65,53 ↑ 100 JPY
11,26 ↑ 10 CNY
72,03 ↑ USD
64,44 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 5 м/c
17 июня
Четверг

Общество

Белые негры

Опубликованный в "Н" за 29 июня материал "Рабы XXI века" о типовой ситуации, в которой оказались рыбаки холдинга "Дальморепродукт" и моряки малоизвестной во Владивостоке компании "Верхне-Ленское речное пароходство", вызвал немедленные и живейшие отклики. Звонили родственники застрявших в Анголе работников ДМП. "Вы слишком мягко все описали", - так говорили практически все. Руководство ДМП прислало факс.

Белые негры

Руководство "Дальморепродукта" утверждает, что в бедах его рыбаков виновата воинственная Ангола

Факс весьма содержательный, поэтому имеет смысл привести его полностью:

"Вопрос работы флотилии в этом отдаленном, но богатом в промысловом отношении районе был изучен и согласован с Комитетом по рыболовству РФ. Работа флотилии в зоне Анголы с первых дней показала нормальные результаты: рыба есть, уловы хорошие, база морозила по 100 и более тонн рыбы в сутки. Флотилия наращивала темпы работы, с моряками ПРОИЗВОДИЛСЯ СВОЕВРЕМЕННЫЙ РАСЧЕТ ПО ЗАРПЛАТЕ, проводилась смена экипажей по окончании контрактов. Многие члены экипажей с учетом стабильной работы продлили контракты и остались работать дальше. Средняя зарплата в ангольской экспедиции - самая высокая среди судов компании, только у матроса она составляет около 800 долларов США в месяц. И люди НЕ ХОТЕЛИ УЕЗЖАТЬ, отработав один контракт.

Мы пошли им навстречу, о чем впоследствии пришлось пожалеть, т.к. с начала этого года ДМП столкнулся с непреодолимым препятствием по ведению дальнейшей эффективной работы в Анголе. Это - отсутствие межправительственного соглашения по рыболовству между Россией и Анголой, которое, несмотря на обещания Госкомрыболовства, так и не подписано до настоящего времени. Из-за введения ООН эмбарго в отношении Республики Ангола мы не можем ни через один банк мира произвести перечисление денег, необходимых для пополнения оборотных средств флотилии, бункеровку топливом, водой, проведения ремонта судов и промыслового оборудования, выплату заработной платы экипажам и их замены по окончании контракта.

Ценой огромных усилий и непредвиденных дополнительных затрат нам удалось с начала 2000 года осуществить частичную замену экипажей флотилии в Анголе. В настоящее время подготовлены специалисты (120 человек) для замены людей на добывающих судах и базе, есть предварительная договоренность с авиакомпаниями о перевозке экипажей. Нами приглашены во Владивосток представители правительства Республики Ангола, делегация прибывает во Владивосток 3 июля, с ними мы оговорим и подпишем документы о дальнейшей работе флотилии. Это дает нам основания быть уверенными, что в течение месяца компании удастся рассчитаться по зарплате с моряками ангольской экспедиции и произвести замену экипажей".

Это - официальный ответ. В частных же беседах представители руководства компании неоднократно высказывали недовольство рыбаками африканской экспедиции. Дескать, приносят убытки, однажды на 400 тысяч долларов "накатили" родное предприятие, напившись в полном составе (?) и испортив рыбу. Правда это или за кое-кого из топ-менеджмента ДМП говорит обида на "жалобщиков", мы не знаем. Ангольские представители вчера приехали, но их тут же глобально засекретели: "Обращайтесь, когда мы все вопросы урегулируем".

Руководство ДМП утверждает, что рыбаки остались на промысле, так сказать, по собственной инициативе. Однако в коллективном письме членов экипажа СТР "Сергеевка", которое они направили во все инстанции, говорится обратное: остались, уступив просьбам руководства экспедиции. Руководство обещало через месяц выплатить все деньги и отправить экипажи домой. Обмануло. Ни денег, ни отправки. И все же рыбаки из Ангольской экспедиции понемногу возвращаются во Владивосток. С помощью того же ITF или родственников. И рассказывают, что там происходит на самом деле. Южнее Луанды, где находится флотилия ДМП, стоят еще несколько судов, брошенных судовладельцами. Рыбаки с траулера "Субару" поведали страшную историю о прибалтийском пароходе, который стоит на приколе уже шестой (!) год. Судя по всему, его там просто забыли. И лишь несколько человек из экипажа продолжают служить на этом "призраке" еще под советским флагом. Наши земляки боятся, что и им уготована та же участь. В Анголе сейчас военное положение, сходить на берег никто не решается. Чтобы добраться до Кейптауна и обратиться в ITF, как это сделал экипаж "Субару", нужно топливо, которого у всех - минимум. Кроме того, техническое состояние судов критическое, а ремонтировать в кредит дураков нет.

Ни одно судно Ангольской экспедиции, кроме СТР "Сергеевка", не работает - все орудия лова пришли в полную негодность. Если в апреле вывезли что-то около 500 тонн мороженной продукции, то в мае не было уже и этого мизера. Куда делись деньги от вырученной продукции, когда лов еще был, рыбаки не знают. Сами они с горечью пишут родным: "Мы - заложники воровства нашего начальства".

Экипажи судов рано или поздно, наверное, вывезут. Может быть, им даже выплатят заработанные деньги. А злополучную флотилию просто продадут "на гвозди" - об этом не раз уже говорилось в начальственных кабинетах. Трудоустроят ли оставшихся без рабочих мест рыбаков, сказать трудно. Сами они уверены, что их уволят.

А другим героям нашей предыдущей публикации - морякам с рефрижератора 609, "кинутым" Верхне-Ленским речным пароходством, можно считать, повезло: личные вещи им вернули, 7 июля в Сингапуре состоится суд, после которого они смогут получить свои деньги.

Алена Ортман

Поделиться:

Наверх