65,24 ↓ 100 JPY
11,17 ↓ 10 CNY
72,33 ↓ USD
63,86 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 2 м/c
25 июня
Пятница

Общество

А я сяду в таксомотор...

Когда от каждой секунды зависит если не всё, то многое, помочь с оперативным передвижением в пространстве могут только настоящие профессионалы

Намедни были с друзьями потрясены. Засиделись допоздна, вернее до утра, на вечеринке по поводу проводов однокурсника в Первопрестольную, получилось все почти как в классической "Иронии судьбы". Сначала алкоголя накушались, потом вспомнили, что кто-то куда-то летит, но тут, правда, этот самый путешественник сам обозначился с утробным воплем: "Самолет! В девять!" А на циферблате - семь с копейками....

Вызвали, натурально, такси. Ждем, отлетающий мандражирует, и есть отчего: дом наш - за семью горами, за семью долами, и тропы к нему ведут такие, что партизаны только с проводником передвигаются. Как он, таксист драгоценный, нас найдет? И когда? И тут звонок: "Алло, это водитель "Такси-201". Я на Окатовой, поворачиваю на Змеинку, говорите дальнейшее направление..." В общем, пока я работал штурманом, друг с чемоданом пулей с девятого этажа, и, когда я только произносил слова: "Второй подъезд дальний, за поворотом..." - услышал его, теперь уже победный, вопль: "Поехали!" Короче, улетел парень благополучно, потом звонил из Москвы, говорит, если бы не тот таксист реактивный с сотовым, куковать бы мне в аэропорту...

Чтобы ехать, нужен подход

Да, рынок таксомоторных пассажирских перевозок нынче не тот, что прежде. В махрово-совковые времена, чтобы с вокзала уехать, на такси длиннющую очередь отстаивали, а ежели на дороге голосовали, еще не каждый водила соглашался в такую глухомань, как, например, наша, ехать. Таксисты считались чуть ли не полубогами наравне с официантками и продавцами из валютных магазинов. Как же - люди ежедневно держали в руках немаленькие живые деньги, знали все подходы к злачным местам и в любое время суток могли достать пол-литру!

В 1990-х все как-то незаметно изменилось, таксистов начали теснить частные извозчики, и нередко можно было наблюдать картину: скучающий предпенсионер с газетой в руках чуть ли не часами просиживает в "Волге" с шашечками, ожидая клиента. Но и эти времена кончились. Кто-то предприимчивый просчитал, что, если грамотно все организовать, этот бизнес очень даже поднимется. И понеслось!

За каких-то пару лет владивостокский таксопарк рванул ввысь, вширь и вглубь. Еще в 2002-м в нашем городе было "всего" 16 фирм, осуществляющих таксомоторные перевозки, а теперь их стало целых 32. А где конкуренция, там, как известно, и сервис подрастает. И это притом, что ничего принципиально нового предложить, в сущности, нельзя: спектр услуг везде практически один и тот же. Тут берут подходом. К клиенту, конечно. И таксист теперь не полубог, но ангел-спаситель всех опаздывающих и уставших. Теперь он - молодой, быстрый, с барсеткой и сотовым, готовый примчаться по первому вашему зову и доставить куда желаете, бережно и даже душевно.

Особенности езды в тумане

Чтобы побольше узнать о работе таксиста в нынешних условиях и специфике современного таксомоторного дела, мы далеко ходить не стали, а позвонили в уже знакомую фирму "Такси-201". Нас с радостью пригласили в гости. Правда, с водителями долгих бесед иметь не удалось, они быстро срывались - диспетчер, зараза, их куда-то все время посылал. Зато директор компании Сергей Макаров времени на нас не пожалел, за что ему и спасибо...

- Вы знаете, я считаю, в фирмах, подобных нашей, могут работать только истинные фанаты. Действительно, не каждый способен перестроить себя так, чтобы трудиться в две смены. Ночью тяжелее, но и заказов больше, а, значит, и денег. Нужно быть готовым к форс-мажору, понимать заказчика с полуслова, но при этом уважать себя. Сегодняшняя конъюнктура требует выстраивать сложные цепи взаимоотношений "клиент - диспетчер", "водитель - клиент", "водитель - диспетчер". А для этого и коллектив особенный нужен, чтобы все понимали: клиент всегда прав. Как бы банально это ни звучало, но это так.

Без психологии никуда

- В такси случайных людей нет. Работают практически все, кто пришел в самом начале, уходят очень немногие - те, кто не знает, чего хочет на самом деле.

Проблемы есть, но они специфические. Сегодня, например, еще не отлажена система подготовки диспетчеров. Есть, конечно, какие-то курсы, но частные, и, чему там научат, неизвестно. А нужно ведь и город отлично знать, и психологию клиента понимать на пять баллов, и острота ума необходима - вдруг придется сложную ситуацию с заказами разрулить. И с водителями нужно общаться, как с детьми родными. А то и лучше. И такие люди, к счастью, находятся.

Вообще, работа у таксистов непростая не только в физическом, но и в психологическом плане. Иногда вполне солидные с виду клиенты могут нарушать все правила приличия. Вроде бы и взрослые - молодежь составляет в среднем 10-15 процентов от числа клиентуры - а иногда такое учудят. То душить начнут и деньги вымогать, то спьяну почудится им, что не по той улице их повезли, то всю дорогу злятся на весь мир вообще и на водителя в частности...

А ведь хороший таксист на самом деле может оказаться истинным лекарем для вашей души. Бывает такое, что садятся люди в подавленном настроении и просят отвезти куда-нибудь, просто по городу часик покататься. Тогда, конечно, ребята в стороне не остаются: пытаются помощь предложить, даже просто поговорить - от этого уже легче. Случается, после таких поездок клиенты прикипают всем сердцем к водителю и потом специально просят, чтобы приехал не любой сотрудник, а тот, кто "в прошлый раз бальзам на душу пролил". Еще говорят: "Я с этим парнем уже ездил, я ему доверяю". Это высшая оценка...

Жизнь таксиста и опасна, и трудна

Случаев из таксистской жизни - и прикольных, и опасных - можно насобирать множество. Один такой нам рассказал водитель компании "Такси-201" Александр:

- В нашем деле, конечно, главное - быть предельно внимательным, какая у нас обстановка на дорогах, сами знаете. Со мной вот история была. Как-то ехал из аэропорта. Не доезжая до Седанкинского подъема, перед машиной, шедшей впереди меня, кто-то неожиданно перебежал дорогу. Та иномарка резко затормозила, и я, применив все свое мастерство, успел остановиться тоже, лишь слегка задев ее бампер. И тут началось! Меня вдруг мягко таранят сзади. Смотрю - "Москвич". Только я начал думать, что делать дальше, как в этого бедолагу врезается еще и "Краун", после чего несчастный "россиянин" складывается между нами буквально домиком. К счастью, водитель не пострадал. Я "снял" с "Крауна" дензнаки на ремонт, гаишников ждать не стал и уехал. Такие вот бывают "пятнашки"!

Профессия таксиста в произведениях культуры

Кинофильмы

1. Самый культовый - "Таксист" (режиссер Мартин Скорцезе, в главных ролях Роберт Де Ниро и Джоди Фостер, повествует о войне, объявленной простым нью-йоркским таксистом несправедливости, царящей вокруг).

2. Тоже культовые - "Такси", "Такси-2" и"Такси-3" (режиссер Люк Бессон).

3. "Чикагское такси" (режиссеры Мэри Цибульски и Джон Тинтори).

4. Культовый российский - "Такси-блюз" (режиссер Павел Лунгин).

Песни о такси (самые популярные в России)

1. Loe le taxi (Ванесса Паради).

2. "Зеленоглазое такси" (Михаил Боярский).

3. "Такси, такси" (Игорь Николаев).

Литература

"Черные такси" - роман Джона Макларена.

Живопись

"Дождливое такси" - инсталляция Сальвадора Дали.

А также

"Ночное такси" - студия звукозаписи Александра Розенбаума.

Таксомоторная фирма "Такси-201" образовалась в 2002 году. Днем рождения считают 23 августа - день, когда перевезли первого клиента. Девиз компании: "Не клиент для такси, а такси для клиента". Введена система накопительных скидок. Каждая 11-я поездка - бесплатно. Форма расчета - любая. И место водителя, и пассажирские места застрахованы в компании "Дальстар". Все машины прошли проверку в "Дальтрансэксперте". Водители принимаются только со стажем вождения не менее пяти лет и проходят в автошколе "Улисс" ежегодную 20-часовую программу обучения, включающую в себя и курс ПДД, и особенности езды в нашем городе, и спецкурсы по вождению в сложных погодных условиях и по пересеченной местности. Оказывают услуги: грузоперевозки, перегон автомобилей, техпомощь на дороге, эвакуатор.

Анатолий Филатов

Поделиться:

Наверх