66,54 ↑ 100 JPY
11,31 ↑ 10 CNY
73,20 ↑ USD
64,56 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 0 м/c
22 июня
Вторник

Общество

Женщина в море

Прекрасная половина человечества, хотя ее и называют слабой, никак не хочет уступать мужчинам. Ни в чём!

Со вторым помощником капитана научно-исследовательского судна "Профессор Кагановский" БИФ-ТИНРО Ириной Михайловой мы встречались год назад. Коллеги тогда отмечали ее профессионализм и прочили Ирине должность старпома. Прошло время, и мне очень захотелось узнать, вписалась ли молодая женщина в старший командный состав? Ведь возглавила же в этом году ее однокурсница Александра Иванова - впервые в истории российского высшего морского образования! - Мореходный институт Дальрыбвтуза. А значит, профессионализм у нас начинают ценить независимо от половой принадлежности...

По отцовским следам

Ирина Михайлова родом из вполне морской семьи. Дядька добывал рыбу у берегов Камчатки, отец ходил на транспортном судне ВРХФ. Видно, искренне любили они свою работу, потому что не только не возражали против выбора племянницы и дочери, но, наоборот, всячески поддерживали ее решение стать капитаном. Тогда, в 1986-м, на факультет судовождения Дальрыбвтуза поступили 17 юных и прекрасных девушек, окончили же институт всего 11. Сегодня только Ирина Михайлова работает в море. Сначала ходила в рейсы вместе с мужем, но, так как в продвижении по служебной лестнице супругу не уступала, пришлось им работать на разных судах.

И работу после окончания Дальрыбвтуза искала сама: ходила и просила. Единственным смелым капитаном оказался Владимир Воробьев - взял Ирину 4-м помощником на НИС "Шантар". Первый рейс, конечно же, поразил вчерашнюю выпускницу обилием новых впечатлений, она почувствовала настоящий, захватывающий рыбацкий азарт. Тогда на Семушире они добывали кальмара. Ирина стояла вахты, как положено, правда, не самостоятельно: главная задача у 4-го помощника - учиться и впитывать чужой опыт. Потом были научные суда ТИНРО (3-й-2-й помощник капитана) и "Профессор Кагановский" (2-й помощник).

Азартна и профессиональна

Сейчас она в отпуске - удалось выкроить его вместе с мужем. Хотя отпуск получился чисто символическим: Ирина работает сменным помощником капитана на "Профессоре Солдатове". Судно уже давно стоит на приколе и используется как база БТО и диспетчерская. Сюда поступает вся информация о судах БИФ-ТИНРО: где находятся, куда приходят и т.д. и т.п. Работа беспокойная, но все же береговая, создающая у Ирины впечатление отставки. А она безумно соскучилась по морю и настоящей рыбалке. И долго не могла понять, почему до меня не доходит, как это здорово - найти косяк, затралить его и выловить больше, чем другие!

- Наша рыбалка не менее азартна, чем любительская. К тому же чем больше поймаем, тем больше заработаем, - улыбается Ирина.

На "Профессоре Кагановском" она работала под началом того же Владимира Воробьева. Но о своих служебных делах, не в пример многим мужчинам, особо не распространяется: снабжение экипажа, погрузочно-разгрузочные работы, ну и вахты. Так бы я и осталась при своем дилетантском мнении, что второй помощник - что-то вроде завхоза, если бы не капитан-наставник БИФ-ТИНРО Петр Борисевич. Одиннадцать лет назад он был старпомом на "Профессоре Леванидове", который вел добычу рядом с "Кагановским". Нетрудно предположить, что старший командный состав как-то обменивается мнениями о своих специалистах, особенно если один из них - женщина.

- К Ирине все относились с большим уважением, - вспоминает Петр Лукьянович. - И если 4-й помощник стоит вахту в паре со старпомом, а 3-й - с капитаном, то 2-й помощник работает один. Вахта его приходится на самое опасное и напряженное время - с ноля до четырех часов.

А вахта на рыбацком судне - это не просто дежурство на капитанском мостике. Мало того, что надо обнаружить по спецприборам рыбный косяк, необходимо опустить трал на нужную глубину и вести его так, чтобы рыба сама зашла в сети. Зачастую трал тянут близко к грунту - это очень опасно: можно за что-нибудь зацепиться и порвать его. А это не только простой в работе, но и существенные материальные проблемы. Поэтому от того, кто и как ведет трал, зависит вся рыбалка, а значит, и заработки экипажа. Так вот, Ирина, по мнению капитанов Борисевича и Воробьева, в этом смысле профессиональнее многих мужчин. И, зная ответственность Михайловой, они спокойны и за ее участок работы, и за судно во время ее вахты.

Будешь тут эмансипэ

Но, как невесело шутит Ирина, похоже, ей по жизни придется быть всего лишь вторым помощником - другие капитаны все же опасаются работать с женщиной. Возможно, подобное предубеждение - элементарный мужской шовинизм. А может, просто пока не везет Ирине? И я решила поинтересоваться у других женщин-судоводителей: есть ли у них возможность повторить блестящую карьеру Анны Щетининой? Кстати, выпускницам Дальрыбвтуза лучше равняться на женщину-капитана китобойного судна, знаменитую в свое время не меньше, чем Щетинина, Валентину Орликову, после войны командовавшую китобоем "Шторм", принадлежавшим Далькитзвертресту.

Оксана Спивак оканчивала Дальрыбвтуз вместе с Ириной Михайловой и Александрой Ивановой. Ходила вторым помощником капитана на супертраулерах, которых было принято называть "голубыми". Трал там поднимал до 180 тонн рыбы. Сейчас Оксана сдает сессию и получает второе высшее образование.

- На капитанском мостике не нужна физическая сила. Здесь требуются знания, опыт и холодный, трезвый расчет. Но создается впечатление, что мужчины просто боятся конкуренции - ведь женщины не уступают им в профессионализме, - и потому не пускают их даже на должности старпомов. А мы все-таки верим, что Ирине Михайловой удастся переломить стереотип!

Татьяна Суханова начала свою морскую карьеру с учебы в Благовещенском речном командном училище. Ходила матросом на пассажирских судах по Амуру, заочно окончила ДВВИМУ (ныне МГУ им. Невельского). В 1993 году стала старшим помощником на рефрижераторе "Василий Полищук". Сегодня ей всего лишь 33, а она член Дальневосточной ассоциации капитанов. Но пока безработная.

- У меня и с капитаном, и с экипажем всегда были хорошие рабочие отношения. Но, надо заметить, что у многих, особенно у моряков старшего поколения, отношение к женщине на капитанском мостике предвзятое. Правда, в глаза они тебе этого никогда не скажут. Я общаюсь с женщинами из Санкт-Петербурга, Калининграда, которые работают старшими помощниками и даже капитанами. И прихожу к выводу, что на Дальнем Востоке процветает настоящая, хотя и скрытая, дискриминация женщин-судоводителей. Если мои западные коллеги выбирают, где больше зарплата, тоннаж судна, то нам приходится упрашивать взять нас на работу, доказывать, что мы профессионалы не хуже, а то и лучше мужчин. Впрочем, в Санкт-Петербурге и Калининграде женщины-судоводители предпочитают устраиваться в зарубежные фирмы, где дискриминация по половому признаку - служебное преступление. Но я все равно стану капитаном!

Поинтересовалась я, конечно, и мнением некоторых руководителей рыбных компаний. Просили не называть фамилий (права оказалась Татьяна), но считают, что женщина и море несовместимы и находиться ей в закрытом пространстве больше трех месяцев противопоказано. Но если дама все же хочет добиться своего, то почему бы и нет? Только не в их организации...

Интересно, как же тогда по четыре-пять месяцев в море работает Ирина? А на супертраулерах, где Оксана трудилась вторым помощником, рейсы меньше полугода не бывали. Кстати, и с семьями у них все нормально: муж, дети. При этом те же мужчины сетуют, что судоводительские кадры стремительно стареют, и в море остро не хватает профессионалов. Правда, капитан-наставник БИФ-ТИНРО Петр Борисевич за долгие годы работы все же встречал "капитанш", но, как признавались ему они сами, командовать промысловым судном женщине все же нелегко. И физически, и морально. Мужскому коллективу порой требуется не только крепкое словцо, но и сильный кулак. Интересно, на что же тогда надеются нынешние студентки, выбравшие для себя профессию штурмана? Не иначе как на Запад собрались переезжать...

Елена Воронежцева

Поделиться:

Наверх