57,85 ↓ 100 JPY
91,06 ↑ 10 CNY
63,69 ↓ USD
53,58 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-8° ветер 3 м/c
EN
20 февраля
Четверг

Общество

Дюжина славы ТОФ

1. Хвостов и Давыдов, капитаны кораблей "Юнона" и "Авось", прославленных рок-оперой Алексея Рыбникова. В 1804 году шеф Хвостова и Давыдова Николай Резанов с треском провалил переговоры в Японии по заключению торгового договора и решил наказать несговорчивых японцев, послав "Юнону" и "Авось" попугать их японские фактории на Сахалине. Начав с Сахалина, Хвостов и Давыдов вошли во вкус и в 1807 году отправились на южные Курилы, где на острове Итуруп, тогда России не принадлежавшем, устроили погром: захватили товары и сожгли японскую крепость Сяна. Командир крепости Тода Матадаю сделал себе харакири, а оставшиеся в живых из 300 человек японского гарнизона бежали в горы. До сих пор это событие считается самым позорным поражением в истории японской армии. В 1813 году Россия принесла официальные извинения Японии за этот инцидент, но Хвостов и Давыдов прослыли чуть ли не национальными героями.

2. Невельской Геннадий Иванович (1813-1876). Еще во время учебы в Морском кадетском корпусе Невельской загорелся идеей отправиться на Дальний Восток для географических исследований. Невельской добился назначения командиром транспорта "Байкал", следующего на Камчатку, однако, прибыв туда в 1849 году, он самовольно отправился к берегам Амура, не имея на то приказа правительства. Им двигала страсть конкистадора - и Невельской не только сделал великие географические открытия, но и объявил о присоединении Амурского и Уссурийского краев к России. Через 10 лет Приамурье и Приморье действительно стали русскими.

3. Казакевич Петр Васильевич (1816-1887). Старший офицер тр. "Байкал". Оказался на Дальнем Востоке вместе с Невельским. С 1851 года - офицер для особых поручений при губернаторе Муравьеве-Амурском. В 1854-1855 гг. находился в США, заказывая три парохода для Сибирской флотилии. Эти три корабля - корвет "Америка", транспорты "Маньчжур" и "Японец" - сыграли главную роль в освоении Приморья, а сам Петр Казакевич в 1856 году стал первым губернатором Приморской области. Непосредственный приказ об основании Владивостока отдал именно он.

4. Завойко Василий Степанович (1809-1898). Опытный моряк, участник Наваринского сражения. В 1849 году он был назначен губернатором Камчатки и командиром Петропавловского порта, где в то время расположилась главная база русского флота на Тихом океане. Во время Крымской войны организовал оборону Камчатки от нападения англо-французской эскадры. 1-5 сентября 1854 года руководил обороной Петропавловска и с честью выдержал бой, хотя англо-французский десант в три раза превышал по численности русский гарнизон. За этот бой получил звание контр-адмирала. Завойко считается одним из отцов-основателей Владивостока - он посоветовал Муравьеву-Амурскому построить главный порт в бухте Золотой Рог.

5. Лихачев Иван Федорович (1826-1907). Полностью разделял взгляды Невельского. В 1859 году представил правительству записку о необходимости создания Тихоокеанской эскадры для защиты интересов России на ДВ. Его инициатива была одобрена, и в 1860 году он лично сформировал на Дальнем Востоке боевую эскадру. Сторонник силовых методов, он в апреле 1860 года основал Новгородский пост (ныне Посьет), а в марте 1861 года захватил гавань на одном из Цусимских островов (о. Симодзима), справедливо полагая, что контроль за проливом Цусима - важнейшая стратегическая задача. Именем Лихачева назван мыс в бухте Тунгус.

6. Шкот Николай Яковлевич (1826-1870). Участник обороны Севастополя, попал на Дальний Восток в 1856 году. В 1864-1866 годах - главный начальник южных гаваней (Владивосток, Посьет, Ольга). При нем во Владивостоке были построены первая верфь и лесопильный завод.

7. Макаров Степан Осипович (1848-1904). Первый коренной дальневосточник среди выдающихся русских морских офицеров. Родился в Николаевске-на-Амуре в семье прапорщика. Закончил там же морское училище, в 1869 году получил чин мичмана. Служил поочередно на судах Тихоокеанской эскадры, на Балтийском и Черноморском флотах. Создал первые торпедные катера, которые испытал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В 1886-1896 годах совершил две кругосветные экспедиции и провел обширные океанографические работы, за что был награжден золотой медалью Русского географического общества. Руководил постройкой первого в мире ледокола "Ермак", на котором в 1899 году совершил первый поход в Арктику. В 1905 году назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. С его появлением связывались большие надежды на победу в Русско-японской войне, но 31 марта 1905 года адмирал Макаров погиб на борту броненосца "Петропавловск", подорвавшегося на мине.

8. Руднев Всеволод Федорович (1855-1913). Командир крейсера "Варяг", принявшего неравный бой с японской эскадрой (крейсеров и 8 миноносцев) 9 февраля 1904 года в корейском порту Чемульпо. Все участники боя были награждены, Руднев получил орден Св. Георгия и был назначен флигель-адъютантом императора Николая II.

9. Гомзяков Павел Ильич (1867-1921). Военморврач (судовой лекарь). Служил на канонерской лодке "Маньчжур", транспортах "Ермак", "Якут", ледоколе "Надежный" и крейсере "Жемчуг". Но прославился он не этим. Павел Гомзяков был первым поэтом-дальневосточником. Он родился во Владивостоке и посвятил нашему городу целую поэму, написанную в 1910 году к 50-летию его основания. "Юбилейные наброски" - настоящая история Владивостока в стихах.

10. Кюсс М.А. (? -?). Капельмейстер оркестра Тихоокеанской эскадры. Автор знаменитого вальса "Амурские волны", который он написал, глядючи на волны Амурского залива, а не реки Амур, как часто ошибочно думают.

11. Зайцев В.Г. Снайпер. Служил на острове Русский во флотском экипаже, когда его в 1942 году призвали на фронт. Попал в знаменитую 62-ю армию, защищавшую Сталинград. За время уличных боев Зайцев уничтожил более 300 гитлеровцев. На счету Зайцева также победа над знаменитым немецким снайпером майором Коннингом, дуэль с которым шла несколько дней. Удостоен звания Героя Советского Союза.

12. Щедрин Георгий Иванович. Командир знаменитой подводной лодки "С-56", которая в 1942-1943 годах совершила беспримерный переход из Владивостока на базу Полярное Северного флота. В ходе боев подлодка "С-56" потопила более 10 кораблей противника и прослыла "неуловимой". За отличия в боях она получила звание Гвардейской и была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир удостоен звания Героя Советского Союза.

История ТОФ держит перо наготове - записывать имена новых героев есть куда...

Сергей Че

Поделиться:

Наверх