и т.п. Самые известные топ-менеджеры постсоветской России, по мнению журнала "Эксперт", - Владимир Гусинский, Рем Вяхирев, Анатолий Чубайс. В общем, чем круче компания, тем башковитей должен быть топ-менеджер.

Однако все предугадать невозможно. И если на предприятии случается кризис и все выходит из-под контроля, привлекается человек или группа людей извне, специалистов по выходу из пике. Они легко ориентируются на рынке, быстро анализируют ситуацию и предлагают надежные антикризисные программы. Чейндж-менеджер - человек, который меняет "минус" на "плюс". Когда его миссия оканчивается успехом, он идет на выручку следующему "утопленнику". Такие спецы в большинстве своем сосредоточены в московских консалтинговых компаниях. Мода на их услуги только набирает обороты. Навыки своей профессии, как правило, они приобретают за границей. Во Владивостоке стратегов такого уровня невооруженным глазом разглядеть невозможно.

Еще одна профессия на англоязычный фасон - ТЬЮТЕР. В универсальном смысле - это учитель, педагог, который не боится ответить своему любопытному ученику на каверзный вопрос: "А вот этого я не знаю, давай разберемся вместе"... Тут-то, собственно, и начинается применение профессиональных навыков. Со своим учеником он работает исключительно индивидуально. Они вместе докапываются до истины и ищут ответы на неизвестные вопросы в различных областях жизни. Каждый тьютер должен владеть основами психологии, чтобы споры с так называемыми учениками не заходили слишком далеко. Ученик тьютера - не всегда ребенок. Наоборот, услугами этих специалистов чаще пользуются взрослые люди, которым нужны консультанты-универсалы, знающие ответы на многие вопросы: как решить семейные проблемы и распутать конфликты на работе, почему люди курят и когда нервничают, что нужно делать, чтобы соседи сверху не пылесосили в два часа ночи. Этих специалистов обучают в одном из самых престижных учебных заведений города Тольятти - Академии бизнеса. Говорят даже, что, когда в этой академии очередной выпуск, работодатели стоят в специальной очереди за молодыми кадрами. У нас в городе пока же есть только проект "курсов тьютеров" в Азиатско-Тихоокеанской школе.

ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНОЛОГ. Специалистов этой профессии в России тоже пока не много. Их поле деятельности - разработка всевозможных рекламных и PR-компаний. Они обижаются, когда их называют имиджмейкерами, ибо занимаются не прической или одеждой клиента, а пророчат будущее страны, вкладывая в уста и умы нанимателей собственные идеи. Гуманитарные технологи - конструкторы и двигатели новых идей в массы. Самые известные из них - Петр Щедровицкий и Ефим Островский. В столице у них собственные консультационные центры, в которых работают хорошо обученные команды молодых пиарщиков. Среди клиентов этой парочки г-да Мавроди, Кириенко, Тулеев и даже сам президент РФ.

С подключением России к мировому рынку у нас появились представительства иностранных товаропроизводителей типа Nescafe, Proctr&Gambl и т.д. Их задача - интенсивно проталкивать товары родной марки, занимать рыночные ниши и просеки, внедрять в сознание людей необходимость покупать именно эти товары и никакие другие. Существует целая система, разработанная заграничными маркетологами, по которой торговые представители могут выгоднее продать товар. Пожалуй, самые новые профессии в этой системе - это логистик, региональный тренер и мерчандайзер.

ЛОГИСТИК в чем-то сродни товароведу, но с массой нюансов. Помимо того, что он полностью ответственен за склад на предприятии, он распоряжается транспортом, составляет схему перевозок товара и следит за ее работой. Для профессионального логистика пара пустяков уладить все таможенные проблемы. Он должен точно знать, откуда выгоднее привезти товар, чтобы можно было его удешевить за счет транспортировки.

МЕРЧАНДАЙЗЕР. Именно этих людей вы можете обвинить в том, что напротив вашего окна разместился рекламный щит с ночной неоновой подсветкой. Эти, в большинстве своем, молодые люди, должны установить рекламное оборудование в определенном месте, на определенном уровне, чтобы оно максимально эффективно воздействовало на потребителя. Оказывается, чтобы грамотно наклеить самую маленькую рекламную лейбочку на сувенир или футболку, надо много знать - здесь есть свои секреты.

А вот чтобы работа в региональных представительствах компаний-производителей, как иностранных так и отечественных, шла полным ходом, существуют РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРЕНЕРЫ. Они постоянно в курсе последних разработок головного офиса представительства. Их задача - донести до всех сотрудников кампании эту информацию посредством тренингов и семинаров.

Насколько нужны и важны эти новые профессии на сегодняшнем российском рынке, пока сказать сложно. Но вот мнение руководителя одной из процветающих местных компаний: "Мы не можем сегодня позволить себе продавать то, что существует в природе в принципе. Мы должны продовать то, что востребовано. А чтобы получить ответ на этот вопрос, наши специалисты должны точно исследовать потребительский рынок, чем и занимаются люди так называемых новых профессий. Благодаря этому, мы держимся на уровне". Но некоторые местные топ-менеджеры считают иначе: "Новые профессии? Да что вы, все это есть, и давно. Просто обозвали красиво. Вот и все..."

Васса Потемкина

Поделиться:

Наверх