65,53 ↑ 100 JPY
11,26 ↑ 10 CNY
72,03 ↑ USD
64,44 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 3 м/c
17 июня
Четверг

Общество

Имидж - ничто, имиджмейкер - все

"Никколо М", "Имидж-контакт", Владимир Мукусев - эти имена произведут впечатление на любого политика российского масштаба. Крутейшие имиджмейкерские конторы, известные своими жесткими технологиями, сегодня посылают своих эмиссаров в Приморье. Зачем?

Предвыборный расклад

Ответ на глупый вопрос - их влекут губернаторские выборы. Расклад такой: есть десятка зарегистрированных претендентов, из которых минимум пятеро - оппозиционны действующему губернатору. Имена их известны - Сергей Дудник, Светлана Орлова, Александр Кириличев, Виктор Черепков и Владимир Ведерников. Пятеро против одного. Но прежде чем вести войну, нужно разработать стратегию, и она проста, как сухарик. Так как ни один из указанных претендентов на место губернатора сам по себе не составляет реальной конкуренции сегодняшней власти, а впятером на одном кресле не поместиться, перед ними стоит задача на предстоящих выборах растащить голоса избирателей. Итак, м-м Орлова должна окучить Арсеньев и северные районы края, магнат Кириличев, возможно, в паре со спикером Дудником - родную Находку, мэр Ведерников - обожаемый Уссурийск, а Черепков, как водится, Владивосток. Итак, в общем план понятен. Однако, конечно же, не сама Пятерка придумала его на подпольном заседании. Голова кампании прячется в Москве, а исполнители уже здесь.

ДОСЬЕ "Н". Английское словосочетание "Паблик рилейшнз", по теоретическому определению, - это, если просто, организация общественного мнения в интересах фирм, политиков и т.д. Российский рынок политконсалтинговых услуг сформировался к 1995 году. Сегодня в России действует около 1000 имиджмейкерских структур, но фирм, определяющих конъюнктуру рынка, не более 20. И самые монструозные из них рвутся в Приморье.

ЦЕНТР "НИККОЛО М". Создан в 1991 году, руководится коллегиально. В правление входят Игорь Минтусов, Андрей Гнатюк и Екатерина Егорова. Работали с кандидатом в президенты России Аманом Тулеевым (1991 г.), движением "Наш дом - Россия" (1995 г.), с президентом Борисом Ельциным (1996 г.), принимали участие в нескольких десятках региональных избирательных кампаний (в Саратовской, Нижегородской областях и др.), а также оказывали пиаровские услуги на выборах в ряде стран СНГ. На рынке имидж-услуг эта компания знаменита жесткостью своих технологий и репутацией "политических киллеров".

ФИРМА "ИМИДЖ-КОНТАКТ". Создана в 1989 г., руководитель - Алексей Ситников. Фирма работала с НДР (1995 г.), подготовила концепцию избирательной кампании Бориса Ельцина и рекомендации по созданию имиджа супруги и семьи президента (1996 г.), участвовала в ряде региональных выборов.

ВЛАДИМИР МУКУСЕВ стоит несколько особняком в этой колоде. Ему 48 лет. Известность заработал в знаменитой программе "Взгляд". Когда старая команда распалась, Мукусев отправился колесить по России-матушке, работая с выборными технологиями за хорошее вознаграждение. Одно время светился на REN-TV, однако был уволен оттуда. Как писали "Коммерсант-Daily" и "Новая газета", за то, что брал деньги за сюжеты с героев своих передач. Сегодня Мукусев - специалист по жестким выборным технологиям. Его стихия - скандалы и провокации. И если специалисты "Никколо М" работают на приморскую оппозицию в целом, то Мукусев сотрудничает конкретно с уссурийским градоначальником Владимиром Ведерниковым. Их партнерство началось в 1996 году, когда в Уссурийске проходили выборы мэра - Мукусев успешно поработал на Ведерникова. Люди из команды бывшего взглядовца пригнали на центральную площадь Уссурийска грузовик, сняли с него колеса, разобрали двигатель, да так и оставили. Мертвое авто, украшенное провокационными лозунгами, три дня простояло в центре города, бросая вызов мэру - конкуренту Ведерникова. В то же время он передавал на ЦТ сюжеты под вывеской "Взгляда", хотя никакого отношения к этой передаче уже не имел. В этих сюжетах он представлял Уссурийск городом развалин и бомжей - с целью дискредитировать действовавшего мэра.

Чего от них ждать?

Можно не сомневаться, что столичные специалисты свои гонорары отрабатывать будут от души. Итак, какими технологиями они владеют?

1. НЕ ДАЙ БОГ! Сегодняшние пиарщики ставят на эмоции, причем отрицательные. В этом - отличие наших технологий от, скажем, штатовских. Там - праздники, шарики, фонарики, календарики, "голосуйте за нашего, он самый лучший..." Российские имиджмейкеры, напротив, разжигают страсти и ставят человека перед жестким выбором. Помните ельцинские "Голосуй или проиграешь", "Не дай Бог"? То есть выбора практически не было - либо кошмарное коммунистическое прошлое, либо светлое демократическое настоящее. Поэтому голосовали не за Е.Б.Н., а против Зюганова. Перед выборами президента центральные газеты усиленно кормили нас воспоминаниями узников Гулага, а телеканалы крутили антисоветские фильмы вроде "Убить дракона" с Абдуловым. Выбирайте, дорогие, хотите вы в тюрьму или в демократию. Явлинский как демократ был блокирован - имиджмейкеры сделали так, что его просто не существовало.

"Никколо М" и Мукусев в совершенстве владеют этими технологиями и опробуют их на Приморье - против губернатора. Западные имиджмейкеры назвали бы предвыборную политику Евгения Наздратенко правильной: это реальные дела, которые доводятся до сведения населения края, так называемый белый пиар, позитив. А вот за Пятерыми реальных дел нет и для белого пиара у них просто нет фактуры. Поэтому работающие на них, а вернее на их руководство, имиджмейкеры пользуются новейшими технологиями черного пиара. Столичным имиджмейкерам нужно представить ситуацию в Приморье при действующем губернаторе возможно более жутко и мрачно и прогнать свою чернуху через бесплатные газеты, листовки, глобальные заходы в наши головы через сюжеты об ужасной жизни в крае по центральным телеканалам. Зная профессиональную жесткость Мукусева и "Никколо М", можно ожидать и "грязных" фотографий и видеокассет а-ля Ковалев-Скуратов с краевыми чиновниками, а об аудиокассетах с разговорами Наздратенко и Толстошеина вы уже, наверняка, начитались... Имиджмейкеры обязательно залезут и в семью действующего губернатора. По нашей информации, уже имеется кассета в духе черного пиара, посвященная сыновьям главы края.

Грязные технологии

ВЕРТУШКА. Опробованные столичные технологии с подкупом избирательных комиссий у нас могут и не прокатить - ЦИК намерен жестко следить за достоверностью будущих выборов. Но вот обожаемая грязнотехнологичными имиджмейкерами "вертушка" вполне может использоваться. Суть вот в чем: идет себе человек мимо избирательного участка, а в кустах его мужик поджидает с ящиком водки. Мужик этот уже взял полагающийся ему бюллютень и подчеркнул в нем фамилию, скажем, Дудника. Он дает прохожему бюллетень вместе с бутылкой водки и говорит: "Ты этот листик, родимый, опусти в ящик, а мне свой, чистый, принеси". На чистом листе вновь отмечается фамилия Дудника, подкарауливается еще один надраться на халяву и так далее. Такая карусель была успешно опробована pr-агентствами на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. При масштабном исполнении технология может увести до 10 процентов голосов.

РАЗДРАЖИТЕЛИ. Есть еще такая штука, как "телефонное информирование". В полночь в вашей квартире раздается звонок: "Здравствуйте, мы хотим зачитать вам биографию нашего кандидата Евгения Ивановича Наздратенко. Он родился..." "Извините, - перебиваете вы, - но мы уже спим, нам сейчас не до этого". - "Хорошо, мы перезвоним позже". В три утра вас будит тот же голос: "Вы уже готовы выслушать биографию нашего кандидата Евгения Наздратенко?" В сердцах вы бросаете трубку, но через час телефон беспокоит вас вновь: "Вам уже звонили насчет биографии нашего кандидата?.." Будете ли вы после такой эскапады голосовать за действующего губернатора? Вы же не знаете, что это грязная технология, отработанная имиджмейкерами врагов Наздратенко, и что у них есть целые НЛП-разговорники, с помощью которых они легко вызовут ваше раздражение. Таким образом можно неслабую часть голосов утащить.

СЛУХИ. Распространение слухов, порочащих неугодного конкурента, в любящей почесать языком России - самая эффективная технология. Создаются специальные группы людей, которые в автобусах, на остановках и на базарах громко разговаривают меж собой. Существуют отработанные приемы, специальные диалоги, которые задевают за живое. Особенно хорошо это действует в глубинке, где люди активно общаются друг с другом.

ДВОЙНИКИ И ПЕРЕВЕРТЫШИ. Нередко на выборах используется тупая технология "двойников" - ищется человек с фамилией кандидата, против которого ведется игра, за деньги его уговаривают выставить на выборы свою кандидатуру, и половина электората, не разобравшись, голосует не за того Иванова или Петрова. Двойники активно использовались на выборах в законодательное собрание Нижнего Новгорода и того же Питера, на выборах мэра одного сахалинского города. В Приморье эта технология эффекта не даст. Если в бюллютнях появится еще один Наздратенко, это будет выглядеть фарсом. Но вот "перевертыши" нам уже знакомы. Взять градоначальника Уссурийска Владимира Ведерникова. Кое-где он создает себе имидж кандидата от блока Евгения Ивановича, кое-где - против, по ситуации. Испытанный способ - въехать в "Белый дом" на чужих плечах. И даже теперь, когда маски, что называется, сброшены, он все еще пытается что-то сымитировать.

ПРОВОКАЦИИ. Эта технология уже отрабатывается в Приморье - вчера "Н" рассказывали, как в некоторых городах Приморья неопознанные граждане собирают деньги, якобы, в поддержку губернатора Наздратенко. Но это так, цветочки. Вот в Красноярске люди в фашистской форме маршировали в поддержку Александра Лебедя! Разумеется, это делалось по заказу имиджмейкеров другой команды, но людям-то что? Ярлык "Лебедь - надежда фашистов" у многих в голове отложился. Репутация Мукусева позволяет ожидать такого рода провокаций.

ЗАЧЕМ? Пятеро противников действующего губернатора тщетно пытаются показать, что они разные. Орлова, мол, демократ, Ведерников - коммунист, а Черепков вообще - "совесть России". Но ни у кого не вызывает сомнения, что они - одна команда, с единым штабом и задачами. "Никколо М", как мы уже сказали, поднялся на выборах Ельцина, сблизился с выборным штабом, коим, как известно, руководил Анатолий Чубайс, так что с центром и задачами все понятно - против губернатора Наздратенко направлено пять снятых с предохранителя стволов, за спиной которых сильнейшие имиджмейкерские структуры. Сейчас им нужно растащить голоса, дабы следующие выборы состоялись в январе. Зачем? На второй тур приходит гораздо меньше людей, чем на первый, - это аксиома, причем приходит обычно протестный электорат, кто однозначно против действующей власти, либо против всех. Второй аспект - к тому времени уже пройдут выборы в Госдуму, и у чубайсовского центра, который руководит Пятерыми с помощью имиджмейкеров, появятся свободные деньги, да и рекламно-политическая площадь в центральных газетах и на ТВ подешевеет, можно будет там Приморье грязью поливать.

Итак, "Никколо М" работает на всех Пятерых, точнее, против губернатора. Владимир Мукусев специализируется на Ведерникове. За спиной Черепкова тоже есть варяги - известно, что в его бытность мэром к нему приезжал человек из еще одной сильной столичной структуры - "Имидж-контакт". Человечек проработал с мэром неделю, и за эту неделю, по информации из осведомленных источников, увез из Владивостока 200 тысяч долларов. Сразу после отъезда "пиарщика" во Владивостоке начались повальные дискотеки. Неплохая цена за идею... Вполне можно ждать эмиссаров и из других крутых имидж-контор. Например, уже ходят слухи о конторе "Выборы-2000", также работающей на Пятерых. И все эти люди будут бурно качать черный пиар. А настоящий губернатор, кажется, нисколько не боится грядущих выборов. Да и не выборы это для него, а форма ответа на вопрос, доверяют ли ему приморцы, одобряют ли его политику?

Есть такой показатель - социальный оптимизм. Насколько он высок, настолько хорошо и живет страна. Описанные нами технологии опускают этот и так небольшой показатель до уровня городской канализации и подрывают доверие не только к местной власти, но и к государственности вообще. Разве это не угроза безопасности страны в целом? Кандидаты, зарабатывая голоса, действуют по единому московскому плану, имиджмейкерам, по сути дела, все равно, для кого делать грязную работу и на ком зарабатывать деньги, а нам... Нам остается во всеоружии ждать начала долгого спектакля. И антракта, к сожалению, не будет.

Отдел городской хроники "Н"

Поделиться:

Наверх