65,63 ↑ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,22 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 2 м/c
21 июня
Понедельник

Общество

Праздник чудо-оружия

"Черная акула" - таинственное и непобедимое оружие России, вертолет нового поколения. 14 августа в Кневичах в честь Дня ВВС проходило авиа-шоу с участием знаменитого "зверя". Поглазеть на него люди приехали даже из других краев и областей Дальнего Востока.

Но первым удивил не вертолет, а ансамбль песни и пляски ТОФ. Моряки играли что-то до боли знакомое. Как оказалось, звучал "Вечерний звон"... в темпе марша. Потом в этом же темпе они сыграли Happy birthday to you. Кстати, по поводу излишнего энтузиазма флотских музыкантов удачно пошутил приехавший на праздник Евгений Наздратенко: "Не надо играть туш после каждой моей фразы! Зачем так часто-то?" - "На всякий случай!" - бодро отвечали находчивые моряки.

А потом появилась наша легендарная "вертушка". Издали - маленькое элегантное создание, напоминающее игрушечную, но очень агрессивную стрекозу. "Игрушка" неожиданно полетела хвостом вперед, вызвав взрыв аплодисментов тысяч зрителей. Конечно, хвостом вперед могут летать и другие вертолеты, - вопрос, С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ. Наша "зубастенькая" летает в таком положении со скоростью 180 (!) километров в час, а ее зарубежные аналоги едва ли разгонятся до сорока.

Далее "Акула" предстала во всей своей красе: без разгона выходила на вертикаль, делала "горку", резко пикировала, в самый последний момент, когда казалось, что она врежется в землю, неожиданно взмывая вверх... Каждый маневр Ка-50 сопровождался криками "Браво!" Надо было видеть радость в глазах зрителей: НАШИХ просто так не побьешь! А уж когда "Акула" из боевого разворота отстрелялась осветительными ракетами, криков восторга не смог сдержать даже я...

Продемонстрировав чудеса воздушной акробатики, пилот развернул машину в сторону зрителей и... вертолет несколько раз поклонился зрителям, словно артист, в очередной раз доказавший: "Я всегда на уровне, спасибо за внимание!" Кто же так мастерски владеет пилотированием Ка-50?

Знакомьтесь: Владимир Утва, летчик-испытатель завода "Прогресс". Совершенно, кстати, гражданский человек, военным не был никогда. На "Прогрессе" с 1985 года. Большинство его коллег только мечтает о том, чтобы хоть раз оседлать "Акулу", а для Владимира полеты на ней - реальность начиная с 1996 года. Единственный вопрос к Владимиру: "Так кто все-таки круче - наша "Черная акула" или американский "Апач"?"

- По маневренности "Акула" превосходит "Апач". Ка-50 способен выходить из любой фигуры на скорости 275 км/ч, с креном в 30 градусов - западные аналоги могут об этом только мечтать. Максимальная скорость нашего вертолета - 300 км/ч, а на 220 он может делать резкие внезапные повороты в любую сторону более чем на 90 градусов. Пилотирование в чем-то проще, в чем-то - сложнее, отличается от пилотирования других типов вертолетов. Вооружение с американцем примерно одинаковое.

Огромный плюс "Черной акулы" в том, что на ней впервые в практике мирового вертолетостроения установлено катапультное кресло, позволяющее летчику спастись на любой высоте и скорости, включая нулевую. Перед этим отстреливаются лопасти несущих винтов, что делает катапультирование совершенно безопасным. Если же взять совокупность всех качеств - прицельных, пилотажных, навигационных, связи и т.д., то "Черная акула", несомненно, на сегодня лучший в мире одноместный боевой вертолет.

... Как только Владимир Утва посадил Ка-50, к нему устремились машины с высокопоставленными гостями - каждый хотел выразить свое почтение русской чудо-технике. На фюзеляже оставили автографы Евгений Наздратенко, Константин Толстошеин и командующий ТОФ Михаил Захаренко. Приморский губернатор не удержался - забрался в кабину пилота. Джип он, знаем, водит классно, танком управляет, осталось только "Черную акулу" освоить.

Александр Огневский

Поделиться:

Наверх