68,80 ↑ 100 JPY
11,41 ↑ 10 CNY
73,79 ↑ USD
65,62 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-8° ветер 8 м/c
06 марта
Суббота

Общество

Светлана и Леший-полукровка

Бородатый Лев Толстой любил говаривать, что писать надобно лишь тогда, когда не можешь молчать. На том литература и держится

Сказки, рассказанные ночью

- Почему ты пишешь?

- Я не могу иначе. Птица счастлива, когда летает, рыба, когда плавает, я счастлива, когда пишу.

Так начался наш разговор с писательницей Светланой Капинос, автором необычной серии сказок, множества рассказов и новелл. В свет вышли уже три книги: "Маленький Леший - повелитель леса", "Девочка в мире духов" и "Колдун пятого поколения".

На презентации первого произведения председатель Приморского отделения Союза российских писателей Борис Мисюк представил Свету как соперницу Джоан Роулинг и предсказал, что в будущем герой ее сказок Маленький Леший порвет Гарри Поттера как Тузик грелку.

Светлана же с улыбкой открещивается от звания детского писателя. Заметим, что произведения Светланы не знают возрастных границ. Маленького Лешего любят и дети, и взрослые. Первые звонят Свете домой и интересуются: когда выйдет продолжение. Вторые, листая книгу, открывают для себя новые пласты жизненной философии.

Проба пера

Светлана Капинос - профессиональный фотограф, фотоискусству посвятила двенадцать лет. А параллельно писала - для себя и близких друзей, что называется, в стол.

Вначале были обычные фантазии на ночь для пятерых детей, выросших на маминых историях. Затем Светлана решила взяться за перо, не помышляя о серьезном успехе писателя, ради ни с чем не сравнимой радости творчества. И она читала свои маленькие пьесы на творческих вечерах в Театре юного зрителя - ее хвалили. Затем, в начале 1990-х, родилась идея создания небольшого рассказа в стиле фэнтези, навеянная "Хрониками Нарнии" Клайва Стейпла Льюиса и "Маленьким принцем" Антуана де Сент-Экзюпери, перечитанными вместе со старшим сыном.

- В моей голове родилась незамысловатая картинка о встрече лесного духа и дочки геолога. Эти образы не давали мне покоя долгое время. Я не утерпела и взялась за ручку: канва событий развивалась неожиданным образом, герои меня абсолютно не слушались, каждый раз я не знала, чем закончится сюжетная линия.

Ее героиня провела в сказочном лесу семь дней, а когда рассказ подошел к концу, Света поняла, что персонажи расставаться не желают... И из короткого рассказа родилась первая книга, превращавшаяся в целую серию.

В ее произведении оживали русские сказки. Прежде чем рисовать на страницах книги образы лешего, домового или, скажем, русалки, пришлось изучить массу литературы, Светлана обращалась к фольклору, мифам и легендам народов мира, к Библии и даже апокрифам. Такие персонажи ее сказок, как проклятые, ангелы взяты из апокрифической книги Еноха.

- Лешие на Руси страшные, косматые... А я своего пожалела, сделала симпатягой, - рассказывает Светлана. - А еще мне не нравилось, что в русской детской литературе нет по-настоящему красивых женских образов. Нелепая Мальвина с голубыми волосами - плаксивая и замороженная, что называется, "блондинка". Так появилась Русалочка - подводная красавица с пылким сердцем, способным на сильные чувства: дружбу, ревность, искреннюю любовь.

Маленький Леший, в отличие от других лесных духов, получился необычным: слишком мало зла в него вложил Повелитель гномов, слишком много места оставалось для сочувствия и сопереживания. Маленький Леший не любит морочить голову путникам, водить их кругами, путая тропы, и мечтает хоть на денек стать человеком. И становится!

И однажды он встретился с человеческим существом, обычной девочкой, ставшей для него настоящим другом. Образ Лешего, не принадлежащего ни к одному из миров, способного сохранить искренность и целостность своей натуры в любом окружении, родился, как бы это странно ни звучало, под влиянием образа Алеши Карамазова.

Сказка длиною в жизнь

Было время, когда в жизни Светланы чередой шли перемены не из самых легких: второе замужество, тяжелые годы перестройки и кризисов. Приходилось выживать всеми мыслимыми и немыслимыми способами, растить и ставить на ноги пятерых детей.

Когда в семье Капинос появились друг за другом Настя и Захар, Светлана прекратила писать на целых десять лет. Маленький Леший уснул в бумагах. А Света каждое утро, после бессонной ночи стряпни, разносила обеды на "Зеленом углу", помогала мужу вместе со старшими детьми вести бизнес. К тому же муж не признавал литературу вообще, считая это занятие чудачеством: жена должна заботиться о детях, а если не работает, уделять больше внимания мужу.

А Светлане до смерти хотелось вырваться из рутины быта, обрести счастье творчества. Бывало, когда мысль шла потоком, Светлана сбегала от домашнего шума и гама, закрывалась в ванной и, включив воду, пыталась писать, сидя на кафельном полу. Когда дела в семье пошли на лад, Светлана взмолилась: отпустите в литературу! Отпустили, разумеется...

- Все спят. В доме тишина и покой. И я тихонько пишу, - рассказывает Светлана. - Был момент, когда я заболела - температура под сорок - и заканчивала очередную главу, положив толстый справочник на колени. В это время моя героиня тоже заболевает и получается очень убедительно.

Если вы дадите мне полную свободу? Я пойду к компьютеру и начну работать над рассказом. И никаких шашлыков, дней рождений, моря и солнца мне не нужно.

Первые критики

Ну, конечно же, это собственные дети! Трое старших - Женя, Паша, Маша - знали наизусть мамины сказки с пеленок, слушали вечерами напролет, широко раскрыв глаза и вставляя едкие замечания.

Спустя десять лет Света рецензировала рукопись для издательства, в процесс целиком влились младшие: они перечитывали, обрушивали шквал критики, объясняли маме, каким должен быть волшебный лес, наконец, вдохновляли! Перед сном затаскивали Светлану в свою комнату и начинались бурные дебаты над главами. Если мама не успевала провести этот вечерний ритуал, она оставляла детям записи на диктофоне, сделанные еще днем. Вторую часть "Колдуна пятого поколения" почти целиком изменила Настя, прослушав на сон грядущий, она приходила после школы вечером со словами: "Мам, вот тут не самое удачное выражение - давай сделаем иначе!" Или: "Ты пишешь, что Горный дух убрал с земли Солнечный камень. А почему причину не указываешь? Надо все объяснять!"

Кстати, сейчас старшая Мария читает сказки бабушки Светы своей маленькой дочери.

Пятикнижие Светланы

Так шутя называли Светино творчество ее друзья. Незнакомая с писательской средой, Светлана случайно встретилась с приморским маринистом Борисом Мисюком. Он стал ее учителем, проводником в мир литературы. Раскритиковал все в пух и прах, редактируя рукописи. А потом все же сказал по телефону: "Поздравляю! А вы талантливы..." И она долго сидела ошеломленная.

Вторым учителем была писатель и художник Тамара Алешина, которая иллюстрировала первую книгу сказок.

Сегодня Светлану Капинос собираются принять в Союз российских писателей. Но это всего лишь небольшая веха на пути. Постепенно Света поняла одну истину, необходимую для человека пишущего: следует наотрез отказаться от внутренних амбиций, быть готовым принять любую критику - это и означает желание учиться и действовать дальше. Иные авторы носятся со своим творением, что курица с яйцом. И не дай вам бог заявить, что оно кривое. Но, если писатель не примет этот путь, он не вырвется из пут графомании, наступая на одни и те же грабли.

Сейчас Светлана сотрудничает и с приморским альманахом "Изба-читальня", который издает Борис Мисюк, а также собирается издавать не только продолжение сказки о Лешем, но и сборник своих рассказов.

Муж Светланы, не веривший в литературный дар супруги, сегодня гордится ее успехами. А Света считает: "Каждая женщина должна состояться как личность, не зависимо от мужчины. И эта самореализация заключается не только в воспитании детей. Это лишь по телевизору говорят много красивых фраз о матери-героине. На самом деле труд домохозяйки и не ценится. В сорок лет женщины переживают духовный кризис: дети выросли, работа опостылела. Когда-то были мечты, на которые никогда не хватало времени... И неожиданно задаешься вопросом: "А зачем я живу на свете?" Русские женщины в такой ситуации не обращаются к психоаналитикам, но начинают бешеными темпами искать себя: плести кружева или создавать картины из соломки, заниматься танцами живота, осваивать гитару или писать! А почему бы и нет?"

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх