65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Спасительный свет

На заре мореплавания, когда ещё не были придуманы сложные навигационные приборы, выходить в море на утлых судёнышках было занятием небезопасным. Ночной шторм почти всегда означал верную гибель, если с берега не светила путеводная звезда маяка

Маяк на мысе Поворотный недалеко от Врангеля - не только важный гидрографический объект, но и памятник истории. Построенный в 1891 году, он до сих пор верно служит людям, разве что газовую горелку заменили в середине прошлого века на электрическую лампу.

Маячник - работа серьёзная

Работники Поворотного - вольнонаемные сотрудники одной из воинских частей Приморья. Поэтому на маяке, несмотря на отдаленность от начальства, все по-армейски строго. Пьянство и разгильдяйство не допускаются. Никаких предупреждений, штрафов или записей в личное дело - сразу увольняют.

Маячников шестеро. Здешний ветеран - старший механик Фазильян Рахимьянович Кудашев. Ему 71 год, 33 из них прошли на маяке. Зарплата небольшая - около 5-6 тысяч рублей плюс продуктовый паек. Но сюда просятся часто: природа дивная, рыбалка отменная, а грибы растут прямо под ногами.

- Кого попало я на работу не беру, не всякий выдержит. Ведь красота - она летом, а зимой - снег и морозы. Да и от города далеко, психологически тяжело, многие начинают пить - с такими приходится прощаться. А как иначе? Работа здесь ответственная, нет ни праздников, ни выходных, а допустить, чтобы огонь потух, ни в коем случае нельзя... За все время световой маяк не гас ни разу, по крайней мере, на моей памяти, а я здесь уже около десяти лет, - говорит начальник маяка Сергей Владимирович Митянин.

Волшебная лампа

Добраться до Поворотного можно морем или на машине. Я избрал второй вариант и чуть было не проехал мимо: мыс большую часть года как будто шапкой-невидимкой накрыт густым туманом. Влага и сильный ветер добавляют хлопот людям, которые здесь работают: местный климат разрушает здания, и, несмотря на то что ремонтируют их каждый год, выглядят они не очень-то...

Главной целью моего визита, конечно, было посещение самого маяка. Как только вошел в круглую башню, сразу бросилась в глаза табличка с надписью: F. Barbier & Co. Construclueurs. Paris-1891. Выходит, все оборудование маяка привезено из Франции... Подумать только! Более десяти тысяч километров проехал маяк до места своей службы. Практически как в рекламе: "От Парижа до Находки"...

Поднимаюсь по ступенькам кованой винтовой лестницы - и вот святая святых: линзы, похожие на лопасти какого-то невиданного комбайна, а внутри - сердце маяка, лампа, свет которой озаряет путь тысячам морских, пассажирских и рыболовных судов.

Задача у маяка действительно тяжелая. Около Поворотного проходит несколько морских путей. Ни один мореплаватель не минует мыс, если держит курс из Владивостока или Находки на север (например, на Камчатку) или обратно.

Лампочка перегорает очень редко. Та, которую вы видите на фотографии, исправно служит уже два года.

- Дело в том, что маяк проблесковый: включается всего на две секунды, после чего шесть секунд "отдыхает". За это время лампочка успевает остыть, а потом опять загорается. Подобный режим работы позволяет ей сохранить жизнь на несколько лет, - говорит Сергей Митянин.

Ночью, перед моим приездом, перегорел специальный блок управления маяком, и несколько часов Поворотный работал в постоянном режиме. Сломавшееся устройство оперативно исправили. Кстати, если лампочка будет гореть, не отключаясь, ее хватит лишь на пару недель.

По словам Сергея Митянина, инженеров маяка не готовит ни одно учебное заведение.

- Чтобы здесь работать, нужно все знать и все уметь. Например, насосы поломались - нужен механик, крыша потекла - не обойтись без плотника, дизель поломался - за дизелистом далеко бежать... Ремонтируем все сами, за помощью в часть обращаемся редко. Я, например, бывший летчик-истребитель, разбираюсь в радиостанциях, имею водительские права всех категорий, диплом механика и еще несколько профессий освоил здесь. Так что те, кто здесь трудится, - мастера на все руки, - объясняет Сергей Владимирович.

Варежка - на страже

Маяк - объект стратегический. Но оружия для его охраны у работников нет, зато есть собака Варежка, которая даже своих может покусать, так рьяно относится к защите территории. С появлением этой псины на маяке связана целая история.

...Жил неподалеку от маяка мужик-пьяница. В одно "прекрасное" утро нечем ему было опохмелиться. Забрал он у своей собаки щенка и пошел к Сергею Митянину, чтобы обменять на стакан водки или спирта. Щенок был таким маленьким, лохматеньким, что напоминал варежку. Митянин пожалел животину, отдал ее хозяину что положено. Варежка любит пряники и очень не любит чужих, особенно военных офицеров. Меня она признала и пропустила на территорию, для порядка немного полаяв.

А если серьезно, то, кроме Варежки, около маяка - две военные части, которые в любую минуту готовы прийти к соседям на помощь.

С любимыми не расставайтесь

История маяков, наверное, началась с женщин. Кто, как не они, проводив своих мужчин в море, поднимались ночами на прибрежные скалы, чтобы разжечь костры и осветить дорогу кораблю? Ветер и дождь гасили костер, но жены, сестры, матери терпеливо поддерживали его до возвращения любимых.

Жена Сергея Митянина окончила экономический факультет Московской академии им. Плеханова, а работает здесь, вместе с мужем, чтобы каждый час делить с суженым и помогать другим людям добираться до родных берегов живыми и невредимыми...

Поворотный включает световой проблесковый маяк, свет которого виден на расстоянии 22 морских миль, и радиомаяк, посылающий местный сигнал азбукой Морзе на 150 миль в округе. Раньше работал еще и звуковой маяк, но он мешал спать людям в ближних поселках, и его использование запретили.

Андрей Сухарьков

Поделиться:

Наверх