68,08 ↓ 100 JPY
11,49 ↓ 10 CNY
74,04 ↓ USD
65,83 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 5 м/c
13 мая
Четверг

Общество

Диссертация в стиле фанки-джаз

Молодой специалист из Владивостока решился на эксперимент с эстрадными танцами и... компьютером. Такого в мировой практике программирования ещё не было

Можно ли с помощью компьютера запрограммировать современный сольный танец? Сделать так, чтобы хореограф создавал его автоматизированно: то есть экспериментировал с движениями не самостоятельно - у зеркала, а при помощи специальной программы, общаясь с ней с помощью профессиональных терминов? А домашнее задание по танцам ученикам стал бы отправлять через интернет...

- Да, - отвечает аспирант Станислав Перцовский, - только на этот смелый проект потребуется несколько лет кропотливой работы. Дело в том, что подобного опыта в мировом программировании еще не было. Существуют компьютерные программы для музыкантов и художников, для мультипликации и киноиндустрии. Есть программы для создания балетных танцев, но они не могут быть использованы для современных сольных. Дело в том, что здесь хореографы все чаще используют позы и движения, не характерные для классического балета, давая волю импровизации.

Любитель нестандартных задач

Со своей работой "Система автоматизированного проектирования (САПР) современного сольного танца" на дальневосточном конкурсе "Программист-2006" Станислав занял призовое место. Этот престижный конкурс среди молодых специалистов (его основные организаторы - Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН и ДВГУ) проводится тринадцать лет подряд. Станислав неоднократно становился его победителем.

И вот он передо мной - целеустремленный, симпатичный молодой человек. Внешним видом и даже манерой говорить чем-то похож на телеведущего Андрея Малахова. Станислав рассказывает, что программированием увлекся лет с шестнадцати. И по сей день проводит у компьютера большую часть свободного времени. А на первых курсах университета любитель нестандартных задач и их решений занимался в танцевальной студии "Каури". Тогда-то у него и родилась идея запрограммировать современный сольный танец. Сделать так, чтобы хореограф задавал различные позы танца на трехмерной графической модели танцора, формируя законченные движения. По замыслу, это не только облегчит работу хореографам, но и даст им возможность разрабатывать все новые и новые варианты эффектных па. К тому же современные танцы сегодня распространяются только с помощью видеозаписи. Программа же предоставит возможность давать задания ученикам дистанционно, например, через интернет.

Главное было понять, как от знаний хореографов перейти к созданию программного средства. Поэтому для начала тогда еще студенту Станиславу Перцовскому пришлось изучить азы анатомии, механики, хореографии, существующим способам записи танцев... Он связался по электронной почте с хореографами танцевальных студий Москвы и Санкт-Петербурга. Те выслали ему всю интересующую литературу, пожелали удачи в перспективном, на их взгляд, деле. Однако к его затее поначалу многие отнеслись скептически (до этого хореографы никогда компьютером в своей деятельности не пользовались). Когда в 2004 году Станислав представил на дальневосточном конкурсе макетную версию своей программы, на него уже смотрели по-другому.

- Я записал на видео танец девушек под музыку Джастина Тимберлейка, а затем дома попробовал создать его с помощью модели человека. На конкурсе я и показал ролик, когда танцевали сначала девушки, а затем изображение плавно переходило в трехмерную модель человека. Это произвело эффект, - вспоминает программист.

Он познакомился и с идеологом программы для создания балетных танцев Dance forms Томом Калвертом (этой программой в общей сложности занимается несколько десятков разработчиков), тот счел подход российского коллеги новаторским. В прошлом году со своим детищем Станислав ездил в США. В городе Орландо на международной конференции по программированию его работу признали лучшей в секции "компьютерное моделирование".

Фанки-джаз для компьютера

Свою программу Перцовский создает под определенный стиль - фанки-джаз.

- Это танец, который создавал Майкл Джексон. В чистом виде его сейчас встретить сложно, но он лежит в основе многих современных танцев, например хип-хопа, - объясняет Станистав. - Современный танец - понятие очень обширное. И многие хореографы даже не уверены, какое движение к какому стилю относится. Чем хорош фанки-джаз? Особым характером исполнения: движения исполняются с четкой фиксацией конечной точки, при этом все время происходит резкая смена направления движения и поз.

Каждое движение состоит из определенного числа позиций или поз. На основе этого принципа и делается программа. То есть хореограф приходит домой, запускает программу, задает либо промежуточные, либо начальные и конечные позиции танца определенного стиля, таким образом создает новое движение и потом весь танец целиком. То есть "экспериментировать на человеке" не надо. Сразу виден результат: если он не удовлетворяет, можно сразу что-то поменять. Причем редактирование идет очень быстро: хореограф общается с компьютером с помощью профессиональных терминов. Создание же одного танца в реальных условиях и запись его с помощью обычной видеоаппаратуры требует времени и серьезных усилий.

Цель работы Станислава - создать программу, которую свободно смогут использовать хореографы для построения современных танцев. И если удастся довести задуманное до логического конца, то, возможно, его программа станет для хореографов такой же обыденной вещью, как Microsoft Word для журналистов или же 1С для бухгалтеров.

Главное - идея

Создание программы - процесс длительный и трудоемкий. Только 10% работы - это непосредственно создание программы, ее кодирование. Сначала нужно досконально изучить предметную область, спроектировать...

- Программа - это очень сложная вещь. Например, такой огромный программный проект, как Microsoft Word, думаю, группа специалистов создавала несколько лет. А кажется, что все так просто: вводишь текст, посылаешь его на печать - и никаких проблем. Но там масса функций, надо чтобы все адекватно работало, не было никаких ошибок. Одна панель инструментов чего стоит, - рассуждает программист. - Что же касается моего проекта, то сначала я выбрал все термины и движения, выделил позиции фанки-джаза (сложность была в том, что мнения хореографов об одном и том же разнятся, у каждого собственная точка зрения). Затем все формализовал: сделал математическую, а затем компьютерную модель, чтобы использовать эту информацию при создании программы. Я предложил метод, помогающий от знаний экспертов перейти к созданию программного средства.

Программирование - это не сидение за компьютером, а именно идея, считает Станислав. Причем важно реализовать эту идею так, чтобы непосредственное создание программы не представляло трудности. Главное - описать, спроектировать, создать проект (чертежи), это огромный труд. Не зря работа проектировщика считается важнее, чем кодировщика, то есть непосредственного создателя программы.

- Я проектировщик, - говорит молодой специалист, - и считаю, что профессиональную программу одному человеку создать невозможно. Потому что нужен художник, аниматор модели, хороший кодировщик, и не один. В одиночку закончить свой проект мне будет сложно.

Серьёзное научное исследование

Эта программа - основная тема будущей диссертации Станислава Перцовского в Институте автоматики и процессов управления ДВО РАН. Основная задача научной работы - доказать, что можно создать программное средство для современных танцев и что оно будет пользоваться спросом. А для этого программа должна быть профессиональной и легкой в использовании. Чтобы хореографы не пугались ее, а просто создавали любые танцы.

- Я работаю в содружестве с хореографом, - объясняет аспирант Перцовский. - Вместе в одну базу данных мы собираем все термины, позы, позиции и движения танца, устанавливаем связи между ними. Это называется онтологией. Онтологоориентированный подход в нашем институте применяют, например, для создания медицинских программ. А я решил взять какую-то непонятную эфемерную область и попробовать с помощью этого подхода создать программное средство. Сначала нужно было досконально изучить всю предметную область, связанную с современными танцами.

Почему нет программ для сольного танца? Все очень просто: многие не понимают, как к этому подойти. Современный танец - понятие эфемерное, хотя встретить его можно повсюду - и в различных шоу, и при просмотре музыкальных клипов по телевизору. Для балета все позы, позиции и движения известны. Такие движения можно в принципе заранее записать в программу. А мне нельзя, потому что хореограф может захотеть такое движение, которого нет в программе. И программа на основе позиций танца определенного стиля должна создать правдоподобное движение именно этого стиля.

Мой эксперт уже опробовала макет программы. И она очень воодушевлена.

Будущее с наукой связывать можно

А вообще-то, программирование - адская работа, требующая постоянного напряжения. В этом Станислав уверен. Его основная сегодняшняя работа с компьютером не связана. Но в будущем он планирует заниматься именно программированием. Парень интересуется трехмерными программами, идеей искусственного интеллекта (здесь насчет будущего существуют диаметрально противоположные точки зрения: коллективного мнения не существует, многое до сих пор в области фантастики). А там как жизнь покажет, он не исключает, что останется в науке. Сейчас молодежи доступны и зарубежные стажировки, и гранты. "В науку идти сегодня можно, - уверен Станислав Перцовский. - Главное - иметь цель и быть очень увлеченным своим делом".

Станислав Перцовский, 25 лет. Окончил среднюю школу №23 с математическим уклоном с серебряной медалью, Институт математики и компьютерных наук ДВГУ с красным дипломом (имеет диплом бакалавра математики и диплом по специальности "инженер"), аспирант Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, постоянный участник российских и международных конференций по программированию, в совершенстве владеет английским языком.

Юлия Щетинюк

Поделиться:

Наверх