65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 3 м/c
19 июня
Суббота

Общество

Вдохновение, ищущее правдоподобия

Истинный моделист - это не ремесленник, но художник, который способен ради своего прекрасного творения убедить жену отдать солидную часть семейного бюджета

"Крошечные солдатики сновали взад и вперед, устанавливали палатки, деловито разъезжали на миниатюрных, высотой сантиметров в шесть, джипах. Над солдатом, которого Реншо ударил ногой, склонился санитар. Оставшиеся восемь вертолетов охраняли лагерь, патрулируя на высоте кофейного столика..."

Стивен Кинг, "Поле боя"

Мы все когда-то играли в пластмассовых солдатиков, купленных по пятьдесят копеек в универмаге, увлеченно, высунув от восторга языки, склеивали миниатюрные самолеты и танки. А потом устраивали настоящие побоища со всеми "трагическими" последствиями: сломанные в неравном бою бойцы летели в мусорное ведро, подорванная зажженной спичкой вражеская бронетехника беспощадно выметалась веником. Для большинства эти милитаристские забавы остались в светлом бесшабашном детстве. Для избранных оказались увлечением всей жизни...

Коллекционировать военные миниатюры и модели армейской техники - занятие не для ленивых и слабонервных. Во всяком случае, любой уважающий себя моделист перед тем как засесть за создание очередного шедевра, будь то истребитель "Ил-2" или чудо немецкой бронетехники - танк "Тигр", перелопатит тонны справочной литературы и проштудирует реальные конструкторские разработки. Чтобы все было по-настоящему, как в жизни.

Александр Роголь, ведущий инженер сектора безопасности мореплавания Института морского флота, как раз из породы таких дотошных и требовательных коллекционеров - любителей моделирования. Много лет собирает модели авиатехники и парусных судов. К своему увлечению Александр относится весьма серьезно и трепетно. Считает себя больше художником, нежели моделистом...

- Как вы заразились такой болезнью, как стендовый моделизм?

- Все пошло еще с детства. Склеивал модели самолетов, которые покупал мне отец. Я мечтал быть военным летчиком, поэтому проявлял суперинтерес к авиации. Позже увлекся еще и судомоделированием. Но потом все забросил... А в 1992 году попал в один магазинчик, в котором продавали наборы для моделирования ("пластмасса" на языке профессионалов. - Прим. авт.), и опять потянуло на старое. Вспомнил запах краски и клея, радостное состояние, когда своими руками создаешь нечто прекрасное. Купил для пробы одну модель, затем другую... Затянуло так, что жена начала возмущаться - хорошая "пластмасса" стоила приличных денег, а бюджет был не резиновый. Приходилось экономить и лавировать между семейными нуждами и увлечением. Сейчас все стабилизировалось, но появилась другая проблема - свободное время.

- Кстати, о времени. Сколько его уходит на создание одной модели?

- Все зависит от качества "пластмассы". Например, есть производители, у которых пресс-форма весьма схематична и далека от оригинала. Так было с моделью американского истребителя "Ирокез". Я поднял всю справочную литературу, доработал обшивку. По фотографиям добавил недостающие детали. На это ушло месяца три-четыре... Тут нужно учесть еще один немаловажный фактор - вдохновение. В любую свою модель я вкладываю душу и в процессе работы над ней мыслю как художник, творчески...

- В вашей коллекции уже есть бесспорные шедевры?

- Коллекция у меня не такая большая, но дело не в количестве - в качестве. По поводу шедевров... Трудно сказать. Я как любой творческий человек редко бываю полностью удовлетворен результатами этого самого творчества. Впрочем, у меня весьма неплохо получился транспортный вертолет "Блэк Хоук", в котором я сделал сдвижные двери - как у оригинала. В последнее время перешел на парусные суда - большой удачей считаю парусник "Баунти", над которым корпел целый год. А что вы думаете - такелажные работы делал, отдельные блоки обтачивал, корпус долго до ума доводил. Есть еще дорогая сердцу модель - парусник "Сан-Франциско". Сейчас, между прочим, выставлен в галерее "Ностальгия".

- Есть ли в этом деле пределы совершенства, так сказать, высший пилотаж моделирования?

- Думаю, как и в любом творчестве, - нет... Если есть желание и навыки, можно совершенствоваться всю жизнь. В этом вся прелесть моделирования.

- Что творите сегодня?

- Каравеллу "Санта Мария", на которой Колумб добрался до Америки. Очень трудно работать, потому что никто на самом деле точно не знает, как выглядело это судно. Существуют лишь схематичные чертежи и описания. А так хочется добиться правдоподобия! Поэтому изучаю специальную литературу и закладывать каравеллу "на верфи" пока не спешу. В этом деле вообще спешить бессмысленно - процесс доставляет гораздо больше удовольствия, чем результат...

Советы начинающим

Если вы хотите заняться стендовым моделизмом, вам понадобятся...

1. Несложная и недорогая модель, в пределах 7 долларов. Довольно качественную "пластмассу" по умеренным ценам предлагают такие производители, как ITALERI (Италия), ACADEMY MINICRAFT (Южная Корея). TAMIYA (Япония) выпускает продукцию рангом выше и, естественно, дороже. Запомните одно правило: корабли дороже танков, танки дороже самолетов.

2. Чертежи, литература по военно-исторической тематике.

3. Клей и суперклей (циакрин), шпатлевка, растворитель для красок, кисти (желательно из меха белки или колонка), аэрограф.

4. Скальпель (для резки деталей), наждачная бумага (для обработки), лупа, пинцет, акриловые и масляные краски.

5. Терпение, аккуратность, целеустремленность.

Сергей Сим

Поделиться:

Наверх