65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 2 м/c
13 июня
Воскресенье

Общество

Made in China

Китайские рынки стали неотъемлемой частью нашей жизни. Не так уж это и плохо!

Где перед Новым годом обитают обычные люди? На базаре! Подарки покупают, наряды к празднику, да и так, по мелочи - народу на рынке всегда хватает. Торговцы, правда, все равно не очень довольны.

- Плохо покупают. У русских денег мало - сейчас больше кушать покупают! - Сокрушается китаец Леша. Он сам торгует здесь уже три года - он хозяин и продавец - и жена его здесь же, и ребенок с ними. Сын у них родился еще на родине, но некоторые предпочитают рожать в России - ребенок в этом случае получает двойное гражданство. Такая вот тихая ассимиляция.

- Я не богатый! И в Китае тоже не богатый. Это американцы и японцы богатые! А русские есть богатые, но они у меня не покупают, в магазине покупают. А работа такая - хорошая работа...

Не боимся ничего

И никакие пневмонии им не страшны. В самый разгар антикитайской кампании по поводу атипичной пневмонии я заходила на Баляевский китайский рынок. В масках-респираторах встретились человек 10, причем покупателей меньше не стало. Смелый у нас народ. На вопрос "были ли убытки в тот период" многие даже не понимают, о чем я спрашиваю, русские продавцы, правда, говорят, что недосчитались кой-какого дохода, но крупно никто не пострадал.

Крысы? Такого слова на базаре вообще не знают, зато о нем в очередной раз вспомнили жители Арсеньева, которых одолели китайские водяные крысы. По некоторым данным, крысы - иммигрантки пришли вместе с челноками (хотя скорее - с фруктами), первые сообщения об их появлении поступили из района, прилегающего к китайскому рынку. За последние два года крысы сильно размножились, расселились в городской канализации и в поисках еды лезут в квартиры через унитазы.

"Китайские вещи"

А сто лет назад в аристократических кругах Владивостока были популярны китайские вечеринки: их устраивали в двухъярусных павильонах, первый этаж которых именовался "гостевой террасой", а верхний - "чайным павильоном". В чайном павильоне в "красном углу" вывешивались буддийские свитки, иногда это были и китайские картины с изображением цветов и птиц или пейзажей. На столы перед свитками ставили китайские вазы для цветов, курильницы и подсвечники. Все эти предметы именовались "китайскими вещами". На других столиках помещали тарелки с легкой закуской и сосуды с напитками.

Реальные вещи...

Удивить китайскими "шанелями" и "диорами" в наше время кого-то сложно. Более того, если окажется, что сумочка, купленная в фирменном бутике, не китайского происхождения, - это можно считать сюрпризом. Хотя еще вопрос - будет ли этот сюрприз приятным, ведь за десятилетие прилежного копирования лучших западных образцов китайские умельцы достигли многого. Чего - можно понять, познакомившись с коллекциями самих китайских дизайнеров. Фестивали моды, на которые было наложено негласное табу в коммунистическом прошлом Китая, стали одним из самых популярных мероприятий в его коммунистическом настоящем. Китайские версии самых популярных модных журналов раскупают за несколько дней после появления на прилавках, а в крупнейших торговых центрах показы китайских модельеров следуют один за другим.

Китайские вещи, которые еще не так давно ассоциировались с дешевым китчем, в некоторых местах теперь считаются последним шиком. По крайней мере, в Азии и прежде всего в Японии. Молодые японки стремятся побывать в Китае не только для того, чтобы обзавестись модными обновками, но и чтобы окунуться в атмосферу растущего успеха. Да и Европа с Америкой все с большим интересом приглядываются к тенденциям современной китайской моды, которая, отражая моду западную, обогащает ее своими древними восточными традициями.

Честная торговля

В наше время трудно найти хорошего честного продавца на рынок. Китайцы предпочитают торговать сами (в этом случае и налог на продавца платить не надо) или привлекать к этому делу своих жен, дочерей, друзей. Когда торгует "свой" человек - это оптимальный вариант. А то бывает такое, что берут женщину на работу, а у нее случается крупная недостача (специально или нечаянно). Она говорит, что денег у нее нет, но предлагает взять что-нибудь из домашних вещей. Приезжают к ней, а у нее там шаром покати, мышь на кухне повесилась. Так и остается коммерсант в убытке. Можно, конечно, и бесплатно такую растяпу работать заставить после этого, только ведь гарантии нет, что у нее снова что-нибудь не пропадет.

А чего только не придумывают продавцы, чтобы сбыть товар: и соль заговоренную на прилавок сыплют, и водой святой вещи обрызгивают. А первыми деньгами на дню надо обязательно "помазать" все шмотки, какие есть. А одна торгашка со стажем за чисто символическую цену - за рубль - продала мне текст молитвы для хорошей торговли. Вдруг что-нибудь продам!

На самом деле мы уже привыкли к тому, что китайские шмотки ЕСТЬ. И чтобы мы, интересно, делали с нашими зарплатами, если бы не китайцы со своими замечательно дешевыми товарами? 300 рублей - это самая распространенная цена. Именно за эту цену (плюс-минус полтинник) мною были обнаружены например: чайники, светильники, свитеры, шляпы, зеркала, брюки, туфли... А китаец Саша таки впарил мне за 200 рубликов маленькую капроновую елку. И только после этого согласился сфотографироваться. Вот он, красавец, на фото, а у меня теперь елочка есть, вот как раз такая. С наступающим Новым годом вас, дорогие читатели!

На внутреннем обувном рынке России заметное место занимает неучтенная продукция. По данным Госкомстата и ГТК России, 179 миллионов пар обуви - это неучтенная продукция в 1999 году. В официальной статистике не нашли отражения 130 млн пар обуви, ввезенных в 2000 году в Россию челноками из Китая (зато эти данные есть в китайской Ассоциации обувных производителей). Это свыше 60 процентов всего объема потребляемой Россией обуви. Причем вся эта продукция ввозится практически беспошлинно.

Светлана Филиппова

Поделиться:

Наверх