65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 9 м/c
15 июня
Вторник

Общество

Гибель эскадры

ВМФ России неумолимо тает, как выброшенная на берег медуза. ТОФ - не исключение. За последние десять лет его надводные и подводные эскадры, флотилии и дивизии скукожились до лилипутских дивизионов, в которых живых кораблей - раз, два - и обчелся. Стыдно писать, но в День ВМФ на жиденькую цепочку парадного строя в Амурском заливе их сгоняют со всего океанского театра. Нам демонстрируют не лучших - это почти все, что еще способно выходить в море из Владивостока, Техаса, Стрелка и Находки.

Гибель эскадры

Только в России могут двенадцать лет ремонтировать корабль, чтобы затем начать готовить его на слом

На ремонт обездвиженного и обезоруженного флота нет денег. Через 5-7 лет "отстоя" легенды боевой и политической подготовки списывают и продают на иголки. На этой неделе от причальной стенки Дальзавода утащили за ноздрю изржавевшийся СКР "Рьяный". Вроде бы на металлолом. Якобы в Северную Корею.

Справка "Н". Сторожевой корабль (СКР) "Рьяный" построен в 70-х годах. Длина - 125 м, водоизмещение - 3100 т, несет на борту ракетное, артиллерийское и торпедное вооружение. Предназначен для охраны конвоев и борьбы с подводными лодками. В последнее время базировался на Камчатке.

На очереди - уникальный корабль космической разведки "Маршал Неделин" и две неоднократно за последние три года тонувшие прямо у пирса плавказармы.

Справка "Н". Плавказармы (ПКЗ) IV серии построены на судоверфях Финляндии в середине 70-х по заказу Минморфлота СССР (по легенде - как плавучие общежития для рыбаков и лесорубов). Использовались как плавучие штабы соединений подводных лодок ВМФ, по мере старения - общежития для малосемейных военнослужащих. Длина - 110 м, водоизмещение - 3500 т. На пяти палубах размещаются более 200 одно-, двух-, четырехместных кают, 10 душевых, 4 сауны, библиотека, крытый спортзал с баскетбольной площадкой, кинозал на 400 мест, столовые, продпищеблоки, мощная паросиловая установка, способная обеспечить светом, теплом и отоплением небольшой поселок. Пассажировместимость - более 500 человек.

Сегодня корабли готовятся к последнему походу. Плавказармы - на разделку в Китай. На разделку ли? Мы уже слышали о "Минске", переоборудованном под могучий развлекательный комплекс. Пять лет назад ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ЧИН ГОСИМУЩЕСТВА РФ вместе с ОЧЕНЬ БОГАТЫМ КИТАЙЦЕМ осматривал финские ПКЗ на Дальзаводе. Тогда речь шла о плавотелях для великой китайской реки Хуанхэ. Да и зачем при разделке на металлолом фото- и видеофиксировать убранство корабельных помещений, дотошно выяснять предназначение саун и пр.?

ТОФ скоро распрощается и с уникальным кораблем-разведчиком "Маршал Неделин". Перед тем, как отправить корабль спецназначения на металлолом, с него сняли все вооружение и оборудование, не имеющее аналогов в мире.

Справка "Н". Разведывательный корабль измерительного комплекса (КИК) "Маршал Неделин" с 1991 года находится на приколе. В конце 90-х годов его решено продать на слом (предположительно в Индию) за 2,32 млн долларов. Корабль был построен в 1983 году, выполнял задачи радио-, радиотехнической и гидроакустической разведки. Предназначался для слежения и связи с космическими аппаратами, находящимися вне зоны радиовидимости с территории России. Обеспечивал системы разведки и наведения. Занимался поиском и эвакуацией аварийно приводнившихся спутников и космических кораблей, для этого имел два вертолета Ка-27ПС. Присутствие суперсовременного на тот момент корабля-разведчика в составе ТОФ всегда вызывало беспокойство у командования ВМФ США, Австралии, Англии и Японии.

Офицеры рассказывали, что при демонтаже с корабля вывезли 120 вагонов (!) научной аппаратуры. Пока бывшая гордость ТОФ стояла на приколе, корабль полностью разворовали, отвинтили все латунные, медные, бронзовые детали. Трансформер, забитый несколькими тоннами цветного металла, резали автогеном. Вынесли здоровенный медный кабель весом в 500 кг. Непригодный к службе, уникальный корабль еще несколько лет кормил своих мичманов и офицеров. Потом он горел и несколько раз тонул.

Мы побывали на плавказармах несколько дней назад. На всех палубах "шуруют" военморские бригады от "дачных командиров". Снимаются и аккуратно пакуются остатки импортных ДСП, обрезки водопроводных труб, пласты теплоизоляции, рейки обрешетки. С подволоков свисают обрывки электрокабелей, выдранные обрезки жести. В хозяйстве сгодится все.

Не жалко. Только почему этого не сделали раньше заводчане, почему не продали тонны и тонны ценных материалов через заводской магазин, через отдел реализации флотского имущества? Пусть небольшие, но деньги для оскудевшего флота. И куда делась с кораблей почти тысяча латунно-бронзовых испанских иллюминаторов весом 10-12 кг каждый? Десять тонн цветмета по доллару за килограмм - неплохой приварок к чьему-то денежному довольствию. Где километры медных и алюминиевых кабелей электропитания кают и помещений? Где сотни увесистых цветметовских каютных замков? Кстати, парочку мы видели на дверях комнатушек береговой общаги дивизиона ПЛ.

Корабли уходят на слом. В Золотом Роге станет посвободнее и почище. "Железо" не утонет у пирса Дальзавода, как подводная лодка, в трюме которой кто-то скрутил задвижки и вентили кингстонов. В изгаженную бухту не выльются остатки топлива из проржавевших танков бывших кораблей. Но завтра на место "Рьяного" встанет в отстой СКР "Ревностный". Его РЕМОНТИРОВАЛИ 12 лет! Ходовая часть (т.е. способность хотя бы выйти в море) восстановлена на 80 процентов. Его командир в условиях завода по человечку собрал и сохранил экипаж, морячивших мичманов и офицеров. Завтра они начнут тупо пить водку и подрабатывать охранниками в ночных ларьках...

Василий Буслаев, Наталия Алешина

Поделиться:

Наверх