67,93 ↓ 100 JPY
11,48 ↓ 10 CNY
74,14 ↓ USD
66,11 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 9 м/c
08 мая
Суббота

Общество

Летающие мальчики против гравитации

Если вас непреодолимо тянет пройтись по самому краешку крыши и cпуститься по балконам многоэтажки - не пугайтесь. Просто вы превращаетесь в трейсера

"Сумасшедшие!" - подумает всякий, увидев ребят, бегущих по опорным стенкам, с невероятной ловкостью карабкающихся по карнизам крыш и заборам. Эти сорвиголовы вопреки всем законам гравитации пересекают город по вертикали и горизонтали. Они - трейсеры, или паркуристы, то есть поклонники паркура - экстремальной акробатики на арене, предоставленной им урбанизацией.

Даёшь свободу передвижения!

В большом городе свои правила поведения, следуя которым, мы, цивилизованные паникеры, вечно чего-то боимся. Но иногда хочется, как в детстве, поймать кураж, перепрыгивая все преграды, оказавшиеся на пути.

"Нет границ, есть лишь препятствия", - говорили Белль и Фуко - основоположники паркура, настоящего экстрима в черте города. Именно они открыли полную свободу передвижения вне асфальтированных дорог, лестничных пролетов и железобетонных мостов. Дорога найдется даже там, где ее в принципе не может быть. Паркуристы руководствуются этой формулой и в обычной жизни: преодолевая парапеты и крыши, расширяя границы возможностей, человек ломает привычное мышление, справляется со страхом и нерешительностью. А взамен получает кайф от безграничной свободы и красоты.

Выше головы не прыгнуть?

На этот риторический вопрос мы решили поискать ответ вместе с владивостокскими трейсерами - их в нашем городе около трех сотен. Обычные парни в спортивной форме с рюкзаками за спиной - там помещаются фотоаппараты, чтобы снимать трюки, и обычные аптечки. Алексей (Alex) и Сергей (Brand), студенты-первокурсники, состоят в первой городской команде XOPT (X-treme Orient Parkour). Сегодня в ней около десяти опытных трейсеров. Джон и Игорь оканчивают школу и принадлежат к недавно возникшей S.P.T.I. Как правило, ребята тренируются вместе.

Паркур пришел во Владивосток полтора года назад: пацаны насмотрелись фильмов Бессона и всерьез заболели техникой паркура. Профессиональные элементы брали из интернета, а затем прорабатывали самостоятельно. Помогала хорошая физическая подготовка: Alex семь, а Brand девять лет занимались гимнастикой, Джон давно увлекается тхэквандо. Есть среди свободолюбивого племени трейсеров и девушки, но ребята недовольно отмахиваются от вопросов о них: ничего-то девчонки не умеют, да и занятие это не для слабонервных...

Успеть сбежать, как ниндзя

"Места тренировок? Весь город!" На этот раз для показа трюков ребята выбрали широкий лестничный пролет, стиснутый с двух сторон двухметровыми стенами. Надо всего лишь прыгнуть от одной бетонной стены на другую, как обезьяна с ветки на ветку! Я невольно зажмуриваюсь и достаю мобильник, чтобы вызвать "скорую", если что... Alex, размявшись, уже летит и повисает на противоположной стенке. Сделать снимок не получилось - слишком все стремительно и быстро. Надо прыгать опять. Пожалуйста! Еще и еще раз. Alex только потирает руки: парни работают без перчаток - так лучше чувствуются неровности стенки, и поначалу, с непривычки, кожа сдирается в кровь.

Следующий трюк - синхронные кувырки с гаража на макушку котла бойлерной (высота не меньше шести метров). Дальше - сальто в воздухе и приземление на один из гаражей: аж сигнализация на стоящей в нем машине зазвенела! Прыжок с высокой стенки на землю всегда заканчивается кувырком-роллом - для амортизации силы падения. Ребята прыгали и поперек автомобилей, припаркованных в центре города, делая стойку на руках на крыше! В таких случаях самое главное - успеть вовремя скрыться, чтобы не получить по ушам от хозяина или милиции. Но это труда не составляет: трейсеры скрываются быстро и незаметно, за что их иногда называют городскими ниндзя.

А вот этот необычный трюк выполняет лишь Brand: с разбега, ставя одну ногу за другой, делает сальто через голову - так гораздо сложнее, чем через спину или боком. Номер, достойный цирка, называется арабское сальто, или африка. Бывают еще сальто бедуинское и рабочее, но народ шутит, что в природе есть и еврейское сальто - это когда делаешь трюк за деньги.

Диагноз - паркур

- Пап, а трейсеры без травм бывают?

- Нет, сынок, это фантастика!

Ни за что не сумею и ни за какие коврижки не сделаю! Так думают практически все новички и зрители. На самом деле благодаря налаженной системе подготовки опасность сводится к минимуму. Хотя она существует, как и в любом экстриме. Тем более что в паркуре не принято использовать какие-либо виды страховок или защитной экипировки: человек должен рассчитывать только на свое собственное тело и реакцию. Один из знаменитейших трейсеров мира Ален Роббер, совершивший около ста восхождений на высотки, не раз падал с 15 метров на камни. Но и после многочисленных переломов продолжал свое, сравнивая испытываемые ощущения с игрой в казино, ставка в которой - жизнь.

Трейсеры, с которыми общались мы, не смогли припомнить серьезных ситуаций из собственной практики. Конечно, переломы рук и ног случаются, но ведь и в обычной жизни человек, упав со стула, имеет шанс оказаться в гипсе. Ребята вспоминают, в каком ужасе были их родители, особенно когда посмотрели ролики со всевозможными выкрутасами и сальто. Однако у каждого из них голова на плечах, и они никогда не берутся за выполнение трюка, если не уверены в своих силах или чувствуют страх.

Стандартная высота для прыжка и выполнения элементов: полтора метра на асфальте, четыре - на песке и семь - на снегу. Кстати, вопреки мнению, что паркур зимой отправляется на каникулы, парни тренируются круглый год. Что тут скажешь, если диагноз - паркур...

Пробки не для них

На лекции в институт можно ездить общественным транспортом. Но, пока вы переступаете с ноги на ногу, поджидая автобус на остановке, Alex из своего района добирается сквозь извилистые городские лабиринты в два раза быстрее. "Когда погружаешься в мир паркура, меняются твое мышление и все вокруг. Теперь, глядя в окно института, проезжая незнакомые места или просто прогуливаясь, невольно ищу сложные маршруты".

Из словаря трейсера

  • Ролл (parkour roll) - кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с большой высоты.
  • Манки (monkey) - прыжок через препятствие с опорой на руки (ноги проносят между руками).
  • Дроп (drop) - прыжок сверху вниз с приземлением на ноги.
  • Прыжок на точность (accuracy) - в нем важны точность приземления, координация, равновесие. Например, прыжок на перила с целью устоять на них.
  • Сприн (spring jump) - прыжок с разбега для преодоления препятствия без применения рук.

Слабо повторить?

Один из сложных трюков называется Gainer - это (только представьте!) сальто назад с одновременным прыжком вперед. Новички обычно боятся приземлиться на шею и зацепить ногами препятствие. Но не спешите безоглядно окунаться с головой в мир паркура: делать это лучше постепенно, понемногу усложняя тренировки.

И напоследок несколько забавных анекдотов

Садятся два трейсера в автобус, а водитель им говорит: "Ребята, у вас экстрим-класс! Ваши места на крыше!"

Шел трейсер, упал в люк. Так появились диггеры...

Объявление в аэропорту: "Трейсеры, прибывшие из тура "Увидеть Париж и умереть", пройдите к задней стенке багажного отделения".

Идет пьяный Дэвид Белль домой и думает: "Сзади тупик какой-то, впереди красота, звезды" (тем, кто не понял: он шел по стенке).

С чего все началось Однажды два прыгучих француза, Дэвид Белль и Себастьян Фуко, стали путешествовать по крышам родного города. И назвали свое увлечение паркур, дословно - преодоление препятствий. Это адская смесь из скалолазания, акробатики, легкой атлетики, боевых искусств и много еще чего. Изначально термин обозначал одну из трасс в конном спорте. Однако здесь лошадь не нужна. Правила просты: видишь стенку - перелезь, канаву - перепрыгни. Паркуристы называют себя еще и трейсерами - прокладывающими дорогу. Летающими парнями заинтересовался культовый режиссер Люк Бессон и снял с их участием экшн "Ямакаси". Белль сыграл главную роль в другом известном фильме Бессона о паркуре "13-й район".
Человеки-Пауки Постсоветская архитектура идеальна для паркура. Репертуар столичных трейсеров в большей степени основан на покорении высот - они Человеки-Пауки. А во Владивостоке все иначе: "Москвичи лазают, а мы больше бегаем, штурмуя препятствия в движении, с ходу!"

Максим Авдеев, Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх