65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 1 м/c
13 июня
Воскресенье

Общество

Великое таяние "Востоктрансфлота"

Что нужно моряку для полного счастья? Крепкая семья на берегу и надежный заработок в море. Когда и то, и другое начинает лететь в тартарары, моряк запросто может свихнуться. Именно к этому близки сейчас 27 членов экипажа теплохода "Восточный берег" компании "Востоктрансфлот" - вот уже четыре месяца их сводит с ума "неопределенность судьбы и отсутствие связи с домом", заставляя "тревожиться за сохранность своего семейного положения".

Измученному неопределенностью экипажу недавно удалось с оказией передать "сигнал бедствия" в профсоюз рыбаков и прокуратуру. Других способов связи с миром у них нет - в китайском порту Тяньцзинь, где "Восточный берег" застрял с января этого года, запрещена работа рации в режиме "передача". Моряки считают себя настоящими заложниками: судовладелец не может рассчитаться с долгами за ремонт, завершившийся 17 марта, не только их теплохода, но и двух предыдущих - "Берега надежды" и "Берега мечты". Более того, экипаж "Восточного берега", бороздящий моря уже 15 месяцев вместо положенных по контракту 6, зарплату получил только за март и апрель 1998-го. Ничего лучшего, как в ответ призвать экипаж к терпению и благоразумию, руководство компании не придумало. Судя по всему, аналогичные ситуации складываются и на других судах.

В отличие от моряков, руководство ВТФ, "застрявшее" в одном из пятизвездочных кипрских отелей, связи с миром не теряет - еженедельно оно забрасывает различные СМИ (в том числе и "Н") и генпрокуратуру факсами с жалобами на "вредительство" прокурорских органов. Как известно, с января нынешнего года Первомайская райпрокуратура расследует уголовное дело о злоупотреблениях в этой компании, что, по мнению ее топ-менеджмента, и стало причиной "замораживания важнейших операций ВТФ". Если отвлечься пока от того факта, что сбои в выплате зарплаты плавсоставу ВТФ начались как минимум за год до возбуждения уголовного дела, то просто взрывной характер приобретают факты, опубликованные 13 мая в английской газете Trade Winds, о сделках якобы "замороженного" следствием "Востоктрансфлота".

Как сообщают авторы публикации, "интересы греческого оператора рефрижераторного флота "Лавиния корпорейшн" (Lavinia Corp.) - одной из компаний, контролируемых братьями Паносом и Танассисом Ласкаридис, привели к заключению оптовой сделки по покупке 12 рефсудов, принадлежащих флоту Controlled Atmosphere (CAT), на сумму более чем в 30 миллионов долларов. Все, кроме одного, суда, построенные между 1983 и 1991 годами, зарегистрированы под флагом Кипра и в прошлом принадлежали компании "Востоктрансфлот" из Владивостока..."

Как сообщают источники английских журналистов, сделка с ВТФ "еще больше увеличивает концентрацию власти в жестко контролируемом рефрижераторном бизнесе" в руках братьев Ласкаридисов. Важно отметить, что и покупатель, и продавец в данном случае отчаянно спешат - сообщается, что рефрижераторы "будут доставлены новым владельцам в течение двух месяцев".

Почему спешит "Лавиния"? По мнению зарубежных источников, "интерес для Ласкаридисов эта сделка представляет потому, что они получают дополнительный тоннаж в то время, как заказанные ими новые суда доставляются им слишком медленно". Кроме того, пока откладывается покупка Laskaridis group 24 рефрижераторов Латвийского пароходства, приватизация которого затягивается (братья делают ставку на 33 % акций пароходства).

Торопится "Лавиния" еще и потому, что ВТФ продает ей отличные современные суда, например, два "свежайших" банановоза вместимостью 470 тысяч кубических футов каждый - Blue Reefer и Blue Frost - буквально за копейки. Интересно, все ли акционеры ВТФ знают, что в июне 1994 года компания купила один только Blue Reefer за $ 10,2 млн, а в марте 1995-го взяла кредит на покупку его аналогов - Blue Frost и Icecle Reefer - в $ 24,681 млн? Так какой же разумный бизнесмен сегодня станет откладывать такую супервыгодную сделку - 12 судов по цене трех?

А почему спешит руководство "Востоктрансфлота"? Очень похоже, что власть в компании и, соответственно, возможность оторвать от нее еще что-нибудь уплывают из рук Милашевича и Ко. Как стало известно "Н", на 31 мая назначено рассмотрение в кассационной инстанции решения Первомайского райсуда от 24 апреля по иску капитана Плечкова. Как мы уже сообщали, согласно этому решению, двухлетнее правление команды Анатолия Милашевича в ВТФ признано незаконным. Если краевой суд оставит в силе решение суда первой инстанции, незаконными окажутся и все сделки, осуществленные за это время. Возглавив ВТФ в сентябре 1997 года, его сегодняшний топ-менеджмент успел продать 9 судов - об этом известно только потому, что суда уже исключены из госреестра. Сколько же "уплыло" их, выведенных в оффшорные зоны и, следовательно, не включенных в российский госреестр, знают только те, кто их продавал.

Пока идет следствие, так сильно "выбившее из колеи" руководство ВТФ, от некогда крупнейшего в стране рефрижераторного флота скоро останутся рожки да ножки. Распоряжение губернатора Евгения Наздратенко, носившее рекомендательный характер, о том, чтобы капитаны портов снимали с реестра проданные суда только после согласования с комитетами крайадминистрации, было отменено прокуратурой. Закон на стороне Анатолия Милашевича и его соратников. Но от этого ни экипажу "Восточного берега", ни другим работникам ВТФ не легче. Зато греческие миллиардеры могут довольно потирать руки.

Досье "Н". Судоходный монстр Ласкаридисов (Laskaridis group) - это 46 судов, управляемых из Афин. По подсчетам специалистов, в мире сегодня работают всего 120 рефрижераторов, две трети которых контролируются Ласкаридисами - в зависимости от времени года, компания может привлекать к работе со стороны до 30 дополнительных "рефов", что доводит общую цифру ее флота до 75-80 судов.

Татьяна Ощепкова

Поделиться:

Наверх