65,42 ↓ 100 JPY
11,22 ↓ 10 CNY
71,68 ↓ USD
64,44 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+27° ветер 1 м/c
13 июня
Воскресенье

Общество

Люди за кулисами

"Это вечность, длящаяся день, это жизнь, прожитая в неделю" (А. Иванов)

Вопрос на засыпку: кем делается спектакль? Правильно, режиссером. И помощником режиссера. И, конечно, художником. А еще композитором, художником по костюмам, бутафором, столяром, плотником, осветителем, звукорежиссером, костюмером, парикмахером, реквизитором, гримером, одевальщиком. И еще, и еще, и еще... А уже потом...

Что такое театр? Надоевшая привычка или жаркая страсть? Несбывшиеся надежды или воплощенные мечты? Перемалывающий жернов или все-таки наоборот - Феникс, возрождающий человека из пепла? Наверное, и то, и другое, и третье. Но прежде всего, театр - это люди. Не артисты, нет, сегодня о них - ни слова! Мы расскажем вам о тех, кто ДЕЛАЕТ спектакли. Зрители не знают их в лицо, им не выносят на сцену цветы, у них не берут интервью. Но от этого они ничуть не меньше любят непонятный, загадочный мир театра, служа ему благородно и самоотверженно, не требуя почестей и славы. И сдается мне, звучащие в зале аплодисменты - и в их честь...

Работа с реквизитом

Если театр начинается с вешалки, то с чего начинается спектакль? Он рождается... с кружки чая. Для режиссера. И это - не реквизит!

Театр она полюбила, когда стала в нем работать. И любовь эта длится уже восемнадцать лет. Старшего реквизитора Наталью Зинченко можно назвать иначе - хранительница. В реквизиторском цехе чего только нет: ложки, тарелки, букеты цветов, старые газеты, картины и картонки, бутылка 1928 года выпуска, свертки с младенцами - все, что работает в спектакле. И главная задача реквизитора - чтобы в нужный момент в нужном месте оказалась нужная вещь. Пошел снег, свалилась манна небесная, сгустился туман или грянул взрыв - все это работа реквизитора. Сложнейшими спектаклями Наталья Анатольевна считает "Аленький цветочек" и "Золушку" - в этих детских сказках самые навороченные реквизиторские приспособления.

Сплошная бутафория

"Сапожник без сапог" - это про него. И жена дома нет-нет да поругает, что руки "не оттуда растут". Шутка. Потому что руки у старшего бутафора театра Владимира Позигуна растут откуда полагается, и замечательные руки! Восемь лет он создает предметы, которые служат в спектаклях, - бутафорию. Художник по профессии, к каждой вещице, будь то поролоновая змея или монументальный памятник, он относится творчески - трепетно и с любовью. Каждая работа начинается с раздумий, и, быть может, поэтому все созданные им предметы по большому счету можно назвать искусством.

Свет на сцену!

Путаными коридорами и узенькими лестницами долго добираемся до осветительской студии. Комната под самой крышей, множество пультов, окошко, из которого сцена - как на ладони...

Думаете, свет - это просто "включил-выключил"? В бытовом понимании, наверное, да. Но только не в театре! Художественный свет - драматический, музыкальный, трагедийный, комический - какой угодно, только не яркий! Он должен быть в тон замыслу художника и привносить на сцену ту особенную и, главное, точную атмосферу, в которой жить и творить артистам... Фантазия, такт, чувство меры - без этих качеств осветителем быть невозможно.

Художник по свету Наталья Максимчук работает в театре уже двадцать лет. Самым сложным в своей работе она считает спектакль "Мастер и Маргарита" - передать светом оттенки фантасмагории, иллюзии, гениальности было непросто. Но так интересно! "Работающие здесь люди непонятны окружающим, одержимы своей профессией. Но иначе в театре просто невозможно..."

Скоростное одевание

"Человек, проработавший в театре год, уйти отсюда уже не сможет", - вспомнила Елена Нехлебова когда-то услышанную фразу. Старшая одевальщица работает в театре уже двенадцатый сезон.

Одевальщицы - последняя инстанция актеров перед выходом на сцену. Постирать костюм, погладить его, повесить, надеть - что тут, казалось бы, сложного? Тогда зачем, скажите, устраивают специальные репетиции на переодевание? Суметь на выбежавшего в кулисы артиста надеть костюм, пока зрители смотрят на горящую спичку, - не шутки! А за полторы минуты - пятьдесят одежек? А каждую застегнуть на двадцать мелких крючочков - за полторы-то минуты? То-то... История знает немало примеров, когда одевальщицы становились актрисами, но у Елены Анатольевны никогда не возникало такого желания: "И так друзья завидуют, что я работаю в театре..."

Актерские гривы

Ольга Калинина - профессиональный парикмахер. Но пять лет назад настоящую парикмахерскую сменила на театральную. Здесь, на первый взгляд, все обычно - щелкание ножниц, запах лаков и пенок. И везде - изумительные парики: длинные локоны из средневековья, легкомысленные кудряшки, феерические парики женщин-вамп, а вот просто лысина - шапочка с тремя перышками! Н-да, в сценическом парике на улице не блеснешь - специфика не позволяет. Четыре театральных парикмахера занимаются поистине ювелирной работой - вручную сшивают основу парика, а затем крючком цепляют каждую (!) волосинку. Расчесывают, закрепляют лаком... И любуйтесь, пожалуйста, шикарной актерской гривой.

Театральный пошив

У кого из представительниц прекрасной половины человечества хоть раз не дрогнуло сердце при виде потрясающих воображение сценических платьев? Ничего удивительного, ведь специфика их изготовления радикально отличается от бытового пошива.

Евгения Сазонова открывает тетрадку, в которую записаны все сшитые ею за 22 года работы в театре костюмы - подсчитать, сколько же их всего. Теоретически сосчитать возможно, а вот практически... Занятие оказывается весьма утомительным, в отличие от искусства шить. "Самое мое любимое платье - вот это, со спектакля "Жертва века" - траурное, с элементами увядающей красоты. Разве получится в обычном костюме передать судьбу человека? Никогда! В театральных костюмах есть душа, настроение..."

Гармония звуков

Думаете, эта работа - сугубо техническая? Так вот, в театре даже люди исключительно нетворческих профессий становятся творцами. Место, знаете ли, накладывает отпечаток... Музыкальное сопровождение - это не только одно из составляющих любого спектакля.

Заведующая радиоцехом Ирина Байгулова уверена, что музыка украшает любой спектакль, придавая ему особое звучание. Как, к примеру, произошло в "Борисе Годунове" - произведения Прокофьева настолько органично вплетаются в сценическое повествование, что просто захватывает дух. Долго не стихающие зрительские аплодисменты - звукорежиссеру и гармонии спектакля.

Нежное сумасшествие Иосифа Топоровского

"Режиссер должен обладать душой поэта и волей капрала" (Анджей Вайда)

Ровно через неделю в краевом академическом театре им. Горького грянет премьера. Хотя "грянет", наверное, не самое подходящее слово для зрелища, репетиции которого сейчас идут в театре полным ходом. На большой сцене зазвучат душевные мелодии ушедшего века, щемящая сердце классика, музыка из шедевров мирового и отечественного кинематографа, покоряющие сердце песни "Битлз"...

"Гранд-попурри артистов и оркестра" - такого шоу-великолепия Владивосток еще не видел. И дело здесь не в сногсшибательном проекционном экране, который пришлют театру из Москвы сразу же после церемонии "Тэффи". И не в девяти радиомикрофонах (для сравнения - в самом большом концертном зале "Россия" их всего пять!). И даже не в потрясающих дороговизной и красотой костюмах артистов, нет! Дело в другом - в людях...

Иосиф Леонидович Топоровский, режиссер-постановщик спектаклей и шоу, драматург, писатель, автор нескольких пьес, множества сценариев шоу-программ. В течение нескольких лет был главным режиссером церемонии "Ника", главным режиссером фестиваля "Созвездие", режиссером-постановщиком шоу "Овация". Теперь мэтр работает в театре им. Горького над постановкой музыкального ревю "Гранд-попурри артистов и оркестра".

- Иосиф Леонидович, как вы вообще оказались во Владивостоке?

- Ну, с этим театром я знаком очень, очень давно - лет двадцать, наверное. Поэтому приглашение Ефима Семеновича приехать сюда поработать принял как подарок судьбы. Здесь мои друзья, которых я люблю, с которыми мне приятно встречаться. А теперь еще появилась возможность совместной работы...

- И как?

- Я просто потрясен. Постоянно задаюсь вопросом, как Звеняцкому удалось воспитать так много замечательных артистов? Труппа театра не просто сильная, она - цельная. Понимаете? С такими талантливыми артистами можно ставить любой спектакль - будь то шекспировская трагедия, современная драма или комедия. А музыкальное ревю, над которым мы работаем, требует не просто актерского мастерства. Планка очень высока - артисты поют, танцуют и живут в песнях... Это дорогого стоит! Предпремьерные дни всегда тяжелые, сложные, возникает множество забот, хлопот, но... Настроение у меня, как бы это сказать... Нежное. И сумасшедшее. Как перед рождением ребенка...

Юлия Гусейнова

Поделиться:

Наверх