65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+12° ветер 1 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Магия Светланы

Ведущая актриса академического театра имени М. Горького меняет ориентацию. В творчестве. Но при этом умудряется оставаться сама собой

Кстати, скоро она сыграет саму Фрекен Бокк, ту самую... Возможно, Светлана станет самой красивой "домомучительницей", какую только видела сцена

Моя любимая актриса Светлана Салахутдинова, заслуженная артистка России, почувствовала вкус к педагогической деятельности. Еще в марте прошлого года она начала помогать своему коллеге - заслуженному Александру Славскому, зарекомендовавшему себя - и уже давно - в качестве славного (простите за каламбур) преподавателя театрального факультета Дальневосточной академии искусств. И, по словам Светланы, ощутила вкус к новому сложному занятию.

- Александр Петрович, будучи руководителем курса на театральном факультете ДВГАИ, доверил мне работу над выпускным спектаклем "Дом Бернарды Альбы". Эта пьеса привлекательна не только авторством Федерико Гарсиа Лорки, но и тем, что в нем предполагаются лишь женские роли. Вот Славский и попросил помочь ему в качестве режиссера, сам же он выступил в роли постановщика. Сначала было даже... страшно. Но, думаю, получилось. Да и Александр, что самое главное, остался доволен. Равно как и экзаменационная комиссия. Кажется, на этом новом поприще я сделала шаги в верном направлении.

Сплошные тонкости

Немного непонятно непосвященному это разделение на "просто" режиссеров и режиссеров-постановщиков. Но студенты - еще не профессиональные артисты. И в качестве наставника им нужен не экзотичный, скажем, экспериментатор Ежи Гротовский (царство ему небесное!) или заматеревший в собственном величии Лев Додин (чтоб он был здоров!), а скорее новый Песталоцци - терпеливый педагог и добрый друг. На эту роль, как нельзя лучше, годится и сам Славский - он педагог строгий и в то же время эмоциональный и сердечный.

Но участие Светланы Салахутдиновой тоже не было лишним.

- Важно, очень важно было подготовить девочек к их будущей профессии, - считает одна из ведущих артисток ведущего дальневосточного театра.

Светлане приходилось выстраивать мотивацию поведения героинь и их отношений, разрабатывать психологическую линию. Такие творческие обязанности в равной степени присущи и режиссеру, и педагогу. И работу эту более года вела Светлана Салахутдинова. Потом уже к делу подключался Славский, который, кстати, был занят постановкой еще двух дипломных спектаклей своих питомцев - "Милые призраки" Леонида Андреева и "Любовная отповедь, или Свободная пара" по произведениям Габриэля Маркеса, Дарио Фо, Франко Рале... И Славский же доводил всю проделанную работу до окончательного воплощения своего режиссерского замысла.

Смотрите, кто пришёл!

Кто эти ребята, что придут в приморские театры после очередного выпуска в Дальневосточной академии искусств? "Будет ли это молодая шпана, что сотрет с лица Земли" старые театральные устои, или же профессионалы, верные традициям? В любом случае они унаследует с благодарностью знания, которыми с ними щедро делятся их будущие коллеги. То, что молодежь придет и будет работать с полной отдачей, - вне всякого сомнения. Выпускница этого года Евгения Багинская уже приглашена в труппу академического театра имени М. Горького, еще четверо ребят будут, вероятно, играть на сцене краевого Театра молодежи, а наиболее амбициозные поедут покорять Москву.

Если говорить о "лица необщем выраженьи", то, по словам Светланы Салахутдиновой, молодых отличают хороший вкус и развитое эстетическое чувство. В этом несомненная заслуга Славского-педагога, конечно. А еще в их активе - отличная актерская дисциплина и... "взрослость", зрелость. И все это не только следствие присущей новому поколению акселерации. По отзывам тех, кто побывал на выпускных спектаклях, зрелое восприятие мира и своей профессии существенно отличает ребят, выпустившихся в этом году с театрального факультета ДВГАИ.

Да что там говорить, если единственный на весь Владивосток театральный критик Галина Островская, несклонная к комплиментам, сравнила этих выпускников с курсом, на котором учились заслуженные артисты Славский и Сергияков! Словом, это уже многое объясняет. Приятно это было слышать и нашей героине. Можно сказать, что педагогический дебют актрисы, которую не без оснований считают примадонной театра имени М. Горького, состоялся.

Хотя и трудно было...

- Светлана, а теперь честно признавайтесь: трудно было?

- Был другой уровень ответственности. Учить других - это не то же самое, что выйти на сцену. И к тому же мне приходилось работать хоть и с молодежью, но не со школьниками. Прояви я слабость или непрофессионализм, студенты моментально бы это заметили и отказались бы со мной работать. Такое бывает, знаете ли.

- Им чего-то не хватает? Кроме опыта?

- Того, чего недостает всему человечеству. Были у нас на курсе две студентки. Их взяли на платной основе. Но одна из них окончила с красным дипломом, а вторая - с пятеркой по актерскому мастерству. Потому что молодцы. Да, хорошо, если есть талант. Но без толики трудолюбия в нашей профессии просто нечего делать. Ты окажешься во "втором эшелоне", а не в спектакле "Эшелон". Поэтому работа в театре строится по жесткому, но верному принципу: священнодействуй или убирайся вон! Впрочем, талант, труд и ответственность важны везде. Даже в торговле.

- Чтобы знать "скоко вешать в граммах"?

- Почти...

Время идёт. Дай ему дорогу!

Однако же вернемся к разговору о "молодой шпане"... Салахутдинова считает, что смена поколений и эстетических ориентиров театру только на пользу. Даже такому преуспевающему, как театр имени М. Горького.

- Вспомните наш самый известный спектакль - "Биндюжник и король". Помните основную его идею? Это смена старых ценностей новыми. В заглавной песне мюзикла рефреном повторяются слова: "Время идет. Дай времени дорогу". Дорогу всегда нужно уступать. И не бывает у нас спектаклей, где не заняты актеры младшего поколения. Это к вопросу об уважении и сохранении традиций.

А ведь так и есть... "Н" уже писали о готовящейся постановке "Ромео и Джульетты". Уже само по себе хорошо, что Шекспир после довольно долгого перерыва вновь включен в репертуар горьковского театра. И то, что молодым этот спектакль будет не только по определению, но и по актерскому составу, - несомненно. Есть материал, на котором молодые артисты (не только такие "звездочки", как Кристина Карамушко и Андрей Соломонов) будут расти. Ведь Ральф Элиас, режиссер-постановщик спектакля, - известнейший в мировых театральных кругах специалист по Шекспиру.

Кто-то может сказать, что многовато в этом театре легких комедий, но "Эшелон" Шатрова, но "Рядовые" Дудина - это серьезная заявка на то, чтобы оставаться нашему академическому в когорте театров универсальных, каким он, впрочем, всегда и был.

Станиславский - наше всё

То, что театр - любой - должен и может реформироваться бесспорно. И кому, как не профессионалам сцены, знать на них ответы! Начнем со Станиславского...

- Светлана, не устарела ли основа основ театрального искусства, система Станиславского? Может быть, тот же Бертольдт Брехт с его установками "отстраненности" сегодняшнему зрителею ближе?

- Чем силен Станиславский? Его театр - психологический. А чем сильны мы, русские артисты? Глубокими душевными переживаниями, тем, что так ценят наши зрители. Да и Брехт не слишком далеко отходил от идей великого Станиславского. Равно как и оппоненты-современники Константина Сергеевича - Таиров и Мейерхольд. Конечно, и брехтовские выходы в зрительный зал, когда контакт актера с партнером прерывался, и таировский "синтетический" театр - все это имеет право на существование. Но основа одна.

Быть королевой

Когда-то в одном из интервью Светлана Салахутдинова на традиционный вопрос о творческих чаяниях обмолвилась, что с удовольствием сыграла бы королеву Марию-Антуанетту... С тех пор прошло немного лет, и коронованные особы отметились в списке ее ролей.

- Королев я уже наигралась... (Смеется.) В этом плане очень интересной была роль императрицы Екатерины в спектакле "Шут Балакирев". И она мне гораздо ближе Марии-Антуанетты. В спектакле отражен целый пласт русской истории - это касается каждого из нас. Проблемы, которые мы поднимали в этом спектакле, остались и по сей день. Казнокрадство Меньшикова, например, или отношения между политиками.

Очень интересна была роль в "Забыть Герострата", но...

- Но образ распутной супруги эфесского сатрапа, пожалуй, сатирический?

- Более того! На грани фола. Еще чуть-чуть - и роль бы перешла в разряд гротескных. Я пыталась расшифровать этот образ, не лишая его определенного обаяния. Надеюсь, получилось.

- И тут сложно удержаться от вопроса о ролях грядущих. Традиция все-таки...

- Очень скоро я предстану в необычном амплуа. Мой коллега Николай Тимошенко готовит к постановке спектакль по "Малышу и Карлсону", и мне достанется роль... незабвенной Фрекен Бокк! Во-первых, очень лестно сыграть героиню, которую озвучивала в мультфильме сама Раневская, а на сцене Московского театра сатиры играла Татьяна Пельтцер. А во-вторых, безумно интересно, что у меня получится.

Андрей Вороной

Поделиться:

Наверх