67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 5 м/c
08 мая
Суббота

Общество

Знойная женщина

Комедия - очень серьезный жанр, считает любимица публики Наталья Крачковская

Одно ее появление в кадре вызывает улыбку, трюки заставляют хвататься за живот от смеха. Она - то злющая теща, то располневшая женушка плюгавого мужичка, одним словом, героиня анекдотов. Знаем мы ее и как сексапильную бомбочку - мадам Грицацуеву. На пьедестал "мечты поэта" очаровательную толстушку водрузил Леонид Гайдай, и эта роль у Натальи Крачковской осталась самой любимой на всю жизнь, а комедия оказалась билетом в большой мир кино.

Она остаётся самой собой

Во Владивостоке на сцене театра им. М. Горького она появилась в комедии Марселя Миттуа "Любовники и круглая кровать" вместе с Анатолием Журавлевым, Татьяной Жуковой, Людмилой Нильской. Зрители увидели Наталью Крачковскую ближе к середине спектакля. Зал дружно зааплодировал "женщине необъятных размеров с арбузными грудями", а она вошла не спеша, в нелепом балахоне и замысловатой шляпке с пером.

Шум прекратился лишь после того, как сама актриса обратилась к собравшимся с предложением продолжить спектакль. Авторша бестселлера "Я, мои собачки и птица малиновка" нагрянула в разгар войны между любовниками и любовницами, встретившимися одновременно в одной квартире, и сразу притянула зрительские взгляды. Играя роль далеко не первостепенную, Крачковская, казалось, занимала собой добрую половину сценического пространства: она будто родилась на сцене и не покидала ее никогда...

С милой сердцам российских зрителей актрисой мы встретились в гримерке. "Чувствую я себя в последнее время неважно, погода ваша воздействует, наверное, - пожаловалась Наталья Леонидовна и продолжила. - Журналисты меня обычно спрашивают, почему в последнее время я крайне редко снимаюсь. Да помилуйте! Не забывайте, что я уже немолодая женщина. Вот и все. Это вообще подвиг, что прилетела к вам во Владивосток!"

- Наталья Леонидовна, казалось бы, вы ничего особенного не делали, но зал просто бился в истерике...

- Комедия - очень серьезный жанр. Это зрителям кажется, что все просто. На самом деле, если будешь кого-то смешить, никто даже не улыбнется! Нужно выкладываться по крупицам, по кровинкам, при этом оставаясь собой. Как говорил мой любимый режиссер Леонид Гайдай, если на съемочной площадке ты хохочешь, а следом закатывается вся съемочная площадка - это значит... комедия не получилась! Не знаю, люблю ли я комедии, наверное, просто привыкла. Во всяком случае современные постановки стараюсь вообще не смотреть - не хочу портить себе настроение.

У лицедеек кризис жанра

- Неужели все так запущено?

- Сейчас предпочитают снимать что попроще - дневной дозор-ночной позор... Я считаю, актерской работы здесь нет вообще, только технические приемы.

- Были потрясения от работ кого-то из актеров молодого поколения?

- Я просто без ума от Александра Домогарова, и это несмотря на мою ненависть к сериалам, особенно "ментовским". Обожаю очаровательного Максима Галкина. Среди женщин не могу назвать никого. Современные актрисы - это общая масса, все на одно лицо, покрыты каким-то светским лоском и стилизованы. Они искусственны, я не вижу настоящей женщины, первозданной Евы!

Актёру ум не помешает

Нынешняя известность актеров - палка о двух концах. Они думают, что, если с экрана не сходят их лица, значит, они популярны на века. А ведь через полгода или год может наступить вакуум... Подождите! Я могу назвать одну актрису - главную героиню фильма Говорухина "Благословите женщину". Она покорила меня с первого взгляда своей правдивостью, искренностью, чистотой, каким-то внутренним светом - таких, поверьте, мало!

- Вас не смущает, что молодые актеры чаще всего надеются на свои внешние данные?

- На внешности, к сожалению, долго не продержишься. Не успеешь оглянуться, как зима катит в глаза. Поэтому я считаю, что актер должен быть еще и умным. А если ума нет, его надо воспитывать - слушать умных людей. Я, например, довольно неглупая баба. Хотя на свой счет не заблуждаюсь - я такая, как все!

Чуть-чуть не мисс Марпл, уже не Грицацуева

- Ваш образ - женщина-чертовка, а ведь когда-то мечтали играть героинь Островского...

- Было дело. Я всю жизнь хотела сыграть такую же, как в фильме Говорухина, но на пути романтики встал худсовет при "Ленфильме". Опасались, что на новую роль наложится мое комедийное прошлое. А затем настали сложные времена...

- А ведь хочется сыграть что-нибудь масштабное?

- Сегодня хорошей картине требуются немалые деньги. Хотя я почему-то уверена: если бы сейчас был жив Леонид Гайдай, он бы снимал кино, и на его проекты всегда бы находились деньги. Есть молодые хорошие режиссеры, которым я могла бы довериться, но для такой актрисы, как я, нужно писать специальный сценарий. Я достаточно редкий экземпляр. Для того чтобы создать что-то хорошее, нужен стоящий костяк, а листья можно нарастить уже во время процесса. А вот если скелета нет - нечего и начинать.

Я очень хотела сделать роскошный сериал про мисс Марпл, немного похожий на английский, но выстроенный в комедийном плане. Даже инвестор нашелся, но основная проблема возникла со сценарием. Боже, что они написали! Я сразу сказала, что в этом, извините, дерьме сниматься не буду.

Килограммы уже не в радость

- Кроме "Любовников", над чем еще работаете?

- Мне предлагают принять участие в другом спектакле. Это постановка про Федота-стрельца, где я должна буду играть няньку и бабу-ягу. Эх, яга у меня получится очаровательная, кокетливая, она у меня будет... пальчики оближете! Но я очень боюсь, как бы все не сорвалось из-за болезни. Леонид Гайдай в свое время категорически запрещал мне худеть, зная, что в этом теле мне комфортно. Он говорил, что мои килограммы - это моя органика, моя пластика, мой образ. Я всегда считала себя красивой, изящной и в меру упитанной. А сейчас тучность мне мешает...

- Что-то будете предпринимать?

- Да, по возвращении домой лягу в медицинский институт и буду худеть. Чтобы жить и работать дальше! Мне все актеры говорят: "Боже, как же мы тебя узнаем!" Ничего, узнаете! Во мне столько мяса, что, даже если половина уйдет, еще на трех Грицацуевых хватит. Кстати, это моя любимая роль, ведь я человек верный! Господи, а вообще это все было так давно - и Грицацуева, и Гайдай... Мне смешно, когда ко мне после спектакля подходит дама, приблизительно моих лет, и говорит: "Вы знаете, еще ребенком я была влюблена в вашу игру!" А я стою и думаю: "Сколько же тебе, голубушка, лет? И сколько мне тогда было?"

Стала б археологом - умерла бы с голоду!

- В актрисы подаются по разным причинам: одни хотят что-то доказать отвергнувшим их мальчишкам, другие, чтобы встретиться с любимым кумиром-актером...

- Нет, что вы! Ничего подобного не было! Мое решение было не просто девичьей причудой. Я преодолела все препятствия, которые мне ставила мать: она хотела видеть меня дипломированным историком, но ни в коем случае не актрисой. В детстве я безумно мечтала стать археологом, занималась в разных кружках и была отличницей по истории. На раскопках под Архангельском даже нашла одну редкую вещицу - этому экспонату не было аналогов, и его передали в музей. Нет, это не керамика и не украшение. Я нашла редкую поилку для лошади! Знаете, а сейчас я думаю, хорошо, что не подалась в археологию: если б не нашла какой-нибудь клад, точно умерла бы с голоду!

Не тёща, но свекровь

- Что для вас главное сегодня?

- Были у меня и травмы, и курьезы, и личные неудачи, но сейчас все это в прошлом. Для меня самое главное сегодня - выздороветь и не причинять никому неудобств. Я многое сделала в этой жизни - вырастила сына; Василий Крачковский - талантливый звукорежиссер, помогаю ему, воспитывая внучка... Вовочка оканчивает восьмой класс, он у меня сокровище! Но зараза невозможная! Характер ломается, огрызается. Спросишь его: "Вовочка, кем ты хочешь стать в этой жизни?" А он: "Дворником, только отвяжитесь от меня!"

- В кино вы колоритная теща! А свекровь такая же?

- С невесткой у нас вполне нормальные отношения. Ее тоже зовут Наталья, она человек довольно жесткий, поэтому вначале было трудно, но, слава богу, живем отдельно, только звоним друг другу и ходим в гости. В загородном доме отдыхаем всей семьей, но тоже проведена граница: нижний этаж - мой. Когда мне плохо, не допускаю никого, кроме домработницы и собаки на мою половину.

Я умею наступать себе на горло!

- Наталья Леонидовна, звание народной артистки вам дали очень поздно...

- Да уж, мне и заслуженную дали только в шестьдесят! Просто никто не представлял, что этим нужно заниматься, бегать, оформлять документы и так далее. А у меня не было ни времени, ни сил! Извините, но меня и так каждый на улице узнает. На черта же бумажки?

- Уже почти забылся скандал, когда под вашим именем мошенники открыли школу актерского мастерства. Как вы теперь, по прошествии времени, оцениваете эту историю?

- Я считаю, что маленькому ребенку для того, чтобы сниматься, не нужно учиться актерскому мастерству. Он все впитывает как губка и по своей наивности всегда естественен - его не переиграешь. Но ребенку необходимо дать образование, во всяком случае в идеале моя школа должна была этим заниматься. Я руководила творческим процессом, но не денежным, в итоге недобросовестные люди нажились на моем имени. Я взяла свой паспорт и ушла: на этом все закончилось, и школа развалилась! А я после этого скандала и публикаций в прессе слегла с инфарктом...

- Сейчас у вас ученики есть?

- Мой курс оканчивают 16 студентов. Я всегда учила их правде: пусть знают, что наша профессия не свободная: не мы выбираем, а нас. И нужно уметь прежде всего наступать себе на горло: худеть и поправляться по желанию режиссера, а если надо, ночей не спать! Я всегда умела это делать.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх