65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 3 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Атомный и аварийный

Сегодня - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

Предлагаемая вниманию читателей статья полностью была опубликована пять лет назад в газете "Тихоокеанский курьер". Мы даем ее в несколько сокращенном варианте и с послесловием автора, лишенного сегодня возможности разрабатывать тему, оказавшуюся опасной не менее, чем радиоактивное облучение...

Атомный и аварийный

Вот вопрос, не сложнее остальных: сколько на Краснознаменном Тихоокеанском флоте было аварий на атомоходах и с какими последствиями?

Специалисты опытные, на памяти которых произошли все аварии, с ходу скажут: четыре. И назовут аварийные лодки: К-116, К-431, К-314 и К-175, имея при этом в виду аварии технические, так или иначе связанные с ядерной энергетической установкой. Если мы этот же вопрос адресуем координатору международной экологической организации "Гринпис" Джошуа Хэндлеру, он ответит, что аварий было шесть, а "сведения о седьмом инциденте ожидают подтверждения". Рассмотрим эти шесть и ожидающий чьего-то подтверждения седьмой случай.

Итак, июль 1979 года. Из-за ошибки оператора на К-116 (класс "Эхо-2", проект 675, а не 659-Т, как утверждает Хандлер) произошло расслаивание активной зоны. По сообщениям, уровень радиоактивности на переборке реакторного отсека достигал 6000 рентген в час. Лодка находится в отстое в бухте Павловского.

Второй случай, явно не связанный с ЯЭУ, но приведенный в докладе "Гринпис": "В 1979 или 1980 году АПЛ с крылатыми ракетами К-10 (класс "Эхо-2", проект 675) под командованием капитана 1 ранга Медведева столкнулась в Тихом океане с иностранной - по слухам, китайской или американской - подводной лодкой. Слухи о китайской лодке говорят, что она в результате столкновения затонула. В носовой части К-10, поврежденной при столкновении, находились торпеды с ядерным зарядом, которые по счастливой случайности не были задеты. В течение некоторого времени К-10 отстаивалась на заводе "Звезда", но когда выяснилось, что ее ремонт обойдется чересчур дорого, она стала первой лодкой на ТОФ, подготовленной к длительному хранению" (в виде трехотсечного блока. В этой информации почти все правильно, кроме того, что столкновение произошло в 1982 г. - Прим. авт.).

В докладе далее упоминается еще один случай, тоже не связанный напрямую с ядерной и радиационной опасностью. 23 июня 1983 года АПЛ К-429 (класс "Чарли-1", проект 670) затонула на мелководье к востоку от Петропавловска-Камчатского, унеся жизни 16 членов экипажа. Лодку подняли и отремонтировали, но затем она вновь затонула (в 1985 г. - Прим. авт.). - на этот раз у пирса... Впоследствии использовалась как тренажер.

Четвертой Хэндлер называет известную по многим публикациям аварию с АПЛ К-431 (класс "Эхо-2", проект 675), известную как "чажминская". В конце операции по перегрузуке активной зоны на заводе в бухте Чажма произошел тепловой взрыв реактора. Погибли 8 офицеров и 2 матроса, еще 10 - переоблучились.

Упоминается также К-314 (класс "Виктор-2", проект 671), на которой в декабре 1985 года произошло расплавление активной зоны реактора. Известно, что повышенные дозы облучения получили многие члены экипажа.

А вот дальше в списке "Гринпис" идут сплошные неточности. "В 1986 году в бухте Камрань на АПЛ с крылатыми ракетами К-175 (класс "Эхо-2, проект 675 МК) из-за неправильных действий личного состава произошла серьезная авария... И, наконец, еще одна авария ждет дальнейшего подтверждения: летом 1986 года в Тихом океане на ударной подводной лодке К-371 класса "Виктор" произошло расплавление активной зоны..."

В действительности авария на К-175 произошла на острове Дахлак, где лодка находилась в дальнем походе. Вместо того, чтобы ввести в теплоноситель первого контура аммиак, операторы по ошибке закачали другое вещество. Смертельных исходов не было. Но обстановка вполне классифицировалась как "серьезная радиационная авария". Что касается К-371, то никаких подтверждений этой аварии найти не удалось. Да и лодки с таким тактическим номером на ТОФ никогда не было.

Обобщая свой перечень аварий на АПЛ ТОФ, Дж. Хэндлер делает вывод: "Учитывая, что начиная с конца 1970-х в боевом составе ТОФ было около 60-70 АПЛ, можно говорить о том, что в это время почти 10 процентов подводных сил постоянно находились в небоеспособном состоянии из-за аварий, имевших место с конца 70-х по 1986 год".

Возможно, когда-нибудь на это утверждение последует какой-либо комментарий или контраргумент специалистов. Но, кажется мне, что из всех этих случаев уже и сегодня можно извлечь некоторые уроки и выводы. Например, с определенной долей уверенности можно сказать, что одним из самых неудачных проектов в атомном подводном флоте России был 675-й (по натовской классификации - "Эхо-2"). Кроме перечисленных К-116, К-431, К-175, К-10, на 675-м проекте были и другие аварии. Так, по различным источникам, одна АПЛ этого проекта затонула в 1968 г. в районе Кольского полуострова, другая - в 1978 г. у берегов Шотландии, в 1986 и 1989 гг. на АПЛ данного проекта были пожары. Несколько раз эти лодки сталкивались с иностранными АПЛ. Кроме К-10, была на ТОФ еще и К-56, которая в 1973 г. столкнулась с НИС "Академик Берг", погибли 28 подводников.

Сейчас аварийные АПЛ находятся на плаву с невыгруженными активными зонами. В этом их основная специфичность. Разумеется, лодки находятся под неусыпным контролем специалистов ТОФ, и считать, что это потенциальные Чернобыли, причин пока нет. Многое будет зависеть то того, насколько затянется процесс утилизации списанных атомоходов.

Григорий Пасько, фото из архива автора

P.S. Статья почти ни в чем не устарела. Аварийные АПЛ на ТОФ и поныне имеют этот статус, т.е. они не разделаны и продолжают потихоньку отравлять радиацией приморский воздух. До сих пор никто в России не решается принять какое-либо решение относительно разделки этих АПЛ. В статье упоминается координатор "Гринпис" Дж. Хэндлер. Я встречался с ним осенью 99-го. Он сказал мне, что за ним вовсю следит ФСБ. Вскоре после нашей встречи был арестован знакомый Хэндлера, а сам Джошуа срочно покинул пределы России: следующим арестованным мог оказаться он - по ст. 276-й УК РФ - шпионаж. Знакомый мотив, правда? Проще ведь эколога шпионом объявить, чем пресечь разворовывание денег, выделяемых на утилизацию РАО и АПЛ. Вы, кстати, обратили внимание, что после моего ареста тема аварийности на флоте и утилизации АПЛ и РАО как-то потихоньку умерла? ОНИ и этого добивались. И, похоже, добились...

Поделиться:

Наверх