65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Влюбленные в небо

Люди, для которых в буквальном смысле первым делом - самолеты, не могут обитать в замкнутом пространстве

Аэродром... Наверное, каждый человек в жизни хотя бы раз побывал на аэродроме. Это такая романтика! Самолеты, полеты, прыжки, парашюты и, главное, - пространство, поле. Мне лично всегда кажется, что на поле аэродрома воздуха больше и он как-то гуще, что ли, нежели в любом другом месте.

Аэродромы бывают разными: большие, откуда взлетают пассажирские лайнеры, городские, для местных авиалиний, и маленькие, в одну взлетно-посадочную полосу, - сельские. А есть еще аэродромы военные. У последних судьбы разные, совсем, как у людей. Иные еще работают "по специальности", а где-то уже расположился ипподром или проходят автомобильные гонки, как в Штыково. У аэродрома в селе Новонежино судьба сложилась более счастливо: там ныне обитают владивостокский Аэроклуб и парашютный клуб "Чистое небо".

Жизнь замечательных геликоптеров

Когда я впервые познакомилась с новонежинским аэродромом и его обитателями, у них в хозяйстве был один самолет Як-18Т и один мелкий вертолет МИ-2. Да оставались еще не до конца разобранные на металлолом несколько боевых вертолетов - в Новонежино раньше стоял полк морской авиации, в свое время один из сильнейших в Приморье. "Мощные машины были!" - вздыхают с тоской оставшиеся в бывшем гарнизоне не у дел летчики. МИ-14, МИ-16, шестые, восьмые: К-25, К-27 - самый лучший в мире вертолет, как считают знатоки. К-29 - штурмовик, на корабль садился.

Да, большой аэродром... Старожилы с удовольствием вспоминают, как на их рулежку ночью по ошибке сел истребитель с соседнего аэродрома. И ничего, благополучно. Отдышался - удивился, так ведь и взлетел потом оттуда же. Да одного этого полка хватило бы, чтоб... Хотя я, кажется, все еще за мир во всем мире, особенно после фильма "Терминатор-3". Но вертолеты все равно жалко. Опять же, полк расформировали, технику, что помоложе, отправили в другие части, офицеры уехали, жен увезли - теперь вот в местной школе русский язык преподавать некому. Впрочем, хватит о грустном.

Наведавшись крайний раз на аэродром (летчики никогда не произносят слово "последний"), я с удовольствием обнаружила, что в хозяйстве у них значительно прибыло - на поле одних только самолетов 23 единицы. Один из главных постоянных обитателей аэродрома Юрий Николаевич Белых - главный летающий техник (по прозвищу Царь), инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию, бессменный начальник наземной поисково-спасательной команды (надо же кому-то незадачливых городских экстремалов с деревьев снимать, не повредив парашюта!) - с гордостью демонстрировал нам свои крылатые детища: четыре больших АН-2 (пара летающих и пара в процессе доводки), строй МИ- вторых, авиетки, ЯКи, самоделки. Есть и совершенно экзотические штуки типа изысканного американца - новенького вертолетика стоимостью почти в миллион долларов. Это собственность одного крупного владивостокского предпринимателя.

Каких только летательных аппаратов там нет! Даже совсем удивительный планер, с длиннющими крыльями, которому дали вместо сердца пламенный мотор от "Субарика", отчего он стал только лучше. Оказывается, двигатель "Субару" и создан как авиационный - все самодельщики, да и некоторые серийные самолеты летают именно на них.

А без него здесь ничего бы не летало

Белых про каждого из своих небесных "подопечных" может целый роман рассказать. Он-то про них знает все - каждый болтик, каждую гаечку, свечечку. "Гайки крутить - это вам не педали, это ум иметь надо", - приговаривает он, любовно поглаживая пальцем какую-то тяжелую блестящую штуку. Чтобы эти штуковины выглядели и работали как надо, он соорудил пескоструйку собственной конструкции. Теперь вот - настоящий блеск. Владельцы самолетов и прочих летательных аппаратов (а их довольно много и разных) без Белыха пропали бы давно. Он и сам старый мотодельтщик. Знаете, наверное, что такое мотодельтаплан? Такая, с виду крайне ненадежная, конструкция с мотором и здоровенным крылом. Юрий Николаич на них больше тысячи часов налетал. Теперь и на ЯК-18, и на ЯК- 52 летает. Есть же люди, для которых действительно первым делом - самолеты. Он любит рассказывать про одного из членов аэроклуба - моряка, влюбленного в небо. Тот, похоже, ходит в море исключительно для того, чтобы привезти очередную дорогущую и эксклюзивную часть для своего странного летательного аппарата. У него этакий гибрид самолета с вертолетом (вообще-то, такая конструкция называется "авиажир").

И ступа с древнею метлой

Еще у Белыха есть любимый ученик - Дима. Тот тоже больной небом с детства: первый самолет построил еще в четвертом классе. В аэроклуб пришел перед армией. После срочной построил свой мотодельтаплан, налетал достаточно. Здесь уже постепенно осваивал самолеты. Теперь вот изучает АН-2. С толстой книжкой - учебником по АН-2 - похоже, даже спит, наизусть учит. И живет здесь же, на аэродроме. Тоже обитатель.

"А это у нас малая авиация", - Белых делает вальяжный взмах рукой, захватывая жестом козырек над крыльцом, на котором красуется старинная ступа с метлой, и стайку ласточек, облюбовавших темноватые коридоры парашютного клуба, - уже и птенцов там вывели. Их не гоняют - свои.

В день нашего визита начальник аэроклуба Сан Саныч Урбанович облетывал новенький австралийский самолетик, двухместный, белоснежный - как игрушечный. Однако летает. Ликующий владелец (тоже городской бизнесмен) на свою игрушку не нарадуется. Дорогая, конечно, зато сколько счастья и себе, и сыну. Летать - это ж кайф непередаваемый: ни тебе встречной полосы, ни гаишников, только небо! Управляются такие штуки довольно просто, хотя новоявленных самолетовладельцев в процессе летной подготовки гоняют, мягко говоря, как сидоровых коз. Хотя летать им можно только над аэродромом - дальше закон не позволяет. Это ласточкам все можно.

Ну да ничего - влюбленным, говорят, и море по колено, а влюбленным в небо и небо по плечу.

Светлана Филиппова

Поделиться:

Наверх