67,83 ↓ 100 JPY
11,52 ↑ 10 CNY
74,36 ↑ USD
65,68 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 2 м/c
14 мая
Пятница

Общество

Асы водной "Формулы-1"

Профессор Владислав Субботин всю жизнь устанавливает рекорды: и в воспитании высококлассных специалистов морского дела, и в главном своём увлечении - судомодельном спорте

Узнав об очередной победе наших судомоделистов на чемпионате России, мы стали ждать их возвращения. Победители почему-то задерживались. Мы нервничали. Наконец звонок: "Вернулись!" Оказывается, после Брянска династия Субботиных - капитан Владислав Анатольевич, тренер Галина Николаевна и их внук Захар, выпускник МГУ им. Невельского, - улетели в Париж, на чемпионат Европы. И мы уже совсем не удивились, когда из Франции команда Субботиных привезла во Владивосток шесть медалей различного достоинства. И в очередной раз установила там новые рекорды...

Династия победителей

Профессор, доктор технических наук, профессор МГУ им. Невельского, преподаватель кафедры теории и устройства судна Владислав Субботин судомоделизмом начал заниматься с 11 лет. И с тех пор заболел им на всю жизнь. И семью свою заразил. Его жена Галина Николаевна - первая женщина в СССР, которой присвоено звание мастера спорта по спортивным кордовым моделям. Захар - профессорский внук и неоднократный чемпион Европы и мира. Свою первую победу Субботин-старший одержал в Болгарии в 1969 году, тогда он занял третье место. Спустя годы многие воспитанники Субботина стали кандидатами и докторами технических наук - не зря же федерация судомоделистов Владивостока считается самой интеллектуальной.

...Кордовая модель напоминает ракету - тонкая, длиной около метра. Внешне - ничего особенного. Самое важное - внутри, под оболочкой. Вот над начинкой, которая дает движение и скорость, и ломают головы юные судомоделисты. Строят расчетные графики, проводят бесчисленное количество экспериментов. И все - суперковетирующий винт, двухтактный двигатель внутреннего сгорания - ребята изготавливают сами. Вообще-то, это настолько сложное дело, что занимаются им соответствующие кафедры, ему посвящаются диссертации. Но ребята все это понимают позже, когда из их научных разработок вырастают курсовые и дипломные работы.

"Я модель могу построить за три месяца, вы, предположим, - за год, - профессор Субботин мне явно льстит. - Но это ровным счетом ничего не означает! Самое главное - знать теоретические и физические основы того, что вы делаете. Наши модели - это не кораблики и не игрушки. Это спортивные снаряды. Посмотрите на фотографию: еще не улеглась водяная пыль от предыдущего круга, а машина уже вновь на этом месте. Стометровый круг она пролетает за полторы секунды! И идет вся на поверхности. Вот сложнейшая инженерная задача: движение твердого тела на границе двух стихий - воды и воздуха..."

В лаборатории судомоделизма установили целый ряд взаимоотношений между фазовым перепуском выхлопа двигателя внутреннего сгорания, всасывания на различные виды топлива. Здесь постоянно решаются сложные инженерные задачи. Вот, например, несколько лет назад Международная федерация Naviga приняла ограничения по шуму - не выше 80 децибел. А все потому, что на соревнованиях кордовых моделей треск стоит оглушительный, а проходят они, как правило, в зонах отдыха. Мол, состязайтесь, но по-тихому. Субботин задачу решил, при этом глушитель не забрал у двигателя мощность, как это предполагалось, а наоборот, увеличил ее за счет числа оборотов до 30-ти, а в некоторых случаях до 60 процентов!

И в "ретро" - первые!

Парижская победа - итог многолетней работы. И призовые места - вполне заслуженные. В первом заезде (их всего пять) в классе "А3" - это большие модели с 10-кубовыми двигателями - Владислав Анатольевич представил свою новую модель, на чемпионат России не возил, берег для Европы... И показал результат - 232 км в час! Это же новый мировой рекорд! Субботин сам не ожидал от машины такого полета. Предыдущий рекорд - 221,5 км в час - продержался три года. Владислав Анатольевич объясняет свою победу так: "Проанализировав, я решил, что топливо, которое нам предоставили, оказалось энергетически более сильным, чем то, которое использовали мы". Всего-то делов, оказывается.

В этом году в Париже появился новый класс моделей - "ретро" - машины постройки до 1970 года. Сделано это для привлечения в соревнования ветеранов судомодельного спорта. Профессор Субботин достал из запасников модель, принесшую ему первую победу в Болгарии. Наделся попасть хотя бы в пятерку лидеров. Но вновь завоевал "золото". Никто, собственно, и не удивился...

В музее Морского университета один стенд увешан медалями, привезенными Субботиными, рядом стоят кубки, грамоты и лежат медали, медали... "Из них кольчугу можно сделать", - улыбается директор музея. "Две! - подхватывает Владислав Анатольевич. - У нас дома столько же..." За каждой медалью - победа, а до нее - трудные, мучительные расчеты и многочасовые тренировки на озерах Минного городка.

Главное, чтобы глаза горели!

Любое хобби - мероприятие затратное. Вот, например, одна кордовая модель обходится ее владельцу в сумму около тысячи долларов. А в свои старые машины Субботин вложил не меньше 5-6 тысяч "зеленых"... На поездки на чемпионаты тоже нужны средства, но тут всегда помогает Вячеслав Седых, ректор МГУ. Проезд на детские соревнования раньше оплачивала городская администрация, что будет сейчас - большой вопрос...

Финансирование технических видов спорта государством закончилось и, к сожалению, вряд ли возобновится. Поэтому в последнее время прежде чем взять к себе в лабораторию парнишку, Владислав Анатольевич серьезно разговаривает с его родителями: смогут ли они купить все нужное для строительства машины, а в случае необходимости оплатить проезд своего ребенка на соревнования... Вот такой финансовый отсев.

Сейчас в лаборатории судомоделистов занимается полтора десятка мальчишек. Девочек в команде нет, для них отдать за какую-то "железку" 400 долларов - невозможная роскошь. Самый младший - вы не поверите! - к Субботину пришел в пять лет! Сейчас он, можно сказать, старожил - уже второй класс окончил... Скидку на возраст не делают: подставили скамеечку, и юный судомоделист самостоятельно работает на токарно-винторезном станке. Как не заплутать в технических дебрях и расчетных графиках? Ученые степени-то будут потом...

"У меня технологии простые, - отвечает профессор. - Говорю: "Делай как я!" Ко мне приходят обычные ребята, и, если я смог их убедить в том, что это интересно, они обязательно станут мастерами спорта и чемпионами Европы и мира. Главное, чтобы у них глаза горели. Мы здесь растим звездочек. И моих знаний для этого более чем достаточно".

...Несколько дней назад Владислав Анатольевич получил от президента России письмо. Владимир Путин поблагодарил его за подарок - чудесную модель брига "Меркурий". Ее профессор ваял в течение восьми лет. И сейчас думает, как ответить Владимиру Владимировичу, протокола-то не знает... Но это, так сказать, приятные хлопоты. Впереди серьезная работа - на чемпионат мира 2005 года надо вывозить своих мальчишек. За победой...

Судомоделизм - технический вид спорта, включающий проектирование и постройку моделей кораблей и судов для спортивных соревнований. Спортивные модели делятся на 36 классов, основа деления - принцип классификации кораблей военно-морского и торгового флотов. В самоходных моделях используются микродвигатели резиномеханические, инерционные, паровые, внутреннего сгорания, электрические. Первое соревнование морских моделистов в России было проведено в 1940 году. Настоящее же рождение судомодельного спорта отсчитывается с 1949-го, когда ДОСФЛОТ СССР провел первые всесоюзные соревнования в Москве на водной станции "Динамо". С 1963 года судомоделизм был включен в Единую спортивную классификацию. В 1966-м Федерация судомодельного спорта СССР вступила в Международную федерацию судомодельного спорта NAVIGA (штаб-квартира в Вене).

Наталия Алешина

Поделиться:

Наверх