65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 6 м/c
20 июня
Воскресенье

Общество

Катастрофа на горе Золотой

Арсеньевцы переживают трагедию - 9 декабря в горах Синего хребта на севере Приморья потерпел катастрофу самолет Ан-14, принадлежавший авиаклубу завода "Прогресс". Из шести находившихся на борту человек трое погибли и трое тяжело ранены...

Катастрофа на горе Золотой

Чтобы избежать столкновения с заснеженным склоном, экипажу не хватило 20-25 метров высоты

Самолетом Ан-14 ("пчелка"), бортовой номер 7203, управлял опытнейший пилот, бывший летчик-испытатель завода "Прогресс", после выхода на пенсию работавший замдиректора заводского авиаклуба, 48-летний Валерий Удалов. Вторым пилотом летел 52-летний Виктор Обревко, тоже бывший летчик-испытатель, только военный. В состав экипажа входил техник, 46-летний Александр Кудряшов. Пассажирами летели 52-летний Александр Кораблев - еще один бывший военный летчик-испытатель, 47-летний Владимир Назаров, заводской техник, и 59-летний Владимир Пирожков, работник коммунхоза арсеньевской администрации.

По разным версиям, экипаж и пассажиры выполняли как минимум три задачи: проверку рабочего состояния самолета, только что вышедшего из ремонта; разработку новых северных маршрутов на местных направлениях для малой гражданской авиации и вели предвыборную агитацию. Руководство завода до окончания следствия отказывается называть истинную цель этого полета, однако фактов, подтверждающих агитационную версию, более чем достаточно.

Ан-14 был арендован на время предвыборной кампании арсеньевским штабом Евгения Большакова - депутата Госдумы и бывшего лидера приморского отделения ЛДПР, который, как известно, с большим скандалом разошелся с Владимиром Жириновским и нынче снова баллотируется в Госдуму, но уже сам по себе. Двое пассажиров Ан-14, Владимир Пирожков и Александр Кораблев, были членами его агиткоманды - существует договор на проведение предвыборной агитации, подписанный ими и представителем Большакова в Арсеньеве Николаем Минулиным. Кто именно подписывал договор аренды с заводом, сейчас устанавливает следствие, которое проводит краевая транспортная прокуратура. Как стало известно "Н", Евгений Большаков в разговоре с начальником краевого управления по делам ГО и ЧС Владимиром Башкировым признался, что пассажиры разбившегося самолета действительно являлись членами его предвыборного штаба, однако ни в какой полет он их не посылал...

8 декабря "пчелка" вылетела из Арсеньева в Новопокровку и на следующий день должна была возвращаться по маршруту Новопокровка - Малиново - Марьяновка - Озерное - Яковлевка - Арсеньев. Известно, что при посадке в Новопокровке на самолете возникла поломка, и из Арсеньева на автомобиле к ним выехал техник с запчастью. 9 декабря в районе Новопокровки были плохие погодные условия: видимость - 3-5 км, снежные заряды. Около 9 часов утра Ан-14 взлетел, но из-за снежных зарядов вынужден был совершить посадку. В 10.50, дождавшись относительного улучшения погоды, самолет поднялся в воздух.

В 11.14 от командира экипажа поступил последний контрольный доклад - в это время самолет проходил село Малиново Дальнереченского района. Следующий сеанс связи из села Озерное в 13.47 не состоялся. Первым забеспокоился диспетчер службы контроля за перелетами. Он запросил завод, но там его убедили, что до двух часов дня волноваться не стоит: экипаж опытный, самолет исправен, в крайнем случае совершит вынужденную посадку - его технические характеристики позволяют сделать это в любых условиях. Однако вскоре в управление ГО и ЧС поступил доклад от военных: служба ПВО сообщала, что потеряла со своих радаров небольшой гражданский самолет. В 15.45 информация о ЧП легла на стол руководства главного краевого управления ГО и ЧС. Через 15 минут была развернута оперативная группа, которая приступила к поиску исчезнувшего самолета...

Как выяснилось позже, Ан-14, пройдя Малиново, отклонился от курса вправо и примерно через 40 км оказался над Синим хребтом в Кировском районе. Предположительно в 13 часов самолет упал в 16 км северо-западнее небольшого таежного поселка Хвищанка, врезавшись в вершину горы Золотая (высота 945 метров). Причиной катастрофы, по предварительным данным, стало столкновение самолета с мощным снежным зарядом и потеря пространственного положения. По мнению друзей одного из погибших, тоже бывших военных летчиков, им не хватило каких-то 20-25 метров, чтобы перелететь за перевал...

Их нашли около 11 часов 10 декабря. Группа спасателей краевого ГО и ЧС под руководством капитана 2 ранга Алексея Губарева, участвовавшая в поисках на вертолете "Владавиа", обнаружила Ан-14, уткнувшийся носом в землю, хвост его зацепился за деревья. Совершить посадку было абсолютно негде. Спасатели поднимали оставшихся в живых специальным устройством. В 15.45 вертолет с пострадавшими приземлился на площадке завода "Прогресс", еще через десять минут они были доставлены в больницу Арсеньева.

Александру Кудряшову, получившему перелом позвоночника, два перелома ног и ушиб грудной клетки, несколько часов делали операцию - по словам врачей, она прошла благополучно, сейчас техник в реанимации. Там же в тяжелом состоянии находится Владимир Назаров - у него перелом основания черепа, закрытый перелом костей лица, серьезная черепно-мозговая травма. Второй летчик Виктор Обревко с открытым переломом голени и черепно-мозговой травмой лежит в хирургии. Кроме этого, все они сильно обморожены. Валерий Удалов, Александр Кораблев и Владимир Пирожков погибли.

Редакция "Н" выражает соболезнования родным и близким погибших. Репортаж о поисково-спасательной операции будет опубликован в пятничном номере "Н".

Поделиться:

Наверх