66,23 ↓ 100 JPY
11,30 ↓ 10 CNY
73,17 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 1 м/c
23 июня
Среда

Общество

Ну и кто же горшки обжигает?

Гончарное ремесло, пришедшее к нам из глубины тысячелетий, и сегодня остается востребованным - керамическая посуда удобна и экологична. В прошлую пятницу в выставочном комплексе "Морской вокзал" владивостокские художники-керамисты демонстрировали прелестные вещицы, доказывая, что из обычной глины можно творить чудеса

Глина затягивает

У мастера Лины Орловской лучистые глаза и натруженные руки с короткими ногтями. Она бережно вынимает из витрин свои шедевры: сахарницы, тарелочки, украшенные витиеватыми узорами, чайнички с ящерицами, виноградными листьями и звездами вместо ручек и носиков, пепельницы и прорезные аромалампы. Это эксклюзив. Такого не купишь даже в дорогом магазине - керамисты работают в основном на заказ.

Лина - удивительный человек, безоглядно влюбленный в свое ремесло. Она готова проводить в мастерской по 15 часов в сутки - именно столько требуется для обжига в печи глиняных изделий. В свое время Лина блестяще окончила факультет информатики, но через некоторое время поняла: не ее это. Переломить обстоятельства было нелегко. Лина окончила художественную школу для взрослых, курсы дизайна и стала работать оформителем. А потом в ее жизни появилась волшебная глина. И вот уже больше 12 лет работает она вместе с мастером Леонидом Кищеком.

Приморским умельцам пришлось осваивать искусство керамики самостоятельно, путем проб и ошибок, старательно проверяя информацию, полученную из книг и интернета, основательно изучая химию и физику.

- Мы сами сделали гончарный круг, построили печку для обжига, просто увязли в этой глине, - улыбается Лина.- Это занятие отнимает практически все свободное время, но ничего не можем с собой поделать - глина затягивает.

За эти годы Леонид и Лина отточили свое мастерство, участвовали в многочисленных выставках: в тематических экспозициях в Музее им. В.К. Арсеньева, в осенних биеннале, выезжали в Находку и в Хабаровск.

Волшебный материал

- Глина - удивительный материал, с помощью которого можно воплотить все свои мечты, но ее нужно прежде найти. Места знать надо! Поначалу мы даже ходили за консультацией к местным геологам, - объясняет Лина. - У нас в Приморье глина есть везде, как правило, белая, серая, рыжая и коричневая.

Рыжую глину Леонид и Лина привозят из-под Артема, а вот серую или коричневую добывать сложнее. Белая обычно прячется там, где разлагаются кварцевые породы, - у нас в крае это Озерское месторождение. Коричневым природным "пластилином" славятся районы со старыми, давно потухшими вулканами, богатые оксидами металлов, железом. Добраться до Кравцовских водопадов не так-то сложно, а глина здесь различных цветов и оттенков - вплоть до фиолетового. У Лины с Леонидом есть своя фирменная техника: смешивая глину нескольких цветов, они получают изделие с удивительными переливами и разводами, напоминающее полудрагоценный камень.

Яркие насыщенные цвета можно получить и искусственным путем: добавив кобальт, получаем незамутненную синеву, а от окиси хрома глина приобретает зеленоватый оттенок яшмы.

Круг жизни

История знает два основных гончарных круга - ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения. Первый - наиболее древний - упоминался еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Гончар левой рукой раскручивал круг, а правой формовал сосуд, выкладывая спиралью заранее заготовленные глиняные жгуты. На таком круге трудно было одному создавать сосуды сложной формы, поэтому в Древнем Египте и Греции гончар нуждался в помощи подмастерья. С появлением ножного гончарного круга у мастера освободились обе руки, а значит, появилась возможность заняться работой посложнее.

Сегодня гончарный круг изменился практически до неузнаваемости: как и печь для обжига изделий, он работает теперь за счет электричества. Но в наши дни, когда искусство керамики не столь распространено, они стали дорогим удовольствием. Самый простой гончарный круг из Японии стоит от 500 долларов.

Но наши приморцы обходятся своими силами. Лина и Леонид соорудили гончарный круг из обычного промышленного мотора на 1500 оборотов, редуктора, металлического круга, валика и подставки, проточенных знакомыми на Дальзаводе. Посложнее пришлось с электрической печью, температура в которой должна достигать 980-1000 градусов и держаться почти сутки!

Красота требует времени

После того как бесформенный комок глины превратился в эксклюзивное творение, вещица, накрытая полиэтиленом, подсыхает в течение недели. Иначе капризная глиняная красавица просто рассыплется в печке от быстрого испарения влаги. Следующий, не менее ответственный, этап - обжиг в течение 12-15 часов. Все это время мастер должен находиться рядом, контролируя температурные режимы. В дальнейшем вещь разрисовывается акриловыми красками или глазируется.

Это ещё и полезно

Красивая глиняная посуда на столе не только создает домашний уют. У нее масса полезных свойств, которых лишены фарфор, фаянс или хрусталь. Она умеет сама регулировать температуру и влажность. Так, компот, оставленный в глиняном кувшине, останется прохладным даже на солнце, а чай или кофе в керамическом чайнике сохранятся теплыми в течение нескольких часов. Вообще, глиняная посуда идеально подходит для хранения продуктов. Если засыпать муку или крупу в глиняную кринку, в них не заведутся жучки. Неслучайно глина входит в состав лучших современных водоочистительных фильтров, она давно известна всему миру как лучший абсорбент.

В глиняной посуде продукты долго не портятся. Это свойство широко использовали древние греки, хранившие в амфорах молоко и вино: испаряющаяся вода оседает на стенках сосуда, и создается эффект холодильника.

Наследие древних

Сегодня Лина Орловская и Леонид Кищек разработали несколько стилевых направлений, их прекрасные изделия украшают рисунки, орнаменты в виде листьев и шнуровки, морские звезды. Но обращаются мастера и к опыту древних, осваивая их приемы декорирования и обжига. Например, узор "амурская плетенка" позаимствовали они у племен, обитавших в Приамурье, а еще - традиционный прием японских керамистов, наносивших узор "дземон" на сырую глиняную поверхность обычной веревкой.

Лина и ее напарник давно дружат с приморскими археологами, даже создали часть экспонатов для Музея археологии и этнографии ДВГУ. Вместе с приморскими и японскими учеными участвовали они и в небольшом эксперименте: пробовали обрабатывать глину древними приемами, замешивая ее с травой или ракушками, воспроизводили костровой обжиг. Так молодеет древнее искусство, приноравливаясь к современности, так традиции мастеров передаются из рук в руки. А они у гончаров всегда теплые.

Слово "керамика" произошло от греческого "керамос" - рог для питья. Первые изделия из глины, игрушки и фигурки божеств появились еще в эпоху неолита. В странах Востока с глиной связаны многочисленные легенды и предания. Древние вавилоняне, египтяне, иудеи, шумеры считали, что человек был создан из красной глины, одухотворенной божественным сознанием.

Татьяна Шугайло

Поделиться:

Наверх