65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+24° ветер 6 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Ей сверху видно всё

По неизвестным причинам некоторые профессии в России считаются исключительно женскими и оттого выходят в разряд остродефицитных

Уходящие ввысь

"Везде, где ведется строительство жилых домов, промышленных сооружений, работают машинисты башенного крана. Башенный кран используется для монтажа зданий из сборных конструкций, а также для погрузо-разгрузочных работ. Башенные краны могут поднимать грузы массой до 50 тонн на высоту до 60 метров. Управлять краном могут как мужчина, так и женщина". (Из описания профессии "Машинист башенного крана")

Один мой приятель-экстремал задался однажды целью залезть с какой-то там рекордной скоростью на верхушку башенного крана на ближайшей стройке. При этом ступеньками, предназначенными для подъема, он пользоваться, конечно же, не собирался. Прикидывая необходимость и длину страховочного фала, он подобрался вплотную к крану и, откинув затылок к спине, глубокомысленно рассуждал: "Ну, так... Если брать веревку, то надо метров сорок. Или больше. А тот мужик, наверху, если поскользнется на ступеньке и бахнется вниз, ему, интересно, страховку большую заплатят?" - "Маленькую. Откуда у работяги большая страховка? Тут тебе не Канада. Да и не мужик там. Крановщики у нас - почти все бабы". - "В смысле?" - "В прямом. Это, типа, женская работа..."

Для ближайшего знакомства с краном мы специально выбрали погоду похуже: на стройке тогда народу мало. Он подошел поближе и постучал "зиппой" по мощной стальной балке. Кран отозвался идущим куда-то ввысь недовольным скрежещущим гулом. Стрела явственно качнулась под порывом осеннего ветра. Да уж... Дамская работенка, что и говорить. В общем, кранбашенный экстрим у приятеля моего не удался. Передумал он.

А Татьяна работает. Тридцать лет подряд в родном СМУ-2. Симпатичная русская женщина с дивной улыбкой, в пятнистых камуфляжных штанах - потому что не в юбке же на кран лезть...

Привычка - вторая натура

"Основными производственными операциями, выполняемыми машинистом, являются: передвижение крана, поворот его вокруг своей оси, подъем и опускание груза. Все эти операции машинист осуществляет посредством нажатия на рукоятки управления, находящиеся в кабине крана. Движения машиниста характеризуются точностью усилий, прилагаемых к органам управлениям, плавным переключением скоростей. Работа машиниста очень напряженная, внимание его постоянно сосредоточено на выполняемых операциях. Наибольшей концентрации оно достигает во время строповки (прикрепления груза) и отрыва его от земли. Машинист в условиях значительной удаленности должен правильно воспринимать и истолковывать сигналы стропальщика. При перемещении груза машинист удерживает в поле зрения не только эти сигналы, но и работу соседних машин. Все эти действия предъявляют высокие требования к зрительному восприятию машиниста, к способности точно оценивать пространственное расположение предметов". (Из описания профессии "Машинист башенного крана")

Мы беседуем с нашей героиней в бытовке, уже после окончания рабочего дня: меня на кран, естественно, не пустили, да я бы и не полезла, пожалуй, - страшно.

- Таня, вы как надумали такую профессию приобрести? Это что, модно тогда было?

- Да не то что модно... Тогда же строительство было везде, все и ринулись в машинисты. И зарабатывали неплохо, и романтика. Ой, давно это было! В семидесятом году я поступила в ГПТУ-10. У нас в группе были все девчонки, а во второй - трое пацанов. Даже и не знаю почему. Так уж повелось...

Это наверное оттого, что женщины меньше пьют - вот их на кран и загнали! Татьяна в ответ на мою версию только смеется. Конечно. Женщины у нас всегда были героические – "остановка коня на скаку" и прочая хрестоматия. Однако на грузовиках все больше мужчины, а вот кран... Традиция, одним словом. На том и сошлись.

- Я все время на панельных домах работала. Это сейчас кирпичи пошли, а раньше панели ставили в три смены. А что ночью? Так же, как и днем: машины ходят, раствор приносят, панелевозы подъезжают, прожектора горят, а мы строим. Ситуации, конечно, разные возникают, но меня-то Бог миловал - такого, чтоб я не могла вылезти, не случалось. А вообще, бывают и несчастные случаи. Подруга моя падала два раза с крана. Жива, жива, не волнуйтесь! До сих пор работает. Да и вообще, здоровенькие мы. Каждый год медкомиссия, переаттестация. Зрение смотрят, на центрифуге вертят - вестибулярный аппарат проверяют. Кресло у них такое есть: садишься, руки на подлокотниках, глаза закрыты, голова опущена, а доктор крутит сперва в одну сторону, потом в другую. И наблюдает. Или может попросить потом пройтись. А как там пройдешь, если встаешь с этого кресла, как пьяная. Но ничего, проходим! За 32 года-то, наверное, привыкнешь...

Привыкнуть можно ко всему. В том числе и общаться со стропальщиком, который внизу принимает груз. А общение происходит преимущественно по старинке - голосом. Хотя сегодня на крутых объектах им рации дают, но кричать - привычнее и понятнее. Поэтому у всех крановщиц такой громкий командирский голос. Родные жалуются, что даже когда с подружкой по телефону разговаривает, то поначалу вроде тихо, а через пять минут громкость возрастает так, что соседи пугаются - думают, скандал. Особенно, если подружка тоже крановщица.

- Глазомер у нас, конечно, должен быть. Но это же сноровка, она с опытом, с годами приходит. Вот водитель на машине ездит - он тоже на глаз определяет, как ему парковаться, где тормозить и все такое. Так же и мы, только сверху.

- Да уж, сверху... А если в туалет приспичит?

- Да так вот, - смеется Татьяна, - обходимся... Да и организм за долгие годы привыкает к режиму. Так что, если не отравился ничем, и не хочется в течение дня. В обед тоже - когда слезаем, когда нет. Еду же с собой носим, столовыми не пользуемся...

Мы строили, строили и наконец построили

"Сегодня в Москве, приглашая на работу учеников машиниста башенного крана, строительные компании обещают зарплату 8,5 тысяч рублей. Квалифицированный крановщик оценивается уже в 17 тысяч. А в Америке уже начинают забывать, что такое "башенный кран" вообще. (Из сообщений в прессе)

А недавно у них радость была профессиональная: льготу крановщицам дали. Нет, в транспорте они по-прежнему платят, как все граждане, а вот на пенсию теперь в 50 лет будут уходить. До этого профессия "машинист башенного крана" считалась совершенно не вредной и не опасной. Просто женской. У строителей же был стимул - гарантированное получение жилья. У Татьяны, например, на зарабатывание квартиры ушло 13 лет. И это она еще вовремя попала! Нынче крановщице на свои заработки купить квартиру в доме, который она строит... Когда я об этом заикнулась, в бытовке все очень веселились.

- Да на нашу зарплату, даже если не есть целый год, и гостинки не купишь! Даже если вдесятером сложимся! Тут на штаны бы хватило. А как бороться? Кому жаловаться-то? Своим мы говорили, но это разве же кто услышит? А профсоюза нет, развалилось все. Даже забастовку не устроить. А то бы постучали касками - у нас тоже есть. Не все же шахтерам стучать...

Вот так. А на крановщика, точнее, крановщицу во Владивостоке больше не учат. Так что профессия эта стала весьма дефицитной. А желающих пойти в ученики тоже что-то немного. Девушки нынче пошли не такие смелые, а парни все больше в авторемонт рвутся - и безопаснее, и денег больше.

- Конечно. У нас-то можно и все 380 Вольт получить, если не туда куда-нибудь полезешь. А бывает - кран сломался, и лезешь, потому что, прежде чем вызвать мастера, надо же знать, что сломалось, особенно, когда кран на новом объекте. Пока он не притрется, по два раза на день электрика вызываем. И следить за краном, шестерни смазывать - тоже наша обязанность. Если там конец какой-нибудь отвалился и его видно, то можно и самой. А в двигатель, конечно, мы не лезем...

За тридцать лет Татьяна построила чуть ли не пол-Владивостока. Она любит смотреть на город с высоты, особенно ночью. С башенного крана в любой точке вся красота на виду. Красивый у нас город. Ей это виднее всех.

Светлана Филиппова

Поделиться:

Наверх