66,23 ↓ 100 JPY
11,30 ↓ 10 CNY
73,17 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 3 м/c
23 июня
Среда

Общество

Красная плесень, зелёная тоска

О несентиментальном путешествии на скорых поездах по Сибири и Приморью и не только...

Недавно я проехал четыре с половиной тысячи стальных километров по трем дальневосточным областям. Встречаемый зеленым и провожаемый красным сигналом железнодорожных светофоров, в пути я волей-неволей, кроме выполнения редакционного задания, обогатился и другими, чисто личными дорожными впечатлениями от четырех конкретных пассажирских составов, маршрутов, десятков железнодорожных станций и людей, с которыми общался в пути.

Дороги, которые мы выбираем

До любой железнодорожной станции можно добраться несколькими маршрутами и литерными составами, в которых обязательно будут так называемые общие, плацкартные, купейные, а может, и люкс (бывшие СВ) вагоны разной степени комфортности и приспособленности к перевозке вашего бренного тела по просторам Родины.

Если вы экономите 3-5 тысяч на самолете, все же не пожалейте толики этих денег и езжайте в купе, если один или вдвоем - лучше вообще в люксе, ибо летом я просто не рекомендую вам более двух часов находиться в вагонах первых двух типов: неописуемо-стойкие амбре и миазмы тюремной скученности надолго запертого в духовочной жаре немытого "эконом-класса" таковы, что нормального человека заставить войти и окунуться в них может лишь буйная фантазия Полины Дашковой.

Советы отъезжающим:

  1. Обязательно спросите у кассира, не дополнительным ли вы поедете рейсом; летом на традиционных маршрутах кроме фирменных номерных составов работает масса дополнительных, собранных в депо "из того, что было".
  2. Попав на дополнительный рейс или в прицепной вагон, не взыщите за это с проводников: вагоны 10-15-летнего возраста обычно не имеют не только кондиционеров (хотя от жары не спасают и они, о чем ниже), но и приличных запасов воды, туалетной бумаги и постельного белья. Кстати, именно в таких вагонах и поездах часто не работает радио, а напряжение в сети не тянет даже зарядку сотового телефона.
  3. В дороге питайтесь в купе, заранее купив и опробовав в домашних условиях на близких или животных основу вашего вагонного меню, - все эти быстроусвояемые лапшички, горячие кружки и бульоны. А на больших станциях прикупите для вкусового разнообразия соков, молока, картошки, овощей, фруктов и солений.
  4. Ресторанного в дороге не ешьте: безумно дорого (скромный обед из трех блюд и десяти кусков хлеба обходился мне в 240-300 рэ), да и бог его знает, из чего они фактически лепят свои пирожки и какие мухи зажарены на чисто машинном масле в сторублевом омлете цвета детской неожиданности.
  5. Не экономьте на чае! Покупайте его только у проводников! Тогда вам любезно разрешат оставить у себя их стакан (кружку), и вы не подхватите в пути бытовой сифилис или атипичную пневмонию.

Кондуктор, нажми на тормоза

У пассажира в дороге три врага: быстро наступающая скука, раздражающая ограниченность личного жизненного пространства, проводник-надсмотрщик и всего один друг - все тот же проводник, которого вам уже в первые часы пути просто необходимо расположить к себе ради пусть даже ма-а-а-а-а-леньких послаблений (вспомните про стакан и сифилис!). От неизбежных грязи, жары, пыли, бытовых неудобств, скученности, пьющих соседей (о чем ниже), воющих детей, мелких воришек, калик перехожих, всяческой заразы вас в пути часто может оградить только проводник: в дороге он ваш друг, отец (мать), сын (дочь) и брат (невеста) - берегите его и его нервы.

Советы попутчику:

  1. Постарайтесь не приставать к проводнице с грязными намерениями: вот уже лет 7-8 все составы комплектуются методом бригадного подряда; если ее муж (хахаль) не обслуживает сейчас вместе с нею ваш вагон и проезд до пункта назначения - значит, он пока спит или работает в составе общепоездной обслуги электриком, радистом или буфетчиком и появится с разборками вечером. Помните: линейная милиция в пути неуловима, как мстители, и рассчитывать на помощь в путевых бытовых конфликтах (о чем ниже) вы можете только со стороны бортпроводников.
  2. Попробуйте попасть на поезд нестоличной комплектации поездной бригады. Во-первых, москвичи работают по принципу "три на два", а значит, вас в пути будут обихаживать всего полтора проводника, что резко сузит ваше жизненное пространство в плане "вовремя попить-отлить". Во-вторых, москвичи работают проводниками не из-за денег, а значит, ваши проблемы им в пути чаще всего до лампочки. Провинциалы тоже работают семьями, однако они дорожат рабочим местом и приличным заработком, чаще всего работают в этом вагоне и на путях не первый год, а значит, при желании могут и умеют все.
  3. Войдя в вагон, посмотрите направо: если на кипятильнике проводниками присобачено непредусмотренное правилами "зеркальце заднего вида", значит, вы попали в надежные руки, а проводник вполглаза бдит за коридором, даже кушая или заполняя таможенную декларацию.
  4. От вагонной скуки хороши все средства, кроме пьянства, однако сумейте еще дома четко расписать дорожное время ваших детей; чаще всего пристающие к маме-папе-попутчику с раскрасками и колобками сопливые киндеры провоцируют жуткие семейные и общевагонные скандалы. А если киндеру меньше семи лет - возьмите в дорогу и горшок; 30-40-минутная стоянка в большом городе плюс его санитарная зона "час туда - час оттуда" могут закончиться для вас "большой общетуалетной приборкой" всего вагона.

Камо грядеши

Личное впечатление - в поезде (не на станции) не следует опасаться воров: после введения МПС в 2000 году режима жесткой персональной ответственности проводников кражи в вагонах практически прекратились. Любое другое ЧП вояжного масштаба имеет место быть и должно восприниматься как рок. Из часто встречающихся в дороге такими можно назвать: запой - ваш или соседа, дорожный роман - ваш или соседа, обстрел поезда подростками Сибири и Бикина булыжным оружием (не стойте у окна даже ночью!), переезд цыганского табора (такие люди даже в пути живут где хотят), пропажа дороговастого для бюджета ж/д полотенца или простыни, опять же пропажа ребенка (обычно находится в соседнем вагоне или купе играющим в карты), заражение бытовым сифилисом или пневмонией - вас или вашего соседа.

Советы пострадавшего:

  1. Многие сэкономившие деньги на самолете пропивают эти деньги в поезде. Пить или не пить с щедрым попутчиком - ваше личное дело, но помните: отказ поддержать компанию чаще всего приводит к тому, что на выстраданной вами для вашей тушки нижней полке на несколько дней приземляется радостная компания небритых собутыльников соседа, грязные пальцы которых будут волнительно делать вам и вашему ребенку "козу" и одаривать его (вспомни о сифилисе!) замусоленными в банке за полдня бычками в томате. А кроме важной информации об анатомии полов, ваше чадо почерпнет из общения с ними огромный словарный запас внешкольной программы и умение играть на деньги и уши в интеллектуально-развлекательные буру, очко и секу.
  2. В вагонах до сих пор промышляет "форма 36" - купившие некоторых начальников составов бригады катал и игроков. Проводник их знает, но молчит, чтобы не ссориться с начальством. О милиции я уже писал выше, поэтому в пути просто забудьте об азарте и картах. И не вздумайте соглашаться передать кому-либо в Уссурийске (Челябинске, Воркуте, Переплюеве, далее везде) хоть что-нибудь: на ж/д всей России работает несколько десятков близнецов, которые дважды берут с лохов денежные и валютные передачки.
  3. В пути скуки ради заведите для себя свой маленький личный ритуал - например, ежедневное холодное обливание водой выше и ниже пояса три-четыре раза за световой день. Это высокогигиеничная многочасовая процедура возможна только при хорошем отношении к вам проводников (см. выше и о чае) и придаст свежести измученному жарой телу, сократит время в пути и избавит вас от опасности заразиться... Ну, вы в курсе.
  4. Вагон-бар, кинозал, детский вагон, видео в купе и прочие завлекухи МПС в пути встречаются все еще очень редко. Есть возможность - возьмите с собой любой аудиопроигрыватель и наушники (магнитофон и "Рамштайн" лучше включать на полную только по просьбе попутчиков). Помогают сократить время и расстояние только хорошие собеседники, которыми до сих пор и традиционно остаются проводник, книга и толстая газета "Новости". Дружите с ними (и нами!)

Благодарю за помощь в подготовке материала коллег Юлю и Ларису, проводников дальнего следования Александра и Татьяну Жеребцовых (ст. Сан-Донато Сврд. ЖД), попутчицу Елену Власову и ее сына Артура (г. Находка).

Василий Буслаев

Поделиться:

Наверх