65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 8 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Первая и единственная

Продолжательница старейшей цирковой династии Александровых-Серж, единственная в истории цирка женщина, руководящая жокеями-наездниками, властна, самолюбива и безумно влюблена в лошадей

"И зря ты расстраиваешься, твои мальчишки выступили на все сто! Нет, на сто пятьдесят процентов!" - кричит ей в перерыве ведущая цирковой программы. Я полностью с ней согласна: единственный в мире номер "Жокеи - невидимки" действительно был классным. Однако Наталья Георгиевна, кажется, так не думает. В белом брючном костюме, с хлыстом в руке она молча проходит мимо, затем на секунду останавливается и показывает кулак. Дескать, я им покажу и сто, и двести...

... Осталось всего два дня - суббота и воскресенье, а потом московский цирк "Браво!" уедет из Владивостока. Так что поспешите на последние представления. Здесь действительно есть на что (и, безусловно, на кого!) посмотреть. А мы, уважаемые читатели, хотим рассказать вам о руководителе этой программы - заслуженной артистке России, наезднице-жокее и первой в истории цирка женщине, которая руководит жокеями, Наталье Александровой-Серж.

Кто это?

"Жокей - стремянный, ездовой за верховым. Специалист по подготовке, тренингу и испытаниям верховых лошадей. Профессиональный наездник" (Толковый словарь Владимира Даля).

Наталья Георгиевна Александрова-Серж в ноябре этого года отметит 50-летний юбилей. Заслуженная артистка России, она впервые выступила на арене цирка десятилетней девчонкой. Своей труппой Наталья Георгиевна руководит с 1976 года. Ее жокеи-наездники - лауреаты фестиваля в Ярославле, обладатели золотых медалей в Германии и Польше. Они выполняют сложнейшие акробатические номера на лошадях: сальто-мортале с одной лошади на другую, синхронный прыжок троих всадников на спину несущейся галопом лошади и многое, многое другое, от чего у зрителей просто захватывает дух...

Нечего ерундой заниматься!

После представления, когда Наталья Георгиевна переоделась и успокоилась, я не преминула спросить, чего она кулак-то показывала? Неужели все было так плохо? В конце концов, зрителям-то (которым, как известно, виднее!) понравилось. Наталья Георгиевна чуть улыбается: "Это я с виду такая грозная. По-другому нельзя. А в душе добрая... Дело в том, что молодежь моя вчера очень поздно легла спать. А вечером перед выступлением нужно думать о работе! А не о всякой ерунде..."

Думаю, ей можно верить. За плечами Натальи Серж сорок лет работы на арене цирка. Первое свое выступление она помнит, словно это случилось двадцать минут назад! Это было в Красноярске 9 августа 1964 года. "Ну, - спрашиваю я ее, - какие чувства вас обуревали в тот момент?" А никаких чувств не было вовсе. Кроме страха перед публикой. Она не помнит, что делала и как, помнит лишь бурно-оглушительный шквал аплодисментов, которые зазвучали, лишь только девчонка выехала на лошади на арену. "За что они мне хлопают, я же еще ничего не сделала..." Оглушенная, по окончании выступления она убежала в центральный проход вместо служебного, потом, крадучись, пугаясь собственной тени, пробиралась к своим...

Не просто быть, а быть первой

Самое удивительное, что у Наташи не было конфликта отцов и детей! Она не просто мечтала пойти по стопам папы и мамы, девочка была твердо уверена: ей в ту же сторону. И жаждала другого: быть лучшей в своем деле. Мне, честно говоря, сложно понять, как это. Но в глубине души я чувствую, что за это желание нужно платить. И цена - высока.

Родители держали ее в кулаке. Но такая жизнь не напрягала. Не было ни обид, ни слез в подушку: "Почему другие дети отдыхают, а я..." Она не просто хотела быть первой, она методично и сосредоточенно этого добивалась. Да, свободного времени не просто было мало, его не было вовсе. Никогда. Но в детях цирка есть удивительное, недетское качество - они самодостаточны. Они рады тому, что есть, и твердо уверены, что все остальное, по большому счету, лишнее. Уводящее в сторону от главной цели. И здесь уже нужно выбирать: или мечта, или жизнь как у всех. Они выбирают первое. Жалеют ли? Да когда как...

Сердце лошади

Двадцать лет Наталья Георгиевна была наездницей-жокеем, покорительницей самого сложного и опасного в цирке жанра. И никогда, даже при самых неприятных травмах, она не плакала - не получается, хоть тресни! Нет, все-таки плакала. Когда умер ее Мальчик.

Он пал прямо на работе. В цирке, где они давали новогодние представления для детей. Он сильно нервничал. И сердце не выдержало - инфаркт. Его еле успели затащить за кулисы, чтобы зрители не увидели умирающую лошадь.

Он был лучшим. И не из-за своей умопомрачительной красоты и огромного, на сорок сантиметров выше среднего, роста! И не из-за потрясающей работоспособности! И не из-за удивительного умения схватывать все на лету и понимать хозяйку с полувзгляда. Просто... Ну как это объяснить? Мальчика ей не заменит никто...

Все мы немножко...

А лошадей себе Наталья Георгиевна выбирает... Да как людей. Смотрит в глаза. И становится ясно: умная лошадь или не очень, выносливая или слабая, норовистая или покладистая... Впрочем, бывает, что и она ошибается, и, когда понимает, что из лошади актрисы не будет, возвращает ее на конезавод.

С жокеями все сложнее. Когда-то Наталья Георгиевна определила для себя, что девушек вводить в номер не будет - не встречала ни одной, которая работала бы лучше ее. А ее мальчики начинают работать наездниками-жокеями с девяти-одиннадцати лет. Как и сама Александрова-Серж.

У нее нет детей. Порой она об этом сожалеет. А впрочем... Она рада тому, что у нее есть: красивым лошадям и талантливым (пусть иногда и легкомысленным - дело-то молодое!) ученикам-наездникам. И зрительским аплодисментам, которые с ней навсегда...

Александровы-Серж - одна из самых знаменитых в России и мире династия цирковых артистов с более чем столетней историей. Ее основатель Сергей Алексеевич Александров, который и придумал звучный псевдоним Серж, был акробатом, клоуном, воздушным гимнастом, наездником и дрессировщиком лошадей, а позже - содержателем цирков. Гастролировал он главным образом по городам Сибири и Дальнего Востока, владел стационарными зданиями цирков в Чите и во Владивостоке. Его жена Евгения Федоровна была наездницей, ученицей мужа. Их трое детей тоже стали жокеями-наездниками.

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх