66,23 ↓ 100 JPY
11,30 ↓ 10 CNY
73,17 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+17° ветер 3 м/c
23 июня
Среда

Общество

Радио-активные люди

Ведущий на радио - это не просто человек с микрофоном в зубах, а целый мир, который он создает, чтобы мы в нём жили

"Говорит Москва. Передаем сигналы точного времени..." Не так давно с этими словами мы просыпались и засыпали. Сегодня достаточно нажать кнопку стереосистемы, чтобы услышать такое, о чем еще десять лет назад говорили разве что на кухне или в постели. И все благодаря появлению коммерческого радио.

Человек-оркестр

Ведущий - и автор, и редактор, и озвучиватель собственного текста, и актер. Одним словом, человек-оркестр. Он говорит только от себя. Чем и интересен. Понятие "ведущий прямого эфира" появилось в 1987 году, когда заработал "Молодежный канал" радиостанции "Юность". На радио пришли молодые люди, которые показали, что эфир может быть свободным, что в нем может звучать разная музыка, могут выступать разные люди, порой с диаметрально противоположными взглядами на одну и ту же проблему, а сами ведущие должны быть живыми, реальными собеседниками своих слушателей. Те, в свою очередь, могут стать участниками передач - телефон на что? Так начиналось альтернативное радио.

На работу в коммерческие радиостанции стали брать молодых жизнерадостных людей, чаще всего не имеющих никакого опыта работы на радио (тем более государственном), которые могли бы общаться со слушателями на их языке, не опускаясь при этом до жаргона, способных быстро обучаться работе с микшерным пультом, CD-плейерами, карт-машинами, компьютерами. В результате ведущие эфира и информационных программ заметно помолодели. Ими становились люди 19-25 лет. Этого требовал энергичный формат радиоэфира. Радиоведущие делятся на две категории: ведущие музыкальных программ (ди-джеи, или диск-жокеи) и ведущие информационных выпусков (ньюс-ридеры), которые время от времени читают в прямом эфире новости.

Птица Говорун обладает умом и сообразительностью

- Задача Rj - создавать настроение слушателей своими репликами и музыкой. Диск-жокея можно смело назвать архитектором человеческого настроения. А ведь есть и люди, которые слушают наше радио постоянно - часами, сутками, годами. Так называемые фанаты радио. Мы имеем очень большое влияние на таких людей, мы буквально лепим их. А выходят, получаются они соответственно нашим концепциям, идеям, которые мы пропагандируем.

Словарный запас от диплома не зависит

Радиоведущий коммерческой станции - одна из немногих профессий, не требующих диплома о специальном образовании. Ваши аттестаты не заинтересуют ни одного программного директора. Ему важнее ваши манера общения, кругозор, обаяние, умение четко и оригинально формулировать свои мысли и интерпретировать происходящие вокруг вас события. А эти качества не зависят от факультета, который окончили.

- Давит ли на меня отсутствие образования? Скорее да, чем нет. Потому что пришло время, когда я своему ребенку объясняю, что нужно учиться, учиться и учиться, и она пока меня спокойно слушает. А придет такой момент, когда она скажет: "Мама, спокойно. Покажи мне, пожалуйста, диплом, и мы будем разговаривать дальше". Вот в этом плане мне страшно. Хотя вот именно сейчас я заочно учусь в ВИМО АТР ДВГУ. Выиграла грант на 50-процентную оплату в творческом конкурсе.

- Не надоедает ли музыка? Ты знаешь, наоборот, когда какой-то промежуток времени остаешься без музыки, как-то не по себе уже становится. Просто включаешь телевизор, и он отдельно где-то в пустоту бубукает... Сама я слушаю рок, но, наверное, больше коммерческий. Допустим, классический коммерческий рок - Aerosmith, я люблю качественный рок - например, Rolling stones, я люблю украинский рок - "Океан Ельзi", мне очень нравятся "Би-2".

- Ощущения? Помнится, когда я пришла на "Владивосток" и выпучила глаза: "Я же ничего не умею!", мне сразу сказали: "Самое главное, что ты не боишься микрофона". И, казалось бы, я пришла сюда, на NW, имея уже достаточный опыт, к тому же отсидела недели 3-4 за спиной у Марго, Петра и Егора. И вот наконец-то попадаю в свой первый "нью-вейвовский" эфир и... меня трясет не по-детски, потому что это же New Wave! А сейчас уже как рыба в воде.

Правила игры

- Профессиональный радио-ди-джей должен отвечать целому ряду требований. Самое, пожалуй, важное качество - настрой на общение. Прямой эфир - это контакт с многотысячной аудиторией, что уже создает нервное напряжение. Важный атрибут ди-джея - радийный голос. Четкая дикция и отсутствие явных дефектов речи. И еще нужно всегда с хорошим настроением приходить на работу! Я вообще для радиослушателей стараюсь быть другом. Такой хорошей девчонкой, своей в доску, с которой можно обо всем поговорить, все рассказать, обсудить. Но о строгости тоже не стоит забывать... Редактор, бывает, пропесочит: "Что это у тебя за слово появилось в лексиконе?" В последнее время у меня откуда-то взялось такое протяжное "э-э-э". Сразу срабатывает: "Ага, это ведь я сейчас сказала. О, боже!" Стараешься избавиться, забыть, обдумываешь каждую фразочку. А вообще, главное, чтобы это в комплекс не развивалось, потому что, если человеку постоянно говорят, что он урод, он в итоге себя таковым считать и будет. А вот еще ударения иногда подводят. Совсем недавно у меня была дикая ошибка: я сказала "Оптовые покупатели", а надо "оптОвые" - "Позор!" Но это, сама понимаешь редкие исключения...

Типажи

В монографии The Radiostation Майкла Си. Кейта можно найти принятую во всем мире классификацию ди-джеев: Hard - самый высокооплачиваемый, умеющий приковывать к себе внимание, яркая личность. Он прекрасно разбирается во всех музыкальных стилях и направлениях. Ему позволена максимальная свобода самовыражения в эфире. Medium - ведущий, обладающий меньшей свободой в эфире. Он получает меньше денег, служит связующим звеном между публикой и музыкой, не надоедает слушателю излишними репликами. Light - самый низкооплачиваемый ди-джей, произносящий в эфир только название радиостанции, свое имя и название музыкальной композиции. На Западе для того чтобы стать ди-джеем высшей категории, хочешь не хочешь, придется пройти две вышеупомянутые карьерные ступеньки. В России все проще. Главное - быть незаурядной личностью и инициативным человеком.

Мнения извне

Сергей, 35 лет, журналист: "Радио-ди-джей - для каждого нечто свое, хотя можно выделить несколько основных моментов. Rj для слушателя может быть: 1. голосом в приемнике (как бы ничьим); 2. тамадой; 3. источником информации; 4. советчиком; 5. другом. Список можно продолжать и углублять. А уже каждый слушатель выбирает себе согласно со своими потребностями".

Влад, 18 лет, студент: "Уверен, что 95 процентов приходят на радио, чтобы доказать себе и окружающим, что они могут быть известными. В общем, это в некотором смысле мания величия..."

Ирина, 25 лет, бухгалтер: "Судя по рекламным роликам на наших ТВ каналах (шоколад и всякая фигня), ди-джей на радио - это символ молодежного успеха".

Стас, 20 лет, студент: "Что касается наших радиостанций, так тут вообще поле непаханое... Мне просто интересно - хоть один DJ радио New Wave хоть раз задумывался над тем, какой пургой он заполняет паузы между песнями? Или так - время на работе отбыть?"

Марина Васильевна, пенсионер: "А для меня главное, чтобы этот, как вы говорите, ар-джей хоть что-то путное нес в эфир!"

Совет

Стать ди-джеем-профи можно, общаясь только с микрофоном. Начать можно с микрофона для караоке за 100 рублей. Подключаете его к своему бытовому магнитофону и записываете всякую отсебятину, то и дело отбивая ее музыкальными фрагментами. Ваша кассета с записью называется на языке профессионалов "скиммером". Остается прислать этот скиммер и собственное резюме (не забудьте указать, что вы владеете английским языком) на имя программного директора любимой радиостанции. Если вы его заинтригуете своим произведением, ждите приглашения на интервью. Теперь уж все зависит от вашего личного обаяния. И помните: вы должны сделать так, чтобы мир прогнулся под вами!

Светлана Орехова - Rj радиостанции "Новая волна". Родилась во Владивостоке в 1977 году. Окончила среднюю школу 21. Пыталась учиться в двух институтах. Впервые вышла в эфир в 16 лет на радио "Владивосток". Попала туда совершенно случайно - участвовала в какой-то программе по заявкам, пришла за призом и попробовалась в конкурсе ведущих. В конечном счете была отобрана в паре с еще одной девочкой в качестве ведущей девчачьего шоу. В 1996 году пришла на радио "Лемма". А в 1997-м ушла на радио New Wave. С тех пор этой радиостанции ни разу не изменяла. Два года назад ей было сделано предложение от заместителя главного редактора РТР - стать ведущей спортивных новостей. Светлана отказалась. Слишком многое держало во Владивостоке.

Надежда Бушуева

Поделиться:

Наверх