65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+22° ветер 6 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Творец стеклянной радуги

считает стекло чувственной и капризной материей и восхищается его непредсказуемостью

Гладкое, холодное, хрупкое. Чаще прозрачное, но иногда и таинственно-матовое. Из него сделаны граненые стаканы и величественные светильники в стиле "ампир", кефирные бутылки и витражи собора Парижской Богоматери. А вы никогда не задумывались: что, в сущности, вы знаете о стекле?

Фантастические сны

Знакомый художник-декоратор как-то обмолвился, что ни один из современных строительных и отделочных материалов не предоставляет такой свободы творчества архитекторам и дизайнерам, как стекло. Оно, дескать, дает разнообразие решений в интерьере, открытость и цельность пространства, легкость, прозрачность и эфемерность конструкций. А ко всему прочему, еще и визуально увеличивает объем помещения.

Конечно, им, дизайнерам-архитекторам-декораторам, виднее. Однако мне, человеку весьма далекому от специфических "интерьерных" тонкостей, рассматривать стекло лишь с точки зрения его практической ценности кажется кощунственным. Все-таки я романтик: меня куда больше привлекают не навороченные выдвижные перегородки да витражные потолки, а оригинальные вазы, стильные панно, необычные декоративные композиции и прочие прозрачно-призрачные стеклянные изыски. Потому что красиво и необычно.

Однако дизайнер по стеклу Марина Новикова, к которой я пришла в мастерскую, дабы приобщиться к прекрасному, возражает:

- Ну что вы! Даже витражные потолки, столешницы, светильники, ширмы, перегородки и двери могут быть настоящими произведениями искусства. Все зависит от мастера. Я, например, очень люблю свою работу. Стекло для меня - такой материал, в который можно воплотить все свои самые невероятные образы и фантазии. Это как фантастические сны, которые ты сам превращаешь в реальность. Вы только подумайте: многие люди имеют возможность самовыражаться или в скульптуре, или в живописи, или в прикладном искусстве, а у меня все это как "три в одном". Не хочу хвастать, но порой удается сделать такое, с чем потом крайне сложно расстаться даже за очень большие деньги. Впрочем, главное, чтобы заказчик оставался доволен. А он, уж поверьте, доволен всегда...

Труд кропотливый и... опасный

Клиенты у мастера по стеклу - разные люди. Отдельные личности и представители больших компаний. Приходят в студию, чтобы заказать настенные часы с логотипами или без, люстры, бра, витражи, вазы, сувениры, украшения... Иногда приносят уже готовые эскизы, но чаще предпочитают вместе с художником разрабатывать дизайн будущего изделия. Разумеется, все выполняется в единственном экземпляре - эксклюзивность всегда в цене. "Хотя, - признается Марина, - по большому счету, даже если мне и захочется что-то повторить, я все равно не смогу добиться от стекла абсолютной идентичности. Это же ручная, штучная работа, никогда не можешь предугадать, каким будет конечный результат. Стекло ведь непредсказуемо..."

Внимательно осматривая мастерскую, в которой создаются хрупкие шедевры, замечаю:

- Работать со стеклом - это, наверное, не только очень интересно, но и опасно? Все эти осколки, стеклорезы...

- Самое главное, – говорит Марина, – не бояться стекла. Если сможешь преодолеть первый страх перед тонким, ломким и острым материалом, дело сразу пойдет на лад. Конечно, это работа творческая. Но каким бы талантливым и суперкреативным не был дизайнер по стеклу, он должен помнить, что в этой работе таланта как такового - процентов на двадцать, а все остальное - упорный и кропотливый труд. Стекло чувствительно и капризно, оно не терпит спешки и несерьезного к себе отношения. Вот и наказывает порезами и ссадинами. Порой мне даже кажется, что оно оживает под моими руками - где-то в глубине его граней загораются теплые, игривые огоньки. Это необыкновенно - словами не передать...

Цветные стёклышки Ломоносова

Стеклоделием занимался и гениальный русский ученый Михаил Ломоносов, заложивший начало подлинной науки о стекле и его производстве. Он не только теоретически, но и практически решил вопрос о производстве цветного стекла, бисера, стекляруса и мозаичных смальт, возродил забытое искусство мозаики, собственноручно выполнив несколько значительных и оригинальных мозаичных работ.

Элегантная вычурность

Самая популярная в мире коллекция художественного стекла - созданная в 1936 году серия работ знаменитого финна Alvaro Aalto, одного из самых прогрессивных дизайнеров и архитекторов прошлого века. Собственно, с этой коллекции и началось повальное увлечение разновысокими вазами, используемыми в различных целях - под цветы, для сервировки стола etc.

Чудо-фонтан

В 1938-м в СССР по проекту скульптора Чайкова и инженера Энтелиса был создан хрустальный фонтан (высота 4,2 м, диаметр чаши 2,25 м), демонстрировавшийся в советском павильоне на международной выставке 1939 года в Нью-Йорке. В этом монументальном сооружении разборной конструкции прозрачный хрусталь сочетался с патинированной бронзой и витражами, выполненными из многослойного цветного стекла.

Историческая справка Стекло известно человечеству уже около 55 веков - самые древние образцы стеклянных изделий были обнаружены в Египте. Раскопки на территории нашего государства подтверждают тот факт, что и на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад. Однако началом основания стеклоделия в России следует считать 1635 год, когда при царе Михаиле Федоровиче швед Елисей Кохт устроил близ Москвы первый стеклянный завод. Несмотря на столь древнюю историю, производство стекла приобрело массовый характер лишь в конце XIX столетия, благодаря изобретению печи Сименса-Мартина и заводскому производству соды. А уж листовое стекло - вещь и вовсе ультрасовременная. Технология его изготовления была разработана только в ХХ веке. Настоящие творцы не могли, конечно, ограничиться чисто утилитарным применением стекла никогда. В советское время ведущую роль в развитии творческого стеклоделия сыграла скульптор Вера Мухина. В 1950-1960-е годы художественные лаборатории стеклоделия появились на всех крупных заводах страны. В те времена появилось несколько направлений-школ этого вида искусства: ленинградская (бесцветный и цветной хрусталь строгих форм с алмазной гранью), владимирская (использующая методы губного, изготовленного путем свободного выдувания и лепки, стекла с яркой полихромией) и прибалтийская (слабо отраженное прессованное и выдувное стекло с тонкой гравировкой).
Марина Новикова, 23 года, коренная жительница Владивостока, окончила факультет моды и дизайна ВГУЭС, специальность - художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности. Работает в единственной в нашем городе мастерской художественного стеклоделия, специализируется во фьюзинге (от английского fuse) - технике высокотемпературного спекания цветного стекла.

Евгения Чернова

Поделиться:

Наверх