68,68 ↓ 100 JPY
11,49 ↑ 10 CNY
74,43 ↑ USD
65,94 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-2° ветер 3 м/c
08 марта
Понедельник

Общество

Виктор Жерибор, глава компании "Фрегат-АЭРО" убежден: "Приморье способно стать зоной развития индустрии туризма"

Для того чтобы оторваться от привычного образа жизни и просто хорошо отдохнуть, необязательно пересекать экватор!

Наш собеседник Виктор Жерибор, генеральный директор компании "Фрегат-АЭРО", свой отпуск предпочитает проводить, не выезжая за пределы края, он убежден: заповедные места Приморья способны стать зоной развития целой индустрии туризма

До Таиланда нам далеко!

- Ваша компания одной из первых стала осваивать направление туризма. С какими сложностями столкнулись на первом этапе?

- "Фрегат-АЭРО" создавалась в 1994 году по инициативе "Владивосток-Авиа". В середине 90-х туристическая сфера постепенно охватила всю Россию и затронула Дальний Восток. Приморской столице, долгое время остававшейся военным постом, закрытым для иностранцев, приходилось тяжелее, чем, допустим, Хабаровску, где давно уже развивался сервис обслуживания зарубежных гостей. Сказывалась и нехватка специалистов.

- Считается, что сегодня Дальний Восток далек от основных туристических рынков, но эта область может стать для Приморья серьезным экономическим подспорьем. Как вы считаете, какие туристические направления следует прорабатывать в Приморье сегодня? На чем сконцентрировать внимание?

- Выездной туризм в нашем крае развит не хуже, чем в Европе, хотя географическая отдаленность несколько усложняет доступ ко многим уголкам мира. Допустим, в Латинскую Америку или Мексику, где нынче очень модно путешествовать, туристам приходится добираться дольше и в несколько этапов, но это никого не останавливает. Зато мы обладаем существенным преимуществом - перед нами как на ладони экзотическая Азия - Таиланд, Вьетнам, Китай и Корея, Япония. Кстати, наш ближайший и, кажется, такой знакомый сосед Китай далеко не полностью освоен. Усилия всех туристических компаний сегодня нацелены на юг Китая, где можно проводить как лечебно-оздоровительные, так и шопинг-туры, здесь же сосредоточены древние памятники - сокровища истории за пять тысяч лет развития государства. Например, Санья, второй по величине город провинции Хайнань, находится на одной широте с Гавайями и в настоящее время становится одним из крупнейших туристических центров мира. Очень интересен Шэньжэнь - этот город, своего рода азиатская Европа, появился в то время, когда китайцы пытались вернуть себе Гонконг.

- Туристическая инфраструктура в Приморье, как, впрочем, по всей России, оставляет желать лучшего и требует значительных финансовых вливаний, прежде всего со стороны государства. Нам очень далеко до Таиланда, который на протяжении нескольких сотен лет является открытой для иностранцев страной. Здесь делается все для развития туризма: отреставрированы памятники древней архитектуры, построены шикарные гостиничные комплексы, ну и, естественно, жаркий тропический климат играет на руку. Кстати, Приморский край с каждым годом все больше привлекает туристов - таких красивых и первозданных мест, как у нас, нет нигде! К нам, конечно же, приезжают китайцы, и увеличилось число японцев: для первых это вполне естественно, ведь мы ближайшие соседи, для вторых Россия сегодня представляет очень большой интерес, да и вообще, они могут позволить себе путешествовать вокруг всего земного шара. Если у русских туристов отдых в лесах всегда ассоциируется с палатками, спальниками, костром и котелками, то у иностранных совсем другие требования: на фоне первозданной природы должен быть базовый лагерь, где все будет почти как дома - горячий душ, хороший ужин, тепло и комфорт. Пока наш край не отличается таким уровнем сервиса, и иностранцы не спешат покидать фешенебельные курорты!

Немцы педантичны, арабы авторитарны, индийцы в нирване!

- Когда ваша компания завязывает отношения с зарубежными партнерами, наверное, не последнюю роль играет национальный менталитет и традиции?

- Бизнесмены с востока долго раскачиваются, допустим, те же самые японцы или филиппинцы. У индийцев вообще особое представление о времени, оно течет и изменяется очень медленно: если русский предприниматель за несколько минут может спрогнозировать ситуацию и заключить предварительную сделку по телефону, то индиец будет все взвешивать месяцами. Немцы, наоборот, точны и пунктуальны, если что-то запланировано, ты должен выполнить это кровь из носу: договорился о встрече - будь добр прийти, даже если все вокруг смоет волной или разрушит землетрясением. У немцев если происходит малейшее отступление от протокола подписанных соглашений, тебе делают от ворот поворот: бизнес есть бизнес, и твои проблемы никого не волнуют. В отличие от русских бизнесменов, способных на какие-то нестандартные коммерческие ходы или даже зигзаги, немец всегда действует по прямой и до мелочей проработанной схеме. Когда я повышал квалификацию в Германии, группа должна была ехать на ужин в ресторан, но подъехал представитель "Аэрофлота", и нам пришлось отправиться с ним. У нас бы это сошло по принципу: баба с воза - кобыле легче. Однако пришлось выслушать от немецких товарищей изрядную порцию нравоучений. Японцы также очень дисциплинированы: когда приезжают в Приморье туристы или делегации, с интересом наблюдаешь, как эти люди не сделают и шага в сторону от прописанного в программке. Если мы пообещали, что утром посмотрим храм, а вечером - театр, и с начала взойдет солнце, а потом пойдет снег, значит, именно так все и должно происходить!

- Вы сами любите путешествовать?

- Как это ни странно, я не очень люблю чужеземные курорты, отели и общественные места. Настоящий отдых я получаю со своей семьей и друзьями в приморской тайге, в глухих и далеких от цивилизации уголках. В последний раз мы провели чудесные дни у знакомых в Горноводном: чуть ли ни каждый день лазали по сопкам, собирали грибы, просто любовались всей этой красотой. Вокруг тишина и покой, а вечером банька!

На "острове богов"

- Только не говорите, что вы ни разу не ездили по туристической путевке! Отдых в какой стране вам больше всего запомнился?

- В позапрошлом году я был в командировке на "острове богов" Бали. Его столица Денпасар находится в двух часах полета от Сингапура. Поразило доброжелательное отношение местных жителей, обилие улыбок, и вообще общечеловеческие, межличностные отношения проходят совсем на другом уровне. Здесь и подход к организации экскурсий совсем другой, все просто и душевно: однажды у местного туристического агентства сломался автобус, и все вынуждены были зайти в гости к одной женщине из соседней деревни, а после этого сюда стали водить экскурсии. Пожилая улыбчивая женщина показывает всем свой домик-хибарку, огород, дворик, где для каждого божества установлены отдельные пагоды! Для нас устроили круиз к пристанищу последних динозавров на земле - драконам острова Комодо. Проводник шел с обычной палкой! Оказалось, что домашняя собака агрессивнее, чем эти гигантские ящеры, нежащиеся на солнце. Для того чтобы водить туристов, этих варанов стали специально подкармливать. Но у нас все равно мороз пробегал по коже - в дикой природе такие ящеры Комодо, действуя коллективно, способны преспокойно слопать буйвола!

- Путешествия по Европе не оставляют таких впечатлений?

- Нет, конечно! Здесь установившийся ритм жизни, люди более отстраненные, отработанные годами маршруты, никаких внештатных ситуаций, здесь не увидишь настоящей жизни. Я думаю, всем нам нравится бывать в странах, где чувствуется теплота и дружелюбие людей, как в Восточной Азии. Очень хорошо к русским до сих пор относятся вьетнамцы - если узнают, что ты из России, глаза загораются. Я там был недавно, обошел многие музеи, попробовал разную кулинарную экзотику - специально приготовленных змей и лягушек. Понравилось? Съедобно и недурственно!

Океанариум во Владивостоке никому не нужен

- А легендарные туннели Кути во Вьетнаме, в которых скрывались партизаны во время войны с американцами, видели?

- К сожалению, нет! Но наслышан и хочу вам сказать, что у нас в Приморье есть не менее уникальные фортификационные сооружения, большая часть которых находится в разрушенном виде. Лично мое мнение, для развития туризма в Приморье полезнее было бы вложить средства в реставрацию подземных укреплений, чем в строительство океанариума - этим сегодня никого не удивишь, это скорее дань моде. Одна туристическая компания такого уровня денежные затраты не потянет, подобный проект должен финансироваться государством. И к задаче необходимо подойти комплексно: потребуется решить вопросы с безопасностью экскурсантов, как в туннелях Кути, сразу демонстрировать фильмы или фоторяд по истории сооружений, возможно, создать "действующие батареи" с показом подготовки к стрельбе, разместить предприятия индустрии развлечений, рядом продавать сувениры, устроить стрельбище, где каждый желающий постреляет в свое удовольствие из разных видов оружия. Ведь такого нигде больше в мире нет! Кстати, эти денежные вложения сопоставимы с затратами на океанариум!

Виктор Жерибор в молодости побывал в самых отдаленных уголках страны. Инженером гражданской авиации он следил за своими Ми-4 или Ми-8 у берегов Ледовитого океана, среди таежных красот всего Дальневосточного региона - вертолеты перевозили геологов и геодезистов, моряков и рыбаков, выполняли аварийно-спасательные работы и осуществляли проводку морских судов по северному морскому пути. Сейчас глава компании "Фрегат-АЭРО" ведает авиационными перевозками и курирует туристическую линию - два этих направления связаны воедино.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх