66,23 ↓ 100 JPY
11,30 ↓ 10 CNY
73,17 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+25° ветер 1 м/c
23 июня
Среда

Общество

Воры в храме

Во вчерашнем номере "Н" мы сообщили о дерзком, но искусствоведчески непрофессиональном похищении двух икон из Свято-Никольского храма. Сегодня - подробности.

Воры в храме

Пропавшая около века назад и найденная недавно икона Порт-Артурской Богоматери чуть было не исчезла вновь...

История иконы Порт-Артурской Божией Матери, которую православная епархия называет "покровительницей пределов Дальней России", удивительна и необычна. Ее официальное название "Торжество Пресвятой Богородицы". В 1904 году она привиделась одному старому солдату, паломнику Киево-Печерской лавры, и в том же году была написана по его заказу художником П. Ф. Штронде. В это время началась русско-японская война, и икону отправили на Дальний Восток с посвящением: "Христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей". Дело в том, что средства на ее оклад (декоративное покрытие иконы из золота или серебра) в Киево-Печерском монастыре собирали по копейке, и участие в этом приняли более 10 тысяч паломников.

К сожалению, выиграть русско-японскую войну эта акция не помогла. Более того, при транспортировке иконы из Владивостока в Порт-Артур она попала в руки японцев и с этого момента исчезла из поля зрения христианского мира вплоть до февраля 1998 года, когда группа паломников Владивостокской епархии обнаружила икону в Иерусалиме, в лавке араба, торговца антиквариатом. Она была опознана по сохранившимся копиям и репродукциям. Опять с помощью средств, собранных "всем миром" верующими Приморья, бесценное произведение искусства выкупили и доставили во Владивосток. Оклада, правда, на ней уже не было, доска была изъедена древесным жучком, часть изображения утрачена из-за неправильного хранения. Да и немудрено - ведь никто не знает, где икона пропадала почти целый век. Итак, требовалась срочная реставрация.

9 февраля 1999 года икона была отправлена в Москву, где над ней поработали лучшие реставраторы Троице-Сергиевской лавры. Кусочек иконы, правда, оставили неотреставрированным, чтобы осталось напоминание о ее нелегкой судьбе. Наконец, 29 января 1999 года обновленная икона вернулась во Владивосток, где ей предназначено стать главной иконой кафедрального Свято-Никольского храма.

На торжественном богослужении перед иконой Порт-Артурской Богоматери правящий архиерей епархии владыко Вениамин сказал: "Богородица пришла к нам в образе чудесной иконы. Так будем молиться ей не только о защите дальневосточных земель, но и о защите рубежей наших душ от всего темного и нечистого".

Но "темное и нечистое", как оказалось, не дремало, и замыслило подлое дело. Как только прошел слух о возвращении уникальной иконы во Владивосток, в чьих-то черных душах родился план похищения священной реликвии. К счастью для всех нас, операция была проведена поспешно и закончилась ничем, если не считать того, что похитителям удалось вынести из Никольского храма две иконы Божьей Матери, не имеющих никакого отношения к Порт-Артурской.

В ночь со 2 на 3 января, проникнув в храм, злоумышленники срезали два больших холста Богородицы, хранившихся под стеклом в киотах (специальных рамах). Воры не знали, что икона Порт-Артурской Божией Матери написана на доске размером 77 на 124 см, а потому взяли самые большие (но все же меньшего размера) и, как им показалось, "ценные" образа. На самом деле это были иконы, написанные в наше время, суммарная стоимость их не превышает 10 тысяч рублей.

Спустя несколько дней оперативники Ленинского РОВД сообщили, что задержали двух исполнителей преступления, но икон у них не оказалось. Судя по всему, они работали "под заказ" и украденное успели передать заказчику. Если иконы не найдутся, дело будет закрыто из-за "отсутствия объекта преступления". В епархии сомневаются, что задержанные действительно являются настоящими похитителями икон, так как сотрудники милиции пошли по легкому пути: они задерживали и допрашивали нищих, бомжей, просящих милостыню у храма. В частности, был задержан некий немой (действительный или мнимый, неизвестно). Ясно, что на представителей этой категории граждан легко "навешать" любые обвинения и по-быстрому закрыть дело. Ведь кроме признания подозреваемых, улик и доказательств нет, как и самих икон.

Сергей Че

Поделиться:

Наверх