65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 2 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Спасение на горе Золотой

Расследованием причин катастрофы самолета Ан-14 занимаются сейчас краевая транспортная прокуратура и техническая комиссия, представители которой все еще работают на месте крушения. А работа спасателей уже получила оценку: в минувшее воскресенье во Владивостоке 12 человек, особо отличившихся в этой непростой операции, - вертолетчики "Владавиа" и в/ч из Черниговки и спасатели ПСС - были награждены грамотами и "командирскими" часами от имени министра ЧС.

Спасение на горе Золотой

Когда люди попадают в беду, дороги каждая секунда, каждое действие и поступок

Падение

Елена, дочь погибшего военного летчика Александра Кораблева, летевшего на Ан-14 пассажиром: "По словам отца, главной целью этого рейса было открытие новых северных трасс для гражданских авиакомапаний. На малую авиацию как на наше будущее возлагают столько надежд, завод ("Прогресс". - Ред.) хотел работать с такими самолетами. Ан-14 забрали из музея, специально отремонтировали год назад к празднику, к юбилею Сазыкина (Николай Сазыкин, бывший директор завода, чье имя теперь носит авиаобъединение "Прогресс". - Ред.). На том авиашоу мы как раз и снимали эту "пчелку" на видео - вон какой классный самолет, садится и взлетает в любом месте, шесть секунд - и остановился. Кто мог подумать, что год спустя отец на нем погибнет... А он считал, что обязан присутствовать при испытательном полете. Ну и Пирожков, начальник здешнего предвыборного штаба Большакова, договорился заодно провести агитационную кампанию..."

Досье "Н". Ан-14 ("пчелка") - двухмоторный грузо-пассажирский самолет на 10 мест (три члена экипажа и семь пассажиров), крейсерская скорость - 200 км/ч. Предназначался для коротких перелетов на местных авиалиниях. Обладал уникальными техническими характеристиками - взлетал-садился практически в любых условиях. Производство самолетов этого типа на заводе "Прогресс" прекращено в 70-е годы. Разбившийся Ан-14 - последний экземпляр, больше таких в крае нет. Восстановлен в 1998 году, прошел испытания. Был полностью снабжен навигационным оборудованием РК-9. Предполагается, что на момент аварии самолет был исправен. Поиски затруднило отсутствие радиомаяка - у экипажа имелись только сигнальные ракетницы.

В роковое утро 9 декабря "пчелка" взлетала дважды. Самолет, ведомый опытными летчиками Валерием Удаловым и Виктором Обревко, все же был слишком мал для разыгравшейся в небе над Новопокровкой непогоды. Мощные снежные заряды, нижняя кромка облаков - 200 метров, видимость - чуть более километра. Незадолго до падения, пролетая над селом Малиново, командир экипажа запросил диспетчерский пункт изменить им воздушный эшелон по высоте в связи с резкими снежными зарядами. Руководитель полетов дал "добро". Это изменение эшелона в тяжелых погодных условиях, видимо, и повлияло на то, что они сбились с курса и вместо распадка оказались над сопками. Видимость была такая, что вершину горы перед своим носом они разглядели слишком поздно. Стихия взяла верх над опытом...

Поиск

Сначала исчезнувший самолет пытались искать сами заводчане. Около трех часов дня со взлетной площадки "Прогресса" поднялся вертолет Ми-2. Он долетел почти до Малиново, но потом тоже столкнулся с сильным снежным зарядом, и заводской диспетчер отозвал его. К тому времени эмчээсники уже разворачивали все свои поисково-спасательные силы.

Виктор Агранат, зам. начальника главного управления (ГУ) ГОЧС Приморского края по оперативным вопросам: "В 15.45 поступил доклад от оперативного дежурного о потере связи с самолетом Ан-14. В ГУ была развернута оперативно-розыскная группа, действовать начали немедленно: в 15.50 к месту предполагаемой аварии вылетел самолет Ан-12 хабаровского авиаотряда МЧС (поиски велись до 18.30, но результатов не дали), а в 15.55 к розыску приступил вертолет Ми-8 из черниговской в/ч, с которой у нас заключен договор о взаимодействии (тоже безуспешно, вернулся на базу в 18 часов). Одновременно из Партизанска выдвинулся сводный мобильный отряд на двух "КамАЗах" (15 спасателей, радиостанции). В короткий срок были приведены в готовность поисково-спасательная служба (ПСС) края, ПСС Большого Камня, авиатехника во Владивостоке, Черниговке, Хабаровске, Арсеньеве. Штабы ГОЧС и отделы милиции Дальнереченского, Кировского и Яковлевского районов, над которыми проходил маршрут "пчелки", по нашему заданию начали сбор информации среди населения этих районов. Общее руководство поисками взяли на себя председатель КЧС администрации края Константин Толстошеин и отозванный из отпуска начальник ГУ ГОЧС края Владимир Башкиров. Всю операцию координировал зам. начальника ДВ регионального центра МЧС Виктор Сухоборов..."

В восемь часов вечера, когда оперативная группа ПСС из восьми человек во главе с полковником Агранатом выехала из Владивостока в Арсеньев, уже начали поступать сообщения от жителей населенных пунктов, над которыми пролетал Ан-14. К утру 10 декабря все силы спасателей были стянуты в Арсеньев, и в семь часов поиски возобновились. Версий о месте падения, которые начали отрабатываться еще накануне, было две: в районе Яковлевки - там мальчишки заметили падающий в тайгу самолет, за которым тянулся шлейф дыма, и в Малиново - по словам воспитательницы детсада, выводившей детей на прогулку, и двух местных егерей, работавших на одной из сопок, они видели летевший вдоль речки Быстрой самолет, который "неровно двигался и издавал какие-то хлопки". В эти районы направили две группы, все остальные работали по квадратам, на которые разбили предполагаемый маршрут пропавшего Ан-14. Всего в поисках были задействованы 9 воздушных судов: 3 самолета ("прогрессовский" Як-18 и хабаровские Ан-12 и Ан-26) и 6 вертолетов (2 заводских Ми-2 и 4 Ми-8 - по два из Черниговки и "Владавиа"). Самолеты приходилось использовать в качестве ретрансляторов - они барражировали наверху, обеспечивая связь между находившимися по разные стороны сопок вертолетами (проблемка со связью, однако).

Ни одна из "народных" версий не подтвердилась. В Яковлевском районе вертолет, взявший на борт мальчишек-свидетелей, обнаружил таежный пожар в одном из распадков. В Дальнереченском районе воспитательница и егеря, возможно, заметили именно "пчелку", но она сумела улететь гораздо дальше - в районе Малиново найти ее не удалось. В 11 часов, когда поиск в этих квадратах был свернут, поступил доклад с владивостокского Ми-8, курсировавшего над Кировским районом: "Вижу самолет..."

Спасение

Капитан 2 ранга Алексей Губарев, возглавлявший группу спасателей краевой ПСС, которая летела на этом вертолете, заметил дым от ракетницы, затем еще от одной. Самих ракет видно не было - сигналы подавали с другой стороны сопки. Ми-8, собиравшийся уже уходить из своего квадрата, развернулся...

Алексей Губарев: "Самолет уткнулся носом в землю, а хвостом зацепился за деревья. Сверху было видно, что один человек ходит, двое лежат на снегу и один - на приборной доске в кабине самолета. Посадить там вертолет не было никакой возможности. Вертолет завис над местом аварии, на землю спустились спасатель Михаил Строкин и фельдшер "Владавиа" Александр Хомченко. Осмотрев пострадавших, они сразу запросили жесткие носилки и другое оборудование для транспортировки, препараты для обезболивания - трое человек были живы..."

Операция по спасению заняла без малого два часа. Вскоре после обнаружения "пчелки" на место подоспел черниговский Ми-8, который тоже спустил спасателей (всего работали 7 человек), сразу начавших готовить раненых к перелету. В Арсеньеве в это время уже собирали все необходимое, и оттуда вылетел главный хирург города Владимир Барышников, руководивший транспортировкой людей и оказывавший им помощь уже на борту вертолета. Поднимали их с помощью СУРа - спускающего устройства типа лебедки. Мастерство и выдержку пилотов Ми-8 оценили все - они держали зависший над деревьями вертолет в условиях сильного ветра и обледенения. Из-за тяжелых условий вертолет не смог забрать шестерых спасателей - им сбросили теплые вещи, ребятам пришлось ночевать на месте аварии, рядом с погибшими. Забрать спасателей удалось только после следующего полудня, а скорбный "груз 200" вывезли лишь к вечеру...

Итоги

Командир самолета Ан-14 Валерий Удалов и пассажиры Александр Кораблев и Владимир Пирожков погибли - тяжелые травмы, острая кровопотеря, переохлаждение. Спасти их, наверное, было нельзя, хотя спасатели сделали для этого все возможное...

Техника Александра Кудряшова, получившего травму позвоночника, оперировали лучшие арсеньевские и владивостокские хирурги, и они тоже сделали все, что могли - ноги после операции у него зашевелились. Другого техника, Владимира Назарова, переправили во Владивосток - у него очень серьезные травмы, для борьбы за его жизнь необходимо специальное оборудование. Второй пилот Виктор Обревко, которому "повезло" чуть больше, лежит в хирургическом отделении арсеньевской больницы. Он тоже сделал все, что мог: с переломом ноги и тяжелыми травмами головы он до последнего боролся не только за свою жизнь, но и за жизни своих товарищей - это он собирал сухостой и жег ночью костер, чтобы согреть раненых, это он стрелял из ракетницы...

Татьяна Ощепкова

Поделиться:

Наверх