65,55 ↑ 100 JPY
11,28 ↑ 10 CNY
72,50 ↑ USD
64,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 8 м/c
18 июня
Пятница

Общество

Кураж в машинном отделении

Работа в периферийном корпункте общероссийского телеканала дает журналисту известную степень свободы и право на интерпретацию приказов из Москвы

Быть телевизионщиком престижно. Конкурсы в телегруппу на журфаках во всех университетах страны стабильно высокие. А уж если улыбнулась фортуна и журналист попал на центральный канал, считается, что успех в жизни обеспечен. Однако не все так просто. Телевидение - это особая экстремальная нервная среда, которая съедает практически все время. От журналиста требуются (цитируем по публикации результатов опроса, проведенного полтора года назад среди сотрудников телеканала "ОРТ"): 1) готовность переносить лишения; 2) способность понимать людей; 3) способность не соглашаться с людьми; 4) цинизм; 5) жесткость и 6) мягкость. Интересный наборчик, не правда ли? Стандартный ответ, который можно услышать от телевизионщика, на вопрос, как он попал на ТВ: "Совершенно случайно". А вот Сергей Косарев, заведующий Дальневосточным бюро Первого канала, считает, что для работы на общероссийском ТВ необходимы всего два условия - очень сильное желание и удачное стечение обстоятельств.

Ему и впрямь повезло. В 1999 году Сергей работал редактором информационного отдела телеканала "Губерния" в Хабаровске. Как-то заехал к ним спецкор ОРТ Павел Шеремет. Сергей ему чем-то помог, Павел его запомнил. И через полгода, когда Шеремет стал шеф-редактором корреспондентской сети, пригласил работать в Дальневосточное бюро ОРТ. "Я не раздумывал ни минуты - через день и приехал во Владивосток. Месяц был на испытательном сроке, потом приняли в штат, и через несколько месяцев стал заведующим бюро". Вот так все просто.

- И какие же блага дает работа на центральном канале?

- С точки зрения работы, это очередная ступень, оценка профессиональных качеств. А блага - связи в Москве, определенная известность, относительно высокая зарплата.

- О зарплате можно подробнее?

- Мы получаем оклад. У каждого он свой: у оператора, корреспондента, водителя, у меня... Как он начисляется, я не знаю. Еще есть премии - поощряют за хорошую работу.

- И сколько в среднем в месяц получаешь, можешь сказать?

- Нет, конечно. Я контракт подписывал, а там есть графа, в которой говорится о неразглашении финансовых вопросов.

Былых заслуг не бывает

- Как у любого журналиста, у тебя, наверное, есть темы любимые и нелюбимые?

- Конечно. Я очень не люблю снимать последствия катастроф. Когда надо разговаривать с родственниками погибших. Подходишь и чувствуешь, насколько им плохо... А у меня - работа. Сколько раз "шакалом" называли... На хорошие темы с людьми общаться - другое дело. Иногда такие экземпляры интересные попадаются, особенно в деревнях. Там народ открытый, без претензий на исключительность. Из последних съемок понравилась командировка на Командорские острова - в августе привезли семь сюжетов. Или такой случай, часто его вспоминаю. Я узнал, что на одной пограничной заставе живет медведица, Машка. Ее в лесу подобрали совсем маленькой, а сейчас она выросла, и что с ней делать - не знают. В лес не выпустить, зоопарков в крае нет. Выход оставался один - застрелить... Мы поехали на заставу, сняли сюжет и в конце клич бросили: кому нужна гималайская медведица - берите! Так приехала женщина аж из калининградского (!) зоопарка и забрала Машку. В Калининграде ее встречал собкор ОРТ Олег Грознецкий... Вот такая получилась добрая история с продолжением.

- А бывают такие материалы, о которых не хотелось бы говорить, что их сделал ты?

- Случается. И не потому, что мне за них стыдно, нет. Я берусь за все - у меня принцип такой. Просто бывает, что тема какая-то... провальная, ну просто дохлая! Но как-то душа ложится, материал делаешь, и он получается. А случается наоборот. Выигрышную тему можно завалить, сделать неинтересно, скучно. Но это уже вопрос профессионализма: вытянешь - не вытянешь. А вообще, в журналистике, как и в любви, былых заслуг не бывает. Каждым сюжетом доказываешь, чего ты стоишь...

Пост на форпосте

- Чувствуете ли вы себя здесь, во Владивостоке, полноценными членами одной большой команды - Первого канала? Например, те же корпоративные вечеринки, подарки, получается, не для вас...

- Оторванность, конечно, ощущается. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, разница во времени осложняет работу: у них - восемь вечера, у нас - три ночи, а Москве срочно сюжет нужен. Едем делаем. С другой стороны - начальство далеко. Это дает известную степень свободы и самостоятельности в решении некоторых вопросов. Мы - форпост. И имеем право на интерпретацию приказов, чего не имеют корреспонденты в Москве. К нам прислушиваются и с нашим мнением считаются.

- А вообще, как вы работаете: пришли утром в корпункт, позвонили, поехали, привезли сюжет, смонтировали его, перегнали в Москву и - по домам?

- У нас нет ни дня, ни ночи - это особенности работы с Москвой. Если происходит событие, предположим, арсенал взорвался или самолет упал, мы ведем его несколько суток, работаем только на него, вне зависимости, день сейчас или ночь. Информацию обновляем каждые два-три часа.

- Слышала мнение, что сейчас телевидение, особенно региональное, становится однополым - женским. Женщины делают репортажи на любые темы. Как, по-твоему, работа журналиста больше для мужчин или для дам?

- Мне кажется, что новости - это больше для мужчин. Хотя есть темы - стопроцентно женские. Несколько лет назад московская корреспондентка делала материал из хосписа. Я считаю, что такой сильный сюжет мужчина бы не сделал. Все рыдали! А материалы про военные учения девушки делать не могут по определению. Есть, конечно, отчаянные журналистки, которые побывали во всех горячих точках, но мне кажется, что они глубоко несчастны в личной жизни.

- Кстати, есть мнение, что профессия журналиста - одна из самых опасных...

- Смотря кто где работает. Иногда эту опасность мы искусственно создаем: когда взрывался арсенал на Второй Речке, наша группа подошла на минимально близкое расстояние. Только слышали, как осколки шуршали в листве... А риск всегда существует. Постоянно мотаемся по краю, по плохим дорогам. И с дороги улетали, и в аварии попадали...

- А угрозы слышать приходилось?

- Ну... не угрозы, просто намекали, что пыл поумерить не мешало бы. Не хочу вспоминать... Бывает такое, что звонят, возмущаются. Недавний пример: после того как вышел сюжет о замерзающем поселке Оленеводе, мне позвонили из краевой пресс-службы и сказали, как это мы на всю страну даем информацию, которая не соответствует действительности! И это бесит. Как она может не соответствовать действительности, когда я там вчера был, своими глазами видел, мы это на пленку сняли!

Пределов нет

- Карьерная вершина тележурналиста - это...

- Кто-то хочет стать начальником отдела, кто-то - генеральным директором. Пределов нет.

- А ты чего хотел бы достичь?

- На данный момент меня все устраивает. Но все время так не будет. Есть мысли перебраться в Москву, стать специальным корреспондентом... В столице совсем иной уровень - другие страны, другие люди, степень ответственности, да все другое. Мы здесь - как в машинном отделении, а они - элита.

- За что ты любишь свою работу?

- За многое: встречи с новыми людьми, новые города, впечатления, кураж. Да я просто понимаю, что это - мое.

- А за что не любишь?

- Как можно что-то любить и не любить одновременно? Я люблю свою работу, и все! Хотя есть в ней, конечно, свои минусы - сплю мало, например. Но если грамотно выстроить технологический процесс, успеть можно все...

Лексикон телевизионщика

"Синхрон" - интервью "Шпигель" - пересказ главных тем выпуска в его начале "Лайф" - фрагмент действия или события, который дается в материале без комментария "Хрипушка" - рассказ о событии по телефону "Реп" - репортаж "Долбить" - переписывать звук в Dolby "Смазка" - резко смещенный план "Наехать" - укрупнить план с помощью трансфокатора "Стэнд-ап" - корреспондент в кадре

Информация "Н" Согласно данным журнала "ОМ", средняя зарплата столичного корреспондента составляет от 500 долларов до 2000 долларов в месяц. Размер премий, к сожалению, не сообщается.

Наталия Алешина

Поделиться:

Наверх