65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 2 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Судоходство на грани сумасшествия

7 июля у одного из причалов Владивостокского рыбного порта ошвартовался транспортный рефрижератор "Таежный берег". "Востоктрансфлотовское" судно под РОССИЙСКИМ флагом пришло во Владивосток впервые за четыре (!) года. У докеров при виде него челюсти отвисли...

Жизнь моряков "Востоктрансфлота" в период властвования команды Милашевича была настоящим кошмаром

Каждый день в 20 часов по владивостокскому времени все капитаны "востоктрансфлотовских" судов, где бы они ни находились, выходят на связь друг с другом. Переговоры в открытом эфире, в которых участвуют по 15-20 человек, идут обо всем - об обстановке на судах и на берегу, о положении в компании и семьях. О хорошем рассказывают редко, чаще - о кошмарах.

Теплоход "Туркменистан", один из последних "родных сыновей" "Востоктрансфлота", вероятно, станет символом беспрецедентного издевательства над моряками со стороны бывшего руководства ВТФ. Его экипаж находится в море уже 22 месяца без замены и без зарплаты. Моряки, конечно, сильный народ, но и у них есть предел: один из мотористов "Туркменистана" в прямом смысле слова сошел с ума. Сейчас он лежит в шанхайской клинике, и ему требуется постоянный уход, но денег для сиделки нет, как нет возможности отправить парня в Россию.

Свихнувшийся моторист - не единственная боль капитана "Туркменистана" (т/х стоит 15 месяцев в Шанхае на ремонте, за который не заплатили, и китайский суд арестовал судно): недавно старшему механику Пацюку сделали операцию на желудке, но переправить его домой не удалось, и немолодой уже человек мучается с такой болячкой в тяжелом азиатском климате. На грани нервного срыва повариха - 20 месяцев назад она оставила двоих маленьких детей на свою сестру, которая тяжело больна, а врачи настаивают на немедленной операции...

Каждый день в открытом эфире на морских просторах от Индийского океана до Берингова моря раздается "плач капитанов". Кроме "Туркменистана" практически брошены судовладельцем на произвол судьбы "забытый" в Китае теплоход "Восточный берег" (16 месяцев в рейсе, заплачено за два), арестованные в Эмиратах "Тарасовск" (полтора года в рейсе, агента с деньгами последний раз видели в июне 1998-го), "Труновск", "Кутузово" (дикие долги по зарплате, за ремонт и страховку). Радиограмма с "Тарасовска" от 2 июля: "18 месяцев работаем в тяжелых климатических условиях, не получая зарплату. Семьи в нищенском положении. Многие больны, но медицинские услуги в местных больницах платные. Среди членов экипажа наблюдаются сильные нервно-психические расстройства..."

Игорь Немцев, капитан т/х "Таежный берег": "Благодаря переговорам на "капитанской" частоте мы поняли, что бороться надо сообща - в положение "Туркменистана" или "Восточного берега" может попасть любой. Так родилась совместная декларация с обращением к нынешнему руководству ВТФ, губернатору Приморья, премьер-министру и президенту России".

Экипажи 15 судов, 21 июня подписавшие декларацию, обвиняют команду Анатолия Милашевича в "нарушении условий контракта, в создании искусственной задолженности по зарплате более 5 млн долларов, в нарушении российских законов при продаже и передаче в залог флота". От нового руководства ВТФ они просят "не допустить полного разорения компании и добиться скорейшей смены экипажей и выплаты зарплаты", а от губернатора и президента - "восстановить конституционный порядок и российскую законность на предприятии и рассмотреть выдачу экстренного льготного кредита ВТФ на время поиска денежных средств, исчезнувших со счетов компании во время правления команды Милашевича". В знак серьезности своих намерений 28 июня все суда провели одночасовую предупредительную забастовку, а издержки отнесли на счет инвестиционной компании "Партнерство"...

"Таежному берегу" всего 15 лет, это один из лучших рефрижераторов последней модифицированной серии. По словам капитана Немцева, продавать или перефлагировать "ТБ" не пытались, но, скорее всего, это связано с тем, что с прошлого октября теплоход отдан в тайм-чартер (годовая аренда) американской фирме "Эмеральд рифер лайнз". Фрахтователь исправно платит хорошие деньги ($ 180 тысяч ежемесячно), переводя их непосредственно на Кипр (договор заключался с Милашевичем), так что пока "ТБ" ходит под российским флагом. Однако, учитывая скорое окончание тайм-чартера, интересен тот факт, что 10 июня судно было передано в залог таинственной компании "Икссел корпорейшн".

По сравнению с "летучими голландцами" типа "Туркменистана" "Таежный берег" выглядит просто благополучно - экипаж всего лишь 8 месяцев в морях. Но проблемы у него те же - зарплату не получали ни разу. Все это время на запросы капитана к руководству ВТФ ответ был один: "В связи со сложной ситуацией..." На 10 июля задолженность - $ 146 тысяч (сравните со ставкой фрахта - $ 180 тысяч в месяц). Нервно-психического расстройства у экипажа пока нет, зато есть конкретный и очень серьезный план.

Виктор Ворона, моторист: "Постоянно присылают РДО: "Войдите в наше положение". Да какого черта! Кто-нибудь в НАШЕ положение войти пытался? Так что мы собираемся объявить забастовку и ставим в известность об этом и новое руководство, которое при власти, и бывшее, которое при деньгах: выгружаемся здесь, уходим в Японию, и если там нам не отдают зарплату, задраиваем трюмы и стоим до полного погашения долгов!"

Почему в Японии? Как объясняют моряки, бастовать во Владивостоке бессмысленно - здесь ни в одном банке не найти такой суммы наличными. А, к примеру, в Токийском банке с этим гораздо проще.

Михаил Пономаренко, начальник радиостанции: "Нам не хочется подводить таким образом фрахтователя - он-то фирме платит регулярно. Но поскольку мы от этого ничего не имеем, нас вынуждают. В обещание "Липолара", нашего оператора, рассчитаться по окончании тайм-чартера не очень-то верится - все деньги на Кипре, и судя по тому, как кинули весь ВТФ, могут кинуть и нас..."

По словам моряков, составить верное мнение о двоевластии в компании им сложно - обе стороны давят противоречивой информацией. В этом тупике, когда одни не у власти, а другие без денег, моряки чувствуют себя заложниками. Но у них своя, такая же простая правда: "Мы должны честно отработать контракт, получить зарплату, списаться и знать, что нам есть куда прийти потом, что работа и флот будут всегда".

Что ж, именно за это борется и приморский губернатор, на чью поддержку моряки всегда могут рассчитывать.

Татьяна Ощепкова

Поделиться:

Наверх