65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 2 м/c
25 июня
Пятница

Общество

Тяжелый металл

Вся уходящая неделя прошла под знаком танкистов. Хотя официально их праздник назначен на второе воскресенье сентября. И как же мы можем про них не вспомнить, не выпить за них, песню не спеть?

Песен про танкистов не так уж и много. Но всенародно любимая точно одна - это песня про трех танкистов Дмитрия и Даниила Покрассов (авторы песни) из фильма "Трактористы", снятого Иваном Пырьевым в предвоенном 1939 году (там еще была песня "Броня крепка и танки наши быстры", но ее не так знают, и спеть ее сложнее). Помните, главный герой, демобилизованный со службы танкист, пришел в колхоз на тракторе работать? С тех пор прошло 65 лет... Трактора и танки никуда не исчезли, только мощнее стали! И "Три танкиста, три веселых друга" все еще - экипаж машины боевой! Вот мы и решили провести некую ненавязчивую параллель между нынешними танкистами и трактористами. Вы, уважаемые читатели, тоже присмотритесь. На самом деле общего у этих мужчин довольно много.

Танкисты

В честь прошедшего дня танкиста корреспондент "Н" побывал с поздравительным и ознакомительным визитом в танковом полку

"Броня крепка и танки наши быстры", - слова этой песни знают все, но не все представляют себе, насколько в реальности быстры эти бронированные сорокатонные монстры. Когда я вскарабкалась на броню, вцепилась в край чего-то, и танк тронулся с места, я просто обалдела от того, как мягко и стремительно он перемещается в пространстве. "На самом деле это самолет, только не летает", - пошутил комполка полковник Белов. Ну заводится-то он точно как самолет: сначала ревет, как на взлетке, а потом срывается с места, как ракета. И только по ямище, которая образуется на земле в месте разворота, определяешь, какая это мощная штука - танк.

Тоже "Кировец"

Из трактористов - в танкисты

"Профессиональный тракторист - это для нас готовый механик - водитель", - соглашается с моей мыслью полковник Андрей Анатольевич Белов. А вообще-то, готовит танкистов учебка в Хабаровске. "К качеству подготовки бойцов в учебном центре у нас никаких претензий нет - ребята в последние годы приходят хорошо подготовленными - хорошо водят, уверенно стреляют, но, конечно, было бы идеально, если бы мы, набирая призывников, могли основываться на их гражданской специальности", - говорит полковник Белов. А в остальном никаких особых требований к танкистам не предъявляется. Разве что командир танка - чаще все-таки офицер, но не всегда. А на оператора-наводчика научат практически любого парня, было бы желание. Причем даже плохое зрение не помешает - танковый прицел таков, что его можно настроить на любые диоптрии.

И не забудьте еще, что здоровенный гаечный ключ тоже может стать символом танкистской службы. Механик-водитель потому и называется механиком, что должен знать свою машину до последнего винтика. Специальной ремонтной службы, как у летчиков, к примеру, у танкистов нет. Здоровье танка - забота экипажа. Именно за это отслуживших танкистов с удовольствием берут работать в автосервис!

С главой дружить - веселее жить

Танкисты, как и все нормальные солдаты, должны сдавать спортивные нормативы - подтягивание, "стометровка" и кросс - три километра. По выходным проводятся соревнования между частями, которые находятся на территории гарнизона. Футбол, волейбол, баскетбол в части тоже не забыты. У них хороший спортивный городок, а глава администрации Октябрьского района Игорь Сергеевич Евпак помогает со спортинвентарем, недавно подарил хорошую волейбольную сетку, мячи. Сегодня, тоже не без помощи районного главы, делают ремонт в солдатском клубе, проводят отопление, которого раньше не было, утепляют казармы. Телевизор и музыкальный центр в казарме тоже стараниями Евпака появились. (Можно было бы предположить, что солдаты не на танках тренируются, а на полях районных вкалывают, но в данном случае вряд ли - часть-то кадрированная, личного состава не много.)

Денег у военных не прибавилось в последнее время. Увеличивающиеся государственные "расходы на вооружение" по-прежнему остаются расхожей фразой. И в не элитарных, в "простых" военных частях все также живут отнюдь не богато. С голоду, конечно, не умирают - у них хорошее подсобное хозяйство: картошкой, овощами и мясом они себя сами вполне обеспечивают, но в некоторых вопросах без помощи района просто не обойтись. Поэтому и благодарят гражданского главу военные - такая дружба чрезвычайно полезна.

Танки не плавают - они ходят под водой

Т-80 имеет классическую компоновку и экипаж из трех человек. У механика-водителя три смотровых прибора. Корпус машины сварной, лобовая деталь имеет угол наклона 68°, башня литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Корпус из монолитной стальной брони. Суммарный запас топлива в забронированном объеме составляет 1140 л. Топливо - авиационный керосин. (Теоретически танковый двигатель может работать на реактивных авиационных топливах ТС-1 и ТС-2, дизельных топливах и автомобильных низкооктановых бензинах.) Трансмиссия механическая планетарная. Опорные катки имеют резиновые бандажи и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы с резиновыми беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами. Т-80 развивает скорость до 80 км/ч. Преодолевает водные преграды глубиной до пяти метров. Основное вооружение Т-80: 125-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А46М-1, дальность прямого выстрела - 2100 м. На серийном танке на основании командирского люка установлен зенитный 12,7-мм пулемет НСВТ "Утес".

Т-80 - это танк прорыва. Это не щит родины, это ее мощный кулак. В то время когда наши войска еще стояли по всей восточной Европе, все наши тогдашние потенциальные враги знали: русские танки могут за десять часов дойти до Ламанша, остановить их невозможно. Их было много - порядка 20 тысяч, их боялись. И сегодня русские танки могут сорваться с места в любой момент. Правда, их уже не так много, как хотелось бы... Я ощутила очень явственно, когда находилась с ним рядом, в боксе, где он стоит готовый... К войне, к чему же еще? Мы мирные люди, но наш "бронепоезд", если что, вот он. С одной стороны сразу вспоминаешь, что вокруг враги, а с другой стороны, с ним рядом не так страшно. Ему не преграда ни реки, ни буераки - он же прет, он же настоящий танк! "Он плавучий?" - спросила я у командира полка. В ответ Андрей Анатольевич рассмеялся: "Танки не плавают, они ходят под водой". Ходят, да, а танкисты обязательно проходят водолазную подготовку - в части есть специально оборудованный бассейн нужной глубины, где бойцы отрабатывают приемы выхода из нештатных ситуаций, и вообще, современный танкист - обязательно немного водолаз. В том, что в части есть бассейн и оборудован подобающий учебный класс, большая заслуга замкомандующего по вооружению Дальневосточного военного округа генерал-лейтенанта Олега Семеновича Райхмана.

Героические традиции

Танковой части, в которой мы были с визитом, в этом году исполнилось 62 года. Она была сформирована в военном 1942-м и завершала боевые действия Красной Армии на территории Китая, освобождая его от японских захватчиков. За что осенью 1945 года была награждена орденом Красного Знамени. Сегодняшнее поколение с честью несет знамя полка. И есть уверенность, что и последующие поколения танкистов будут продолжать героические традиции. С праздником вас, дорогие танкисты!

Трактористы

Тракторист - это слово больше из песни или из фильма, чем из жизни. Профессия эта называется железным словом "механизатор", а по работе они - пахари. Потому что реально пашут землю

Пахарь - в последнее время этим словом характеризуют человека, который вообще много и усердно трудится на любом поприще. А приехав село Снегуровка Октябрьского района, мы убедились в том, что там этим словом пользуются по назначению. Там работают настоящие пахари. Их основная работа - землю пахать, и это действительно очень тяжелый труд.

Современный механизатор, работающий в большом хозяйстве, таком, как сельскохозяйственный производственный кооператив "Снегуровский", должен владеть всеми видами сельхозмашин, и как минимум две - трактор и комбайн - за ним закреплены. То есть никакого разделения труда. Если твой трактор сломался, ремонтировать его - тоже твоя работа.

Трактор К-701, "Кировец"

  • Тип трактора - сельскохозяйственный, колесный.
  • Двигатель - восьмицилиндровый, дизельный, ЯМЗ-238 НД3 с турбонадувом.
  • Габаритные размеры:
    • длина - 7400 мм;
    • ширина - 2880 мм;
    • высота - 3750 мм;
    • база - 3200 мм.
  • Масса конструктивная - 11900 кг.
  • Мощность двигателя - 1700 лошадиных сил.
  • Скорости движения:
    • вперед - 2,6-30 км/ч;
    • назад - 4,6-21 км/ч.
  • Минимальный радиус поворота - 7200 мм.
  • Колея - 2115 мм.
  • Максимальная грузоподъемность навесной системы - 5500 кг.
  • Ресурс до первого капитального ремонта - 8000 моточас.

Работа по наследству

Сергей Пластун работает в СХПК "Снегуровский" с 1978 года. Как в семьдесят седьмом окончил СПТУ в Майском, так и пашет. Сергей - коренной приморец, родился здесь же в Черниговском районе, в деревне Каленовка, что от Снегуровки в семи километрах. Отец его - Владимир Пластун - тоже всю жизнь механизатором работал. Дедушка-то совсем уж старенький, он и войну от начала до конца прошел, танкистом, кстати. Сергей у него родился уже в 1959 году. Он тогда на радостях в честь рождения сына во дворе лиственницу посадил. Здоровое дерево выросло.

А Сергей Владимирович - механизатор заслуженный. За вспашку зяби его не раз награждали. И Почетными грамотами, и подарками. Телевизор дарили, потом - пылесос. И медаль за труд у него есть, настоящая, крестьянская - "Золотой колос". А вообще-то, он мужик скромный. Мы вокруг него довольно долго скакали, пытаясь в объектив поймать, - не любит ни фотографироваться, ни тем более интервью давать.

- Да чего он там пашет, - ворчит Пластун на своего "Кировца", пока я его уговариваю поговорить, - солярку жрет только да поля топчет... Издеваются над крестьянами. Попаши-ка на нем весь день. Это ж не "Жигули"! В нем температура в кабине летом до 95 градусов - пальцы на ногах обгорают. Того бы конструктора в него загнать, чтобы попахал. Какой кондиционер? Мы таких слов не знаем. Да и тяжелый он, пахотный слой портит. Поля у нас маленькие, норма - 12 га в день, а ему 25 надо. У нас камень большой на поле, да и сами поля - уголочки да кусочки. Нет, гусеничных у нас нет тракторов, а у него производительность большая, ни один трактор больше не выпашет... Кооператив-то у нас мощный, но, если этот год не даст урожая, так и не знаем, как дальше будем...

И гречка, и колбаска

СХПК "Снегуровский" имеет редкую для Приморья специализацию – "зерновые культуры": овес, гречиха, пшеница, ячмень, озимая рожь, кукуруза. Ну и соя еще. И это не так уж и легко, как кажется: трактором вспахал, сеялкой засеял, комбайном убрал. Зерновые культуры довольно капризны: прошлый год засуха была - убытки. Позапрошлый год - ранние заморозки, соя вся померзла - большие убытки. Но ничего - тянутся. Люди работают. В кооперативе и молочное стадо есть, и бычков откармливают, и свиньи имеются, и табун лошадей - голов 150. Свой небольшой мясокомбинат - колбаску выпускают. Хорошая колбаса - нас угостили!

Это они знают, какие должны быть поля (размером), а нашему привычному к сопкам-распадкам взгляду кажется, когда видишь ровную линию горизонта, что уже на Украину приехали. Едем мимо вполне бескрайнего на наш взгляд поля: "Это все Пластун вспахал", - говорит зам по производству СХПК "Снегуровский" Сергей Витальевич Яцуляк. При норме 12 гектаров в день хороший пахарь делает 15-18 га. Пластун, например, за 16 рабочих дней вспахал 290 гектаров.

Последний переселенец

Пашут круглые сутки - в две смены. Мы как раз мчимся в поле на замечательной машине "УАЗ" (которая, в отличие от дорогих внедорожников, легко взбирается в горку по глинистому месиву), чтобы увидеть, как пашет во вторую смену еще один наш герой - механизатор Анатолий Степанович Майкут.

От кромки поля, где стоим мы, до противоположной, где здоровенный "Кировец" кажется игрушечным, довольно далеко. Я уж подумала, что надо, наверное, туда подъехать, но Сергей Витальевич меня успокоил: это быстро. И точно: рык трактора с каждой секундой становился все ближе, и вот он уже вальяжно надвигается на нас, а за ним тянется полоса свежевспаханной земли. И запах от нее такой... И сопки в дымке, и закатное солнце. Такая красота, что аж дух захватывает. Но это мы наслаждаемся. А людям некогда любоваться. Им бы вырваться отсюда, да в море искупнуться, но некогда им, а до моря километров 300.

Анатолий Майкут приехал в Снегуровку с Украины в 1988 году. Мы, говорит, последние переселенцы. Больше уже вряд ли кто переедет. Да и некому уже, наверное. Он приехал с семьей и обосновался в Приморье навсегда. Некоторым здесь больше нравится, чем в украинских степях. И вот он-то как раз, в отличие от местных уроженцев, красотами любоваться не разучился!

Грустный эпилог

Вот если бы им еще платили бы побольше. При норме 12 га за один гектар пахарь получает 19 рублей. Хороший механизатор за сезон обрабатывает до 1000 га. То есть в год он зарабатывает в среднем 15-20 тысяч. Это разве деньги за такую-то бешеную работу?

А потом они выходят в 60 лет на пенсию, которая у них будет мизерная, имея вместо богатства ревмокардит, радикулит, артрит, геморрой, два зуба, глухоту... И никаких льгот им не положено. Вот так. А пока они пашут, и пашут, и пашут.

Т-80 - первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой, разрабатывался в ленинградском СКБ-2 Кировского завода. Первый кировский газотурбинный танк нового поколения, изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. Климова. В дальнейшем от Т-64 сохранились: пушка, боеприпасы, автомат заряжания, отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты. После постройки и отработки нескольких опытных машин, на что ушло около семи лет, 6 июля 1976 года новый танк был официально принят на вооружение под обозначением Т-80. В 1976-1978 годах производственным объединением "Кировский завод" была выпущена серия "восьмидесяток", поступивших в войска.

Светлана Филиппова

Поделиться:

Наверх