62,84 ↓ 100 JPY
96,10 ↓ 10 CNY
68,34 ↓ USD
56,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 3 м/c
EN
04 июня
Четверг

Общество

Рабы XXI века

В стремлении заработать на прокорм семьи многие и не замечают, как попадают в рабскую зависимость от работодателя. А попав, не могут выбраться. На наших глазах почти одновременно произошло два таких инцидента. В первом история уже почти закончилась и, надеемся, благополучно. Во втором случае худшее еще впереди.

Рабы XXI века

Моряки плавбазы "Пищевая индустрия" два года не сходили на берег, не получали зарплаты и постепенно сходят с ума

Моряцкое "счастье"

Беды экипажа рефрижератора 609, принадлежащего ЗАО "Верхне-Ленское речное пароходство" ("ВРП"), начались в сентябре прошлого года. Наспех собранная из приморских моряков команда прибыла в Азов без теплых вещей, с минимальным багажом - через две недели обещали выход на Владивосток. Ожидание продлилось до февральских морозов, полураздетые моряки поголовно и тяжело болели, не имея возможности ничего купить - за время простоя им лишь несколько раз выдали по 5-10 баксов. Уже тогда они пытались выбить деньги, чтобы вернуться домой. Сергей Родиков, 3-й помощник капитана: "За 8 месяцев я получил 33 доллара, да и те маленькими порциями".

24 февраля груженая лесом рефка сдвинулась с места. 13 апреля судно пришло в Сингапур. К тому времени срок контракта закончился, и напряжение среди моряков приблизилось к критической отметке. Капитан - "второй после бога человек на судне" - на неоднократные просьбы решить вопрос с зарплатой только отмахивался. Николай Гладышев, 2-й помощник капитана: "Старший комсостав оказался не просто лояльным, а очень преданным руководству". И нервы у моряков не выдержали: они сошли на берег и обратились к местным представителям ITF (Международная федерация транспортных рабочих). Те удивились - судам под российским флагом они не помогают, - но впервые сделали исключение и приняли коллективное заявление. По представлению экипажа служба шерифа наложила арест на судно и потребовала от руководства выплатить залог - $ 117 тысяч. И деньги сразу нашлись! Почему-то их не было, когда экипаж требовал зарплату - всего $ 29 тысяч, когда нужно было отправлять моряков домой?

Такой поворот событий очень разозлил руководство в лице гендиректора "ВРП" Виктора Дьяченко. Семьям ослушников сразу посыпались угрозы, всех "бузотеров" пообещали внести в "черные списки", после чего никто из них не нашел бы работу. Виктор, боцман: "В Сингапуре старпом нам заявил, что компания сделает все, но своих денег мы не получим". Тяжба длилась два месяца. 8 июня девять человек из экипажа поехали на берег к адвокату. На борт они уже не поднялись - капитан Валентин Нименький и представитель компании Владимир Рева с шестью членами экипажа не пустили их на судно, и вышли в море, насильно удержав повара и начальника радиостанции. А девять российских моряков остались в Сингапуре, что называется, без штанов.

Помогли представители ITF, адвокаты. Небритых, в одежде с чужого плеча, их постепенно переправили домой. Сейчас все они сидят без работы, ждут, что после справедливого сингапурского суда на специально открытые счета переведут, наконец, честно заработанные ими деньги.

Рыбацкое "счастье"

Флотилия из нескольких рыбодобывающих судов - четыре СТРа, траулер "Субару" и плавбаза "Пищевая индустрия", - промышляющие в районе Анголы, оказалась в заложниках у собственного работодателя - ХК "Дальморепродукт". Срок контракта, заключенного рыбаками с ДМП, истек еще 2 февраля этого года. Суда давно нуждаются в ремонте, орудия лова полностью изношены, нет лекарств, не работают кондиционеры, экипаж плавбазы не сходил на берег около двух лет! Представители ДМП в Анголе не беспокоятся о замене членов экипажей, отработавших свой контракт. У рыбаков однозначно произошли изменения в психике - безнадежность и изолированность просто убивают людей.

Из письма работника: "Не хватает сигарет, плохо подвозят даже простые продукты. Овощей и фруктов не видим месяцами. Кормят тем, что взяли на борт еще в 1997 году во Владивостоке, и тем, что периодически подвозят с берега. Мы как-то подсчитали - каждый из нас ест максимум на полтора доллара в день. Они (руководство. - Прим. авт.) держат нас за свиней..."

Экипаж "Пищевой индустрии" за почти двухлетний рейс ни разу (!) не получал зарплату. Кроме того, неожиданно им понизили ставки - с 13 процентов от выручки до 8, и полностью отменили рублевую оплату, оговоренную в контракте. Плюс ко всему представителти ДМП в Анголе пытаются путем необоснованных штрафов удержать любую доступную сумму из заработанного ранее.

На берегу каждого из застрявших в Атлантике ждут влезшие в долги семьи. На массовую акцию протеста пока не решаются - по очереди, маленькими группами ходят по инстанциям и жалуются. Но сами моряки начали уже бить во все колокола. Обратились в ITF, к руководству ДМП, во Владивостокскую транспортную прокуратуру. Оттуда заявление членов экипажа передали во Фрунзенскую прокуратуру, которая должна разбираться с нарушениями трудового законодательства. Рострудинспекция в ответ на "бумажные бомбардировки" заявила, что скоро предстоит плановая проверка ДМП - тогда, мол, и будем разбираться.

Руководство ДМП от официальных комментариев отказалось, пригласив прийти в начале июля. Из разговоров в кулуарах стало известно, что ждут представителей компании из Анголы, как их называют, "негров". Тогда и будет решаться вопрос об отправке рыбаков домой. Некоторые агрессивно настроенные сотрудники из высших эшелонов ДМП говорят, что не возвращают их потому, что не заработали. Действительно ли так плохо работают рыбаки и моряки или нежелание платить им - часть какой-то порочной системы?

P.S. Вчера все девять обманутых и брошенных моряков рефрижератора 609 пришли к проходной Дальзавода, у одного из причалов которого ошвартовалась речная рефка. Чтобы хотя бы забрать с борта личные вещи...

Алена Ортман

Поделиться:

Наверх