65.63 ↑ 100 JPY
11.21 ↓ 10 CNY
72.22 ↓ USD
63.94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 5 м/c
20 июня
Воскресенье

Общество

Гении задворок

На прошлой недели из Москвы на родину вернулась группа хорошо известных у нас художников - Михаил Павин, Светлана Маковецкая, Лев Пырков и Катя Кандыба стали участниками всероссийской акции "Культурные герои XXI века".

Гении задворок

На рубеже веков Россия решила собрать воедино рассеянные по ее необъятным просторам культурные ценности

Движение на запад Михаила Павина

Москва. Малая Полянка. Галерея Марата Гельмана. 8 декабря. 14 часов. Открытие выставки "Просто фотохудожники". Четыре участника. Двое из них - из Владивостока.

Владивостоку, ставшему едва ли не последним пунктом программы "поисков Золушки", времени на локальный фестиваль не хватило, отсюда и неясность с материалом для экспозиции, неопределенность критериев отбора. В отличие от поэтов, которым в подобных случаях всегда проще (вышел и читай), пришлось обременить себя практически всем имеющимся потенциалом и положиться на собственный вкус и чутье. Здесь был определенный риск: беспрецедентность выхода на столь мощную демонстративную площадку не могла не пугать. Но сама возможность выхода придавала акции, безусловно, позитивную окраску.

Открытию выставки предшествовали два отборочных тура, прошедшие сквозь тонкий фильтр экспертного совета работы заняли места в галерее, считающейся престижнейшей в первую очередь из-за имени владельца. Четыре имени: Маковецкая, Павин, Павлов, Кабжан. Разные жанры, разные темы...

Серия портретов, отпечатанных на ткани, калининградца Юрия Павлова: выражение лица в момент выливания на голову кружки воды. Каждый персонаж имеет социальный статус - "Журналист", "Безработный"... Безупречное техническое исполнение. Ассоциации с крещением и плащаницей.

Светлане Маковецкой пришлось перестраиваться на ходу: интерес у жюри вызвала серия пейзажей, снятых с использованием монокля, в результате чего снимкам свойственна удивительная мягкость и очарование старины.

Михаил Павин представил одну из интереснейших своих серий, выполненную в жанре макросъемки. Мир, увиденный сквозь микроскоп, когда обычная пыль становится песчаными дюнами, а цветочное семя обнаруживает изумительную грациозность. Пространство, сжатое до минимума. Бесконечность Вселенной, отраженная в девяти монохромных фрагментах.

Вот все, относящееся к "как?". Теперь о "что?". В практическом аспекте для Павина - это реальная занятость на четыре ближайших года. Это возможность выставляться на известных площадках столицы уже с весны, участие в крупнейшем проекте "Фотобиеннале", проводимом директором московского Дома фотографии Ольгой Свибловой. По словам Михаила, именно общение с такими людьми, как Свиблова, стало главным результатом поездки: "Подобное общение само по себе должно стоить больших денег, вплоть до поминутной оплаты, поскольку только так можно узнать правила Большой Игры. Пятиминутный разговор дает больше, чем год самостоятельных потуг".

"Мы незнакомы с потребителем продукции и правилами рынка, - считает Павин. - Наши галереи по качеству превосходят московские, но они не держат марку. Кроме общепринятых функций - выставочный зал, хранилище, культурный центр, галереи должны заниматься взращиванием молодых художников и финансированием. Пока я не вижу ни одного молодого фотографа, как-то заявившего о себе. Галерейщикам это невыгодно, потому что не приносит дохода. Разорвать замкнутый круг удастся лишь тогда, когда научатся использовать художника. В Москве есть люди, которые это умеют".

По сказке, Золушке для того, чтобы стать принцессой, пришлось ехать на бал. Вряд ли кому прийдет в голову ассоциировать с Золушкой состоявшегося Михаила Павина. Быть может, еще поискать где-нибудь на кухне? А то как-то не хочется соглашаться с А. Ерофеевым, заявившим, что "пока единственной спасительной стратегией для молодых "героев" является медленное продвижение на Запад". Последствия могут быть самые страшные.

Карточные игры Кати Кандыбы

В течение семи дней столица была атакована молодыми и уже не очень актерами, музыкантами, певцами, писателями, художниками почти со всех российских задворок. Всего их набралось около четырехсот. В меньшинстве оказались художники - их набралось всего сорок со всей великой матушки-России! Причем четверо из них, фотографы и живописцы, представляли Владивосток.

Всех приехавших разделили на небольшие группы по 4-5 человек. Каждому такому альянсу предоставили отдельную галерею современного искусства. Одним из самых посещаемых мест стала галерея современного искусства "Ротонда", на Ленинском, 18 (по соседству с дубленками на Ленинском, 6). Там под девизом "Актуальная позиция или борцы с контекстами" свои картины и экспозиции показывал квартет художников из Тольятти, Екатеренбурга, Новосибирска и Владивостока. От нашего города в этом альянсе была Катя Кандыба. Ее философская "Турбулентность" произвела фурор у столичных ценителей современного искусства.

Чтобы материализовать очередную фантазию, Кате пришлось на время перевоплотиться в плотника - четуре табуретки всех карточных мастей сколачивала, красила и драпировала собственноручно. Самую оригинальную деталь композиции - гипсовые слепки - Катя пыталась собирать близ городских клиник. Но вскоре отказалась от этого неэстетичного занятия. А прототипом всех невидимых карточных игроков стал ее муж (в гипсе провел всего лишь день). Кстати, помимо эстетического удовлетворения, на выставке можно было удовлетворить еще и бытовые потребности - унести пару кусков хозяйственного мыла, которого художница закупила целый ящик. Возможность бесплатно пополнить запасы моющего средства настолько привлекла посетителей выставки, что к моменту закрытия почти ничего не осталось. Видимо, в порыве благодарности столичные эстеты наперебой возмущались богохульством Кати, решившейся запечатлеть тончайшей кистью на гипсовых слепках стихи классиков.

Да бог с ними, с эстетами. "Турбулентность", по мнению московских галерейщиков, безусловно, одна из самых сильных работ прогрессивной художницы, и единственная экспозиция, которая осталась в столице, в частном выставочном павильоне современного искусства Андрея Егорова.

Михаил Филатов, Васса Потемкина

Поделиться:

Наверх