65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 1 м/c
14 июня
Понедельник

Общество

Индпошив мужского рода

С древних времен портными были представители сильного пола - они и придумывали одежду, и шили ее, и по сей день мужчины-модельеры определяют стиль и задают темп моде

Вы никогда не обращали внимания, что зачастую с женской - по определению - работой лучше справляются мужчины? Но почему так? Ведь и сами они не ловкие, и руки у них не гибкие, и пальцы толстые, и вообще силищи - ого-го, того и гляди, какую-нибудь хрупкую штучку в бараний рог согнут... Впрочем, возможно мы просто недоооцениваем мужчин.

Занятие не для слабых

Попросите своего мужа или друга заправить нитку в иголку, пришить пуговицу, залатать дырку - обещаю, посмеетесь на славу. И, наблюдая, сколь мучителен для него этот процесс - пальцы скрючены, нос насуплен, на лбу капельки пота, - вы можете невзначай подумать: "Да-а, не созданы мужики для этого..."

А вот профессиональный портной Евгений Емелин убежден: большое заблуждение - считать шитье немужской работой. И вообще, ежели копнуть поглубже, станет предельно ясно, кто в доме хозяин. В смысле, кто все начинал. Ведь с основанья мира это была настоящая мужская профессия! Портными всегда были мужчины, они во все времена лучше чувстовали стиль, именно они задавали темп моде. Да что там - в старину, чтобы проткнуть кожу или сукно иглой, нужна была недюжинная сила и совсем не слабые женские ручки. И в русском языке, между прочим, слово портной - мужского рода.

А у нас народ, видимо, путает портных с белошвейками-вышивальщицами. Несомненно, и раньше, и теперь есть работа, для которой нужны исключительно изящные женские ручки. Но сейчас столько приспособлений, что об этом не задумываешься... Кстати, в свое время в отделе кадров швейной мастерской, куда пришел работать Женя, какая-то заблуждающаяся тетенька в графе "Специальность" так и написала: "Швей-моторист".

Вообще, при поступлении на факультеты, куда традиционно массово валят девицы, мальчиков всегда встречают с выпученными глазами. И реакции в подобных случаях заведомо две: либо вас будут настороженно разглядывать, засыпать провокационными вопросами и отговаривать, либо примут с распростертыми объятьями, "нарисуют" хорошую оценку за сочинение и даже не взглянут на аттестат. Но в любом случае, говорят потерпевшие, учиться на "девичьих" факультетах парням проще: поблажки из каждых рук, да и женского внимания в избытке. И все же случайно забредших здесь не бывает - боятся, что не поймут, не простят, обвинят в немужественности. Зря.

Ноги, крылья, хвосты... Голова!

Профессия, как называли ее в советские времена, мастер индивидуального пошива, а ныне - модельер предполагает наличие нестандартного типа мышления. Так что здесь дело не в гибких или неуклюжих пальцах - дело в голове, в особом взгляде. Ведь модельер - это художник, скульптор, несомненно творческая личность, дающая мечте, фантазии жизнь.

Хотя здесь нужно различать понятия. Работа обычного портного, закройщика и, тем более, фабричной швеи - она монотонная, механическая, поточная, конвейерная. Творчества здесь нет совсем. Просто выполняешь изо дня в день запланированные, регламентированные, расписанные до деталей действия. Модельер же стоит выше, его работа интереснее, свободнее. От идеи до ее воплощения ты один - король и господин. Самореализация почти стопроцентная.

Женя откровенничает: "Вот недавно я шил комбинезон для костюма бабочки. И что вы думаете, пролетел, ошибся в конструкции. Но сделал несколько разрезов - стало еще интереснее, еще лучше. Случайно, в общем, а человек, который в этом деле не разбирается, подумает, что это высший пилотаж, особое мастерство..."

Кстати, преподаватели швейного мастерства внушают ученикам: профессиональный модельер никогда не может шить на себя, не имеет права. Только на манекен, только на клиента! Оказывается, соль здесь вот в чем: просто, глядя в зеркало, ты не видишь себя со стороны. Элементарный поворот головы, чтобы посмотреть, как там получилось сзади, - и все труды насмарку, меняется абсолютно все, нарушается структура модели. Хотя, впрочем, многие модельеры шьют на себя сами - по привычке или потому, что не доверяют чужим рукам.

Без труда конфетки не получится

Дорого ли сегодня одеваться у модельера? Смотря у какого. Кто-то шьет и за 100-200 рублей, так и качество будет соответствующим. Запомните: человек, который творит и при том творит буквально каждую деталь, каждую строчечку, корпит над ними, никогда не будет продаваться дешево. Золотые руки, как говорится, золотого стоят.

А самая главная сложность в работе с клиентом - знаете, какая? Он никогда точно не знает, что ему нужно. Обычно заказы озвучиваются так: "Ну посоветуйте, придумайте что-нибудь, сделайте из меня конфетку"...

По словам Жени, у модельеров свои, специфические, страдания: когда идешь по улице, особенно больно ранит отсутствие вкуса в массах. Постоянно, автоматически обращаешь внимание на чужие ошибки: ага, здесь строчки кривые, там конструкция нарушена, шов повело, баланс рассчитан неправильно. Впрочем, никогда не пропустишь и по-настоящему стоящие вещи, сделанные на высший балл, - иной раз и не без легкой профессиональной зависти. Особенно заметно это в авангарде. Все же понимают, что работы Дали и Пикассо - это произведения искусства, а не мазня, выдаваемая за шедевр. Так и с неординарной одеждой: сразу видно, что это продуманный авангард, не залепуха, человек страдал над ним, потел, каждая деталь на своем месте...

Напоследок Женя удивил меня заявлением о том, что гораздо сложнее шить изделия на мужчин, чем на женщин. Даже несмотря на то, что дамы гораздо более капризны. Дело в том, что у женщин больше конструктивных возможностей скорректировать фигуру - можно заложить всевозможные вытачки, рельефы, подрезы. А вот ту же, например, выпуклость груди на полочке мужского пиджака выработать весьма сложно. В женской одежде больше вариантов, мужская же - более традиционная, строгая и потому требующая особой добротности и больше усердия от мастера. Но журналы мод, каталоги, направления, тенденции ориентируются почему-то практически только на женщин. Евгения, как и всех модельеров-мужчин, это изрядно заботит и немного обижает. Хотя, на мой взгляд, стоит ли им обижаться - ведь в конечном счете мы все равно пляшем под ИХ дудку...

Евгений Емелин родился 9 мая 1970 года в Братске Иркутской области. Окончив школу, год проучился в УПК на портного верхней женской одежды, после чего был призван в армию. Срочную проходил в Монголии, на дембель ушел со специальностью оператора ручного сопровождения ПВО. Вернувшись в Братск, работал в швейном кооперативе. В 1996 году получил диплом Дальневосточного технического института (ныне ВГУЭС) по специальности "Конструирование одежды". Член Союза дизайнеров России. Некоторое время работал художником-оформителем и закройщиком в ЧП "Василек", специализирующемся на пошиве детской одежды. Сейчас работает учебным мастером в лаборатории дипломного и курсового проектирования кафедры индустрии моды ВГУЭС. Действующий и самореализующийся модельер, участвует во всевозможных шоу, конкурсах как местного, так и глобального масштаба.

Надежда Бушуева

Поделиться:

Наверх