68,08 ↑ 100 JPY
11,54 ↑ 10 CNY
74,16 ↑ USD
66,26 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 7 м/c
12 мая
Среда

Общество

Богатырь из линейного

Майор Андрей Ануфриев своей службой доказывает, что, помимо силы, хорошему милиционеру необходим сильный ум

18 февраля в России отмечали День транспортной милиции. В этот день в 1919 году был подписан декрет "Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог". Этот документ был первым на пути создания милиции на железнодорожном транспорте. Но потом 18 февраля стало праздником для сотрудников всех линейных подразделений органов внутренних дел - не только на железнодорожном, но и на речном, морском и воздушном транспорте.

Учитывая портовую специфику Владивостока, мы не могли пройти мимо нашего линейного ОВД на морском транспорте. В этом отделе работают весьма колоритные личности и настоящие профессионалы своего дела. Такие, как майор Андрей Ануфриев.

Служить на суше - не то что на море

Да, ему приходилось стрелять в бандитов, спасая жизнь человека. Но, прежде чем судьба привела его на ответственный пост начальника уголовного розыска линейного отдела внутренних дел на морском транспорте во Владивостоке, сначала пришлось пройти все этапы милицейской службы.

Про него не хочешь, но подумаешь: богатырь. И действительно, когда на тебя движется майор Ануфриев, он всей своей фигурой внушает невольное почтение. Тем более при такой должности человек - главный сыщик "морской" милиции.

- Линейщики - "морские" милиционеры, выходит?

- Ну вроде того. В зону нашей работы включены порты - торговый, рыбный. Там за порядком и следим. У нас о всех прочих видах милицейской работы принято говорить: "Служить на суше". Здесь же мы служим "на море".

Я не так давно назначен на эту должность. Прежде долгое время работал заместителем начальника уголовного розыска и специфику этой работы уже знал - от и до. Не зря своего шефа замещал, когда тот выезжал в командировки.

- А с чего начался ваш путь в органах правопорядка?

- Ну, я довольно давно уже служу. С 1988 года. Пошел в милицию почти сразу после армии. Сначала работал нештатным связистом батальона ППС, который сейчас уже стал полком. Через два с половиной года меня перевели на офицерскую должность - участковым уполномоченным. Но до этого я параллельно учился, разумеется. Участковым проработал примерно года три, а потом уже пошел в уголовный розыск - в разных отделах служил.

- Андрей Владимирович, ведь не секрет, что зачастую для обычного законопослушного гражданина до поры до времени разницы особой нет между участковым инспектором или оперативным работником... А вот специфика уголовного розыска в вашем случае какова?

- Прежде всего нужно учесть, что мы служим на море. Этим, повторюсь, многое сказано. Нашей, выражусь так, "клиентурой" являются моряки и все, чья работа связана с морем. Говоря точным языком, мы гораздо ближе к транспорту, к перевозке грузов и людей, чем кто бы то ни был из системы внутренних дел.

Эту особую специфику на примере опишу... В прошлом году на сухогрузе "Святой Георгий" произошло убийство. Стармех во время драки забил чуть ли не кулаками насмерть своего коллегу. А так как бежать ему было некуда, он спрятался на корабле...

- И?

- В том-то и дело, что вам кажется, что все просто было... Казалось бы, вот - корабль, вот - преступник: лови. Но нам пришлось постараться, чтобы найти убийцу. Потому что на каждом судне есть столько укромных местечек - от гальюнов до кубриков, где нарушитель закона - да и кто угодно - может спрятаться, и искать его будут хоть год, хоть два. Но мы нашли... Однако корень всех проблем, корень всех правонарушений, преступлений, совершаемых против личности, на море, разумеется, в другом...

- В чем же?

- А в том, что очень часто я для себя стал замечать: на море все иначе. Вот, к примеру, взять этот случай: убийство произошло на почве, что называется, неприязненных отношений, да? И думаю я, что этого бы просто не было, находись участники конфликта не в дали от дома. Почему? Да во Владивостоке, если бы мужики повздорили где-нибудь в ресторане, они бы, успокоенные супругами или друзьями, просто разошлись бы. Как в море корабли. А тут ситуация иная принципиально. На судне люди входят в контакт друг с другом теснее обычного. Следовательно, возможные конфликтные ситуации воспринимаются всеми сторонами острее: обида кажется глобальнее, грубость - непростительнее. И результат может быть, как видим, более плачевным, чем можно предположить. К тому же нервная обстановка на море или за границей, где судно стоит на приколе, сами понимаете... Работа тяжелая, и мужики часто легко выходят из себя.

- Как же такого избежать?

- Я бы посоветовал морякам просто быть осторожнее и доброжелательнее. Впрочем, это и для любого другого человека вполне подходит.

Когда бандит не оставляет выхода...

- Но сейчас, как я понимаю, лично вы работаете больше как начальник: на задание кого-то послать и тому подобное... А есть наиболее запомнившийся оперативный эпизод в вашей практике?

- Было такое, когда мне приходилось стрелять в вооруженных преступников, применять табельное оружие - просто выхода другого не было. Сейчас об этом даже вспоминать не очень хочется.

- Но все же...

- Эта история произошла в 1992 году. Было это в районе Баляева...

В поздний час пара негодяев пошла на грабеж, точнее на разбойное нападение. Где-то около часу ночи они с крыши, пробив окно, вломились в квартиру. Квартиру эту они выслеживали долго. Несомненно, действовали по наводке. В квартире, на свою беду, находилась хозяйка. Представляете ужас несчастной женщины? Среди ночи у нее дома проламывают окно и... Они пытали и избивали ее, требовали показать, где спрятаны драгоценности. В общем, когда я уже подходил по вызову к месту преступления, хозяйка была сильно избита. Но самое страшное было, когда я уже вошел в квартиру: дверь открыл один из преступников, который понял, что вызвали милицию, и решил убежать. Короче, тот гад взял потерпевшую в заложники. И, прикрываясь ею, пытался скрыться. Я не знал, чем он вооружен, применить оружие тоже не мог, потому что опасался за жизнь женщины, да и тесно было в коридоре. В общем, пришлось действовать решительно. В конце концов у бандита сдали нервишки, и, отшвырнув жертву в сторону, он попытался прорваться. Я погнался за ним, ну и, когда стало ясно, что не догоню, выстрелил ему по ногам... Оказалось, что, если бы он сбежал, то пожива его была бы велика. Карманы у него просто оттопыривались от золота и валюты.

Милиционер должен быть интеллектуалом

- Вооруженные бандиты - это всегда страшно... Вам не было страшно?

- За себя? Ни разу. А вот за ту женщину - я как вспомню, до сих пор не по себе становится. Это один из самых серьезных случаев в моей практике.

Бытует мнение о том, что наша работа не самая интеллектуально емкая. Это не так. Нам, милиционерам, нужно четко и точно знать законы нашей страны. Нам нужно уметь применять свои знания и умения в экстремальной ситуации. Ведь при столкновении с преступником мы действуем по принципу: кто кого перехитрит. И так было и будет всегда. А еще стало сейчас непросто в том плане, что преступники тоже ведь не дураки. Они прекрасно осведомлены о своих правах. И иной раз вывести на чистую воду злодея очень сложно.

- Неужто вы никогда не расслабляетесь? Вы же, как я полагаю, хороший семьянин...

- Да, я уже несколько лет женат, у нас подрастает сынишка. И увлечений не так уж мало - другое дело, что времени на них почти не остается. Мне нравится фотографировать, но занимаюсь этим все реже. Очень люблю музыку. Это настоящая страсть! Западную рок-музыку обожаю: "Пинк Флойд", "Джетро Талл", "Йес". Их могу слушать часами. Из наших предпочитаю "Машину времени" - это мой любимый музыкальный коллектив. У них очень правильные тексты.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх