65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 8 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Больные скоростью

Автогонки на бывшем аэродроме "Майхе" в Штыково собирают тысячные толпы болельщиков. Смелые парни на мощных автомобилях, офанателые выпендрежники или нормальные спортсмены? Вот что мы узнали о драг-рэйсинге от настоящего гонщика

Драг-рейсинг вовсе не такой уж молодой вид спорта. Американцы начали гоняться на четверть мили по прямой (две машины на старте, 402 м) еще в тридцатые годы прошлого века. Тогда на дне высохших озер в Калифорнии собирались шумные компании, которые испытывали себя и машины, разгоняясь до максимальной скорости. Там был пройден первый барьер в 160 км/ч, там формировались первые понятия и правила соревнований.

Дикую популярность, в том числе и в России, этот вид спорта приобрел после выхода на экраны культового фильма "Форсаж".

Желание плюс машина плюс деньги

Без этих трех составляющих драг-рейсером не стать. Но, даже если у тебя есть культовая спортивная машина, это еще не значит, что ты можешь завтра стать участником соревнований. Гонки - весьма затратный вид спорта. Есть такое понятие "тюнинг", предполагающее приведение обычного автомобиля в гоночную кондицию.

В чемпионатах ДВ по драг-рэйсингу участвуют машины трех классов. 1 класс: моноприводные автомобили с эквивалентным объемом до 3000 куб. см, полноприводные автомобили, а также автомобили со среднемоторной и заднемоторной компоновкой с эквивалентным объемом до 2800 куб. см. (Самые подходящие марки - Honda Civic, Honda Prelude, Honda Integra, Toyota Starlet, Toyota Levin, Toyota Trueno) 2 класс: "турбомонстры" - моноприводные автомобили с эквивалентным объемом до 5400 куб. см, полноприводные автомобили, а также автомобили со среднемоторной и заднемоторной компоновкой с эквивалентным объемом до 3200 куб. см. (Замечены Toyota Chaser, Toyota Cresta, Toyota Mark II, MMC Lancer GSR) 3 класс: моноприводные автомобили с эквивалентным объемом свыше 5400 куб. см, полноприводные автомобили, а также автомобили со среднемоторной и заднемоторной компоновкой с эквивалентным объемом свыше 3200 куб. см. (Класс "эволюшенов" и "скайлайнов" - про такие машины говорят, что они своей смертью не умирают...)

Тюнинг начинается с... красоты, конечно. На сленге рейсеров это "обвесы". Для начала на автомобиль устанавливаются оптика, легкие и красивые пороги, бамперы, при необходимости капот. Далее - двигатель.

Если машина турбовая, то турбина меняется на более мощную, меняются инжекторы, ставится соответствующий выпускной тракт. Если не турбина, то меняется выпускной коллектор, ставятся "горбатые" валы. Потом наступает очередь трансмиссии: сцепление заменяется керамическим, в редуктор внедряется LSD. Доработка ходовой предполагает установку спортивных амортизаторов, обязательно усиленных тормозов и специальных гоночных колес - "сликов".

Гоночный "слик" не имеет обычных протекторов, сделан он из специальной резины, дающей при старте нужное сцепление с покрытием трассы, очень дорогая штука. Ну и "мозги" (блок управления двигателем), их тоже надо менять на спортивные. Потом бронепровода, специальные свечи (более холодные), буст-контроллер, дополнительные датчики... И самое главное: весь этот апгрэйд надо настроить, иначе ваш новонавороченный монстр с места не сдвинется.

Общая стоимость автомобиля в результате преобразований может увеличиться раза в два-три... Хотя в зависимости от того, какие детали вы берете - новые или бэушные, где вам делают тюнинг и кто, общая стоимость его (тюнинга) может варьироваться от 5-8 тысяч американских рублей до 50-80 тысяч и более. Поэтому автогонки -самый подходящий вид спорта для наследных принцев. Результаты тоже могут быть разными и, что интересно, не всегда зависят от вложенной суммы. Все, что касается тюнинга, вы можете посмотреть на сайте "Авто Владивосток" в разделе "GT-клуб".

Профессор и Самоделкины

Во Владивостоке есть несколько мест, где гоночные машины доводятся до ума. В гараже Самоделкиных, например, собирают двигатели.

Самоделкины - это два известных владивостокских гонщика и мастера: Олег Поздеев (весьма успешно выступает на самодельном GTR, личный рекорд - 11,83 сек.) и Руслан Зуев (Nissan Skyline GTS IV, в этом году он еще не выступал, а в прошлом сезоне занял 2 место в классе "А2"). Это в их мастерской из обычного полноприводного "ская" рождается рычащий "турбомонстр".

Красоту наводит Профессор - Дмитрий Истомин. Он точно профессор - в области крыльев и бамперов: может взять автомобиль, десять раз перевернувшийся, смятый в гармошку, и привести его в божеский вид так, что не подкопаешься. А помогает ему Кадет, в миру - Евгений Барашков - ведущий комментатор гонок в Штыково. Они не единственные спецы в области обвесов. Есть еще два не менее популярных мастера - Женя Пластик (Евгений Ильин) и Добрый Ваня (Иван Просяников)

Наш персонаж!

Наш, потому что с некоторых пор он работает у нас в конторе водителем. Это владивостокский гонщик Дмитрий Семенюк, выступающий в первом классе на синей Honda Integra, подготовленной Профессором, Кадетом и Самоделкиными. Дима любезно показал и рассказал нам все, что мы хотели узнать о драг-рейсинге. В последнем заезде второго мая на первом этапе Третьего чемпионата Дальнего Востока он проиграл в полуфинале первое место своему главному сопернику - хабаровчанину Антону Луневу на Honda Civic Ferio.

- Мы с ним третий сезон бьемся. Но удача почему-то от меня отворачивается. В этот раз машина была только что собрана... Надеюсь, что в этом сезоне буду первым.

Список фаворитов сезона 2004

  • 1 класс: Антон Лунев (Хабаровск, Honda Civic Ferio), Дмитрий Семенюк (Honda Integra).
  • 2 класс: Михаил Максимец (Toyota Cresta), Александр Кравцов (MMC Lancer GSR), Денис Беликов (Toyota Soarer), Кирилл Жарченко (Toyota Chaser) Алексей Богатиков (Toyota Mark II).
  • 3 класс: Руслан Зуев, Олег Поздеев (оба на Nissan Skyline GTS IV), Павел Дегтярев (Nissan Skyline GTR), Роман Нагервадзе (Toyota Chaser), Виталий Женилов (Nissan Skyline GTR), Павел Васильев (MMC Lancer Evo III).

Что остается сказать? Пожалуй, лишь дежурное: побывайте на драг-рейсинге! Если вам понравится, не устоите и наверняка захотите увидеть это еще раз. Если нет, ничего страшного - вам в любом случае не повредит краткосрочное наблюдение за законами физики (или их очевидными нарушениями) в действии. Так что будете ехать мимо, заверните в Штыково, вам будет о чем рассказать внукам.

Международная ассоциация драг-рейсинга (NHRA) была основана в 1951 году простым американцем, заядлым гонщиком Уолли Парксом (живехонек и недавно отметил девяностолетний юбилей!). Первая официальная гонка под эгидой ассоциации была проведена в апреле 1953 года на общественной парковке в Помоне, штат Калифорния. С тех пор популярность этого вида автоспорта существенно возросла - в наши дни NHRA является крупнейшей в мире автоспортивной организацией, объединяющей более чем 85000 членов, 144 стадиона, 32000 лицензированных участников и около 4000 соревнований. Популярность растет вместе с прогрессом спортивных машин. Барьер в 400 км/ч пал в 1984 году, отметка в 432 км/ч сдалась в 1986-м, 464 км/ч - в 1989-м, а магические 300 миль в час, или 480 км/ч покорились Кенни Бернштейну 20 марта 1992 года. Семь лет спустя Тони Шумахер в Фениксе был первым, кто преодолел рубеж в 528 км/ч.

Светлана Филиппова

Поделиться:

Наверх