65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Бензинофрения

"Если мы будем отпускать бензин без ограничения, то в городе он кончится через три часа..." - такой неутешительный прогноз дает и. о. старшего оператора АЗС N 2 ОАО "Приморнефтепродукт" Ирина Вязникова.

Все плохо...

Не успели россияне очухаться после финансового кризиса августа прошлого года, как попали в тиски бензинового. По всей стране - дикие очереди за горючим, в которых водители стоят чуть ли не сутками. Коммерческие АЗС закрылись практически везде. Работают только государственные, но отпуск бензина жестко лимитирован. Даже если вы подъедете на заправку с умирающей в салоне от сердечного приступа тещей, то без очереди вас все равно не пропустят...

Рассказывает Юрий Назаров, зам. директора департамента АЗС ОАО "Приморнефтепродукт": "Вчера утром по всем нашим АЗС был разослан приказ, подписанный гендиректором Масловским. С семи утра 28 июля цены на бензин стали такими: АИ-95 - 5.10, АИ-93 - 5 рублей ровно, 76-й бензин - 4 рубля. Цена на дизтопливо не изменилась и составляет 3.80".

- Основной вопрос, который задают все автовладельцы: куда делся бензин?

- Ситуация с нехваткой бензина сложилась из-за неритмичных поставок из Ангарска. Сейчас наши заправки работают только на российском топливе. Были поставки из Хабаровска, но и они прекратились.

Ирина Вязникова помимо проблем с поставками из Ангарска назвала еще одну: сняты квоты на вывоз сырой нефти за границу. Естественно, ее выгоднее гнать туда: цена российской нефти на европейском рынке сегодня самая высокая за последний год.

Когда бензин будет? Назаров: "Начальник нашего департамента практически живет в Ангарске. Поэтому когда появится бензин во Владивостоке, зависит не от нас, а от производителя. По нашей информации, к началу августа ожидается очередная поставка, которая должна смягчить ситуацию. Но по какой цене он к нам придет - большой вопрос. Теперь о лимитах. Каждое утро в 7 часов старшие операторы АЗС определяют в зависимости от месторасположения заправки и количества полученного топлива, сколько будут отпускать его в одни руки. Нефтеинспекция не препятствовала тому, чтобы мы ввели ограничение и отпускали по 20 литров. Сейчас на каждой нашей заправке находится порядка 20 тонн бензина. Если отпускать без ограничений, то город останется без топлива уже через три часа.

В бухгалтерии нашего предприятия можно получить талоны на бензин АИ-95. Выдаются они по договорам как физическим, так и юридическим лицам. Ограничений нет. На талоны заливать бензин можно в течение месяца. Если отовариться не успели, они пропадают".

Сегодня в городе порядка 80 автозаправок, но работают только заправки "Приморнефтепродукта". Вне очереди из специального запаса заправляются машины "скорой помощи", хлебные, продуктовые, автобусы.

Несколько лет назад во Владивосток завозили японский бензин RON. Но сегодня переговоры о его поставках в край не ведутся. Большинство специалистов считает, что тотальный бензиновый кризис вовсе не исключен, хотя точного прогноза развития ситуации не берется дать никто.

Но кое-где хорошо...

Бензиновый кризис коснется не только автовладельцев, но и всех жителей нашего города, поскольку транспортная составляющая в цене любого готового продукта достаточно велика. Тем не менее, на городских перевозках ажиотажа не наблюдается. Дело в том, что цена на 76-й бензин и дизтопливо практически не поднялась, и их хватает. А большинство автобусов ездит именно на этих видах топлива.

Мариенко Валерий, руководитель ВПОПАТ-1: "Дефицита топлива мы не ощущаем. "Приморнефтепродукт", с которым мы работаем, полностью закрывает наши потребности".

Леонид Супрунов, первый зам. гендиректора "Приморавтотранса" - крупнейшего в крае предприятия по грузовым и пассажирским автоперевозкам: "В связи с ростом цен на топливо мы в ближайшее время поднимем цены на грузовые и пассажирские перевозки. По машинам, которые работают на дизельном топливе, примерно на 7-8 %, по машинам, которые работают на АИ-76, - на 11 %. Но прежде чем поднять цены на билеты в наших автобусах, которых, кстати, по краю бегает более 800, мы должны будем согласовать этот шаг с городскими администрациями. Если они компенсируют нам увеличившиеся затраты на топливо, то цены на билеты не подскочат".

Артур Карапетян, начальник коммерческого отдела объединения грузового автотранспорта ООО "Агат": "Нынешний ажиотаж вокруг топлива нас не затронул. Мы подняли цены на грузоперевозки на 40 % полтора месяца назад, когда тонна дизтоплива стала стоить 3.800 вместо 2.400 рублей. Сейчас цены на него более или менее стабильные".

Большие надежды возлагались на приезд Степашина. Он пообещал решить бензиновую проблему в течение месяца. А губернатор Приморского края еще 16.06.99 года издал распоряжение о создании при администрации края оперативного штаба по стабилизации положения дел на рынке нефти и нефтепродуктов и сдерживанию цен на указанные товары. Руководителем назначен первый вице-губернатор Константин Толстошеин. Штаб будет организовывать комплексные проверки соблюдения антимонопольного законодательства на рынке нефти и нефтепродуктов на территории края, привлекая к этому все силовые, налоговые и контрольные органы.

Будет ли завтра лучше, чем сегодня?

Это вряд ли. Потому что проблема многоуровневая, а не одного отдельно взятого края или даже такой страны, как Россия. Помните, как Международный валютный фонд одним из условий предоставления нам кредитов ставил принятие закона о налогах на бензозаправки? Госдума в канун перевыборов не захотела становиться самоубийцей и законопроект прокатила. Но МВФ - товарищ упрямый. Он настаивает на том, чтобы цены на нефтепродукты на российском рынке соответствовали мировым. Поэтому некоторые экономисты считают, что напряжение на бензиновом рынке создается искусственно. Сначала возникает его дефицит, естественно, растет цена. Затем бензин просто исчезнет и появится уже по новой, мировой цене. А это, между прочим, от 70 центов до 1 доллара за литр.

По подобному сценарию развивались события на Украине. Там прошли все эти этапы, и в конце концов бензин появился, но уже по 4 гривны за литр, что равняется примерно 1 доллару.

Так это будет или иначе, мы увидим в ближайшие месяц-два. Россия все же не Украина, не имеющая своих запасов нефти. А пока очереди за бензином во Владивостоке становятся все длиннее...

Михаил Полусмак, Ольга Киндяшова

Поделиться:

Наверх