67.93 ↓ 100 JPY
11.48 ↓ 10 CNY
74.14 ↓ USD
66.11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 7 м/c
08 мая
Суббота

Общество

Приморский Фаберже

Бумажные паруса местного умельца наполняет живой ветер странствий и приключений

Это не диковинные игрушки из кружка моделирования и не оригами. Английские галеоны, японские джонки, изящные римские триеры, которые вот уже десять лет создает Юрий Зырянов, никогда не коснутся морской глади - они бумажные.

Лилипуты бумажной Тортуги

- Не бойтесь, не развалится! - демонстрирует Зырянов один из корабликов. Осторожно беру в руки парусник длиной этак сантиметров 60. Да таким корабликом гвозди заколачивать можно: твердый материал, из которого он сделан, не имеет ничего общего с бумагой! Передо мной миниатюрная копия классического английского галеона XVI века, такие использовались для постоянной связи с многочисленными британскими колониями: мощный корпус, несколько палуб, высокие мачты, паруса на реях (их можно по желанию натянуть или убрать), малюсенькие пушки по бортам и руль тончайшей ювелирной работы. Открываю дверцу в одно из помещений. Кажется, что сейчас оттуда выбежит разгневанный капитан и скомандует: "Полный вперед!" - а матросы-лилипуты помчатся исполнять приказание, полезут, как обезьяны, по веревочным лестницам...

- Здесь и крысы есть!- шутит мастер.- Как же без крыс на корабле!

Галеон действительно создан из обыкновенной бумаги, обработанной по специальной технологии. В бумажной гавани Зырянова стоит всего лишь несколько кораблей. Над одним из них мастер недавно начал работу, изготовив пока только корпус будущего трехмачтового фрегата. "Ох и красавец получится!- хвастается Зырянов. - Бортики, мачты, палубы я обязательно украшу светодиодами!"

Хобби - дело тонкое

Юрий Зырянов никогда и не думал, что займется столь необычным ремеслом. Он никогда не был в открытом море и не испытывал особых симпатий к морскому делу. Все получилось как-то само собой. Зырянов, состоявшийся художник и японист, поклонник старинных хокку, летом 1998-го без дела скитался по квартире. Наткнувшись на новенький ватман, просто так, от скуки, за пару вечеров соорудил нечто, напоминавшее кораблик.

Первого потешного "уродца" жена решила подарить друзьям. А Юрий задумался: ему, человеку совершенно не морскому, хотелось чего-то старинного и красивого, чтобы волны, ветер, дух свободы рождались в его руках. "Полундра!" - сказал себе Зырянов и принялся за дело. Он не имел ни малейшего представления о строительстве парусных судов, а в те годы не было ни специальной литературы, ни тем более чертежей, которые сегодня любой желающий сможет разыскать в интернете. Захватил сам процесс: Юрий отсматривал фильмы о первопроходцах и мореплавателях, попутно набрасывая схемы. Первый год стал временем неприятных открытий: например, оказалось, что нельзя натягивать снасти, иначе из-за приморской влажности в полную негодность приходят бумажные паруса...

Кстати, строительство любого белоснежного красавца начинается с соседней помойки рядом с домом - на ней мастер собирает обыкновенные коробки. Дело в том, что гофрированный картон наилучшим образом подходит для изготовления твердого корпуса. Это единственный секрет, о котором с усмешкой поведал мастер, а дальше - месяц кропотливого труда.

Как корабль назовёшь...

Он убежден, что у каждой бригантины или галеры есть сердце и душа, свой неповторимый нрав. Его постигаешь долгими ночами, склонившись над письменным столом, ведь только один морской красавец предполагает в среднем месяц ювелирной работы. Главное - с кораблем поладить, говорит мастер, и название следует выбирать очень осторожно, чтобы не спугнуть удачу, не обидеть парусник.

Свой грозный галеон он почему-то окрестил "Сладким грехом", а недостроенный фрегат уже носит имя Dolce Vita - капитану виднее. В минуты разочарований Зырянов устраивал настоящее аутодафе своим пинасам и галерам, сжигая на соседней помойке разочаровавшие его кораблики. Однажды он в сердцах швырнул судно о стену - после сильного удара у корабля сломался бушприт (наклонная мачта на носу судна), зато работа дальше пошла как по маслу.

Игра длиной в десятилетие

Занятия взрослых - такие же детские игры, с той лишь разницей, что дети, играя, познают мир, а взрослые выбирают себе развлечение осмысленно: не на час, а на многие годы. Неписаные правила полностью завладевают нами, постепенно определяют каждый день жизни. За более чем десяток лет бумажное строительство Юрия Зырянова из разряда необычного хобби переросло в дело всей жизни.

Он воскресил множество знаменитых бригов, бригантин и галеонов, овеянных ароматом морских мифов и легенд, построил "Полтаву", балтийского первенца Петра I, и самый красивый корабль истекшего тысячелетия - La Couronne, созданный в 1636 году по приказу кардинала Ришелье как своеобразный ответ французов на английский чудо-корабль того времени Sovereign of the Seas. А после того как Юрий Зырянов сделал торговую китайскую джонку XIII века с детально прорисованной головой дракона на носу судна (настоящее произведение искусства!), друзья прозвали мастера бумажным Фаберже. Сегодня джонка украшает фойе гостиницы "Версаль".

У каждой модели своя судьба, замешанная на истории прототипа и авторских представлениях. Излюбленной тематикой Зырянова остаются корабли великих корсаров. Сам он, кстати, обожает "капитанский ром" и киноленту "Пираты Карибского моря" с Джонни Деппом. Зачитываясь и вдохновляясь пиратскими эпопеями, Юрий за считанные дни создал два флагмана знаменитого Френсиса Дрейка: галеон Revenge, на котором королевский корсар дрался с "Непобедимой Армадой", и легендарную "Золотую лань": на ней Дрейк совершил второе после Магеллана кругосветное путешествие, а после отлил из чистого золота статую лани и водрузил на нос корабля.

Бумажный кораблик плывёт далеко

Эти уникальные произведения искусства, выполненные вручную, за рубежом оцениваются в тысячи долларов. В России один такой шедевр, по старым меркам, стоит 400 условных единиц. Именно к Зырянову обращаются чиновники и бизнесмены за подарками для высокопоставленных гостей. Его кораблики, несмотря на то что выполнены из бумаги, иногда уплывают в другие страны: например, две старинные джонки давно осели в японском министерстве обороны. Благодарные островитяне, с особым трепетом относящиеся к необычным изделиям из бумаги, готовы были руки целовать за дорогие сувениры.

Зырянов работает быстро, стихийно, в одиночку и по зову сердца, не поступаясь своими принципами. Например, никогда не красит свои белоснежные корабли. "Ну ты хоть красочкой акварельной фон наведи!" - умолял его один заказчик... В свое время мастер корабельных дел отказался и от рассмешившего его предложения изготовить партию звездолетов. С горечью он вынужден забыть на время еще об одном предложении: фотохудожник из Владивостока Александр Яковец, давно покоривший первопрестольную, намеревался организовать в Москве совместную с Юрием Зыряновым выставку - в столице таланту засиять легче. Зырянову хотелось показать большую серию пиратских галеонов или кораблей первооткрывателей, где одной из первых красовалась бы знаменитая "Санта-Мария" Христофора Колумба. Но, к сожалению, бумажные кораблики в доме у Зырянова надолго не задерживаются, плывут себе дальше, быстро обретая новых капитанов, - жить то на что-то надо...

Французская корона La Couronne была построена специально по заданию Ришелье: кардинал лично принимал участие в разработке его вооружения и убранства. Корпус судна водоизмещением 2100 тонн был изготовлен из дуба, причем при постройке старались, чтобы форма ствола дерева соответствовала форме той или иной детали судна, и, следовательно, изгиб волокон соответствовал ее изгибу, что придавало деталям чрезвычайную прочность. Для постройки подобного судна требовалось в среднем около 2000 хорошо высушенных дубовых деревьев. Постоянный экипаж La Couronne, обладавшей по тем временам лучшими мореходными качествами, составлял 638 человек.
немного истории Английский галеон Revenge появился на свет в 1577 году. Сравнительно маленькое судно водоизмещением 500 тонн и стоимостью четыре тысячи фунтов подтолкнуло новую волну в строительстве кораблей, доминировавшую на протяжении последующих 300 лет. В 1588 году сэр Френсис Дрейк, получив задачу уничтожить испанский флот, на своем флагмане Revenge заставил бежать испанскую "Армаду" в Северное море. Галеон стал героем одного причудливого эпизода. В пику испанцам был создан постоянный патруль из английских кораблей, в составе которого и находился Revenge. 7 сентября 1591 года испанский флот натолкнулся на англичан как раз в тот момент, когда те занимались ремонтом своих кораблей, а многие моряки болели лихорадкой и были на берегу. Большая часть кораблей сумела выйти из бухты в море, но Revenge испанцы заперли в гавани. Имея подавляющее превосходство, они предложили команде Revenge сдаться. San Felipe, галеон в три раза больше Revenge, попытался подойти к англичанам, но был отогнан пушечным огнем. Сражение продолжалось всю ночь, но положение осажденных было отчаянным. Как свидетельствовал один из современников, галеон был "обстрелянный, побежденный и превзойденный численностью пятьдесят три к одному". На этой бойне капитан Гренвилл приказал затопить судно, но его офицеры договорились с испанцами о сдаче Revenge в обмен на жизнь команды. После получения надлежащих гарантий Revenge наконец сдался, став единственным английским кораблем, который удалось захватить испанцам.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх