58,99 ↑ 100 JPY
93,57 ↑ 10 CNY
64,61 ↑ USD
54,41 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 3 м/c
EN
26 мая
Воскресенье

Общество

Россия – часть Грузии, Воронеж - город украинский, а казахи боролись с колонизаторами до конца ХХ века

Фото: www.segodnya.ua
Российские ученые проанализировали учебники истории

Школьникам постсоветского пространства преподносят историю в очень странной трактовке

Ученые Национальной лаборатории внешнеполитической деятельности, проанализировав 187 школьных учебников истории в 12 странах бывшего Советского Союз, испытали немалое потрясение от масштабов искажения событий прошлого.

Оказалось, что, за исключением Белоруссии и Армении, во всех остальных странах подрастающему поколению дают серьезную националистическую трактовку истории, делая из России "заклятого врага", сообщает выводы российских ученых агентство "Новый регион".

Исследование ученых показало: очень часто авторы учебников, презрев исторические факты и отдав предпочтение мифам, стараются представить свой народ как можно более древним, наделенным культурной миссией. Порой этот исторический патриотизм принимает анекдотические формы..
Например, в прибалтийских учебниках есть глава "Этническое происхождение людей каменного века", а предки азербайджанцев объявляются современниками шумеров. И национальные ученые переписывают историю не просто так. Например, древность Азербайджана позволяет заявить, что "Современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана". В грузинских учебниках истории и географии в качестве "исторических областей Грузии" на картах обозначены территории, находящиеся в составе Азербайджана, России и Турции.

Еще одна характерная черта учебников бывших советских республик – образ "заклятого врага". Русские и Россия – источник бедствий.

Грабежи, разорения, убийства несли нашему народу русские на протяжение всей истории – этот тезис внушают авторы учебных пособий новому поколению. Искажение совмещается с умалчиванием, пишет zarusskiy.org.
"Эстонские учебники рассказывают, что время, когда в стране правили шведы, было едва ли не золотым веком. И совершено не говорится о том, что 4/5 населения погибли при шведах. Националист должен был бы признать что это время было ужасным. Но авторы учебника предпочитают писать, мол, эти события встроили Эстонию в Европу, породили духовность, развили письменность, помогли сохранить самобытность и избежать обрусения", – рассказывает доцент кафедры отечественной истории истфака МГУ Андрей Шадрин

Вхождение в состав России почти всегда оценивается негативно, акцент делается на утрате самостоятельности, а положительные моменты национальные историки предпочитают не упоминать. Украинским школьникам воссоединение двух стран преподносят как признание Москвой независимости Украины. Детям рассказывают о вымышленной "Украинской казацкой державе", которая была впоследствии подло уничтожена Россией, что является "тяжким преступлением царизма перед украинским народом".

"Несложно догадаться, что сильно искажены такие события как февральская и октябрьская революции, периоды строительства социализма, второй мировой войны и послевоенные события", – говорит профессор кафедры отечественной истории истфака МГУ Александр Вдовин. Например, в учебниках, по которым учат старшеклассников в школах Крыма, говорится, что Россия для Западной Украины – оккупант, Украинская повстанческая армия успешно боролась против гитлеровцев, а российский город Воронеж находится на этнической украинской территории. Учебник "Новейшая история Украины" для 10 класса сообщает, что Первая мировая война для России была "грабительской", а характер своих намерений "российская пропаганда прикрывала стремлением собрать воедино все русские земли". "Россияне вели себя как оккупанты… Российские власти в Западной Украине уничтожали любые проявления украинской жизни", – продолжает автор, описывая вступление русских войск в Галичину.

В учебнике содержится и резкая критика большевиков (при том, что министр образования Крыма – коммунист). Утверждается, что изначально красные на Украине опирались на "некоренное население" – русское или русифицированное, Киев брали "в основном" русские отряды, школьникам также сообщают о "кровавом водовороте красного террора в Крыму" в 1920-21 годах.

На карте учебника "Украинские земли в начале XX века" в этнические территории Украины занесены город Воронеж, Кубань и Крым.

В учебнике "Защита Отчизны" для 10-11 классов, который поступил в крымские школы на государственном языке, сообщает, что в 1918 году Украина располагала собственным флотом из 9 линейных кораблей, 2 крейсеров, 27 подлодок и так далее.

Школьников Крыма также учат, что УПА только в 1943 году "провела 120 боев, уничтожив несколько тысяч фашистских солдат и офицеров".

Как напоминает NEWSru.com, около года назад во Львове благотворительный фонд "Украина - Русь" выпустил карту "Соборная Украина", в которой утверждается, что государственная граница Украинской народной республики в 1919 году была в 1,6 раз больше нынешней. На этой карте в состав Украины входят, как пишет еженедельник "Львовская газета", "Кубань, Ставрополье, Черноморщина, Восточная Слобожанщина, Старобущина (ныне в составе России), Берестейщина и Гомельщина (ныне в составе Белоруссии), Холмщина, Подляшье, Надсянье, Северная Лемковщина (Польша), Северная Лемковщина (Словакия), Мармаровщина, Южная Буковина (ныне в составе Румынии)".

Составители казахского учебника стараются донести подрастающему поколению: "Борьба казахского народа против российского колониализма длилась долго, охватив вторую половину XVIII в. до 90-х годов XX в.". Грузинский учебник: "Определяющим для этого периода является национальное движение грузинского народа против российского господства и восстановление государственной независимости Грузии". Там же сказано, что в результате установления "военно-оккупационного режима" население страны "оказалось в тяжелейшем положении". Школьники прочих стран также читают об этнических чистках во времена советского геноцида.
Учебники Украины, Грузии, Молдовы и прибалтийских стран связывают начало второй мировой войны с пактом "Молотова-Риббентропа" и называют СССР агрессором. Это позволяет оправдывать местных "героев". Например, согласно учебным пособиям, латыши служившие в СС "боролись за свободу". Украинские учебники всячески прославляют УПА и рассказывают о кровавых карательных операциях, которые проводили сотрудники НКВД, переодевшись в форму повстанцев.
Обо всем хорошем, что связывает наши народы, учебники умалчивают. Если так продолжится дальше, резюмируют авторы исследования, то через 15-20 лет события 20-го века будут окончательно забыты, а в сознании народов бывшего СССР будет сформирован образ России, как зловещей империи, которая их веками уничтожала, подавляла и эксплуатировала.

Поделиться:

Наверх