59,14 ↓ 100 JPY
90,05 ↓ 10 CNY
63,85 ↓ USD
53,72 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+10° ветер 3 м/c
EN
23 сентября
Понедельник

Экономика

Дума Владивостока: земля должна принадлежать народу

За два года работы Думы депутаты приняли ряд важных муниципальных правовых актов, регулирующих земельные правоотношения на территории городского округа

Лариса Ракова

Инициатива по разработке таких документов принадлежит комитету по экономической политике и муниципальной собственности, ведь одна из главных задач комитета — как раз решение земельных вопросов.

И хотя полномочия городской Думы касаются только муниципальной земли, а ее доля в городе невелика (исторически во Владивостоке значительная часть земельных ресурсов находится в распоряжении федеральных структур, прежде всего Минобороны, а также много неразграниченной земли, которая управляется департаментом по земельным ресурсам администрации края), за два года депутаты приняли ряд важных муниципальных правовых актов, регулирующих земельные правоотношения.

Как объясняет председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Марина Ломакина, юридически нормы землепользования регулируются федеральным законодательством. Полномочия же органов местного самоуправления связаны с решением процедурных вопросов. Но, разумеется, все принятые и разрабатываемые думой документы, регулирующие использование муниципальных земель, опираются на нормы федеральных законов, прежде всего Земельного и Градостроительного кодексов РФ.

Как строить град Владивосток

Одним из таких документов стал проект муниципального правовового акта (МПА) о правилах землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.

— 15 сентября 2008 года был принят генеральный план города. На его основании можно принимать определенные решения, связанные с перспективным развитием Владивостока, — рассказывает Марина Ломакина. — В городе прошли публичные слушания по правилам землепользования и застройки, на них поступил ряд замечаний, над их рассмотрением сейчас работает городская администрация. Мы предполагаем, что в следующем году документ будет принят думой, и это позволит гражданам понимать, в каком порядке будут решаться вопросы, связанные с судьбой земельных участков.

Одна из острых проблем — огромные сроки оформления земельных участков в пользование. Комитет проводил проверку, которая выявила значительный недобор средств в бюджет по арендным платежам за землю из-за несвоевременного оформления договоров аренды. Выяснилось, что на рассмотрении в департаменте по земельным ресурсам находится более 40 тысяч заявлений от физических и юридических лиц! Судя по всему, на рассмотрение этих заявлений уйдет три-четыре года. Сколько средств за это время недополучит городская казна?

Стоит сказать, что заявления на оформление земельных участков в пользование подают и физические, и юридические лица под различные цели. Начиная от личного жилищного строительства и заканчивая бизнес-целями. Спектр целевого назначения использования земель очень широкий. Но в любом случае все оказываются в одинаковой ситуации, когда начинается сам процесс оформления.

По словам Марины Ломакиной, МПА о правилах землепользования и застройки снимет разногласия при оформлении земли, которые возникают, когда чиновники необоснованно отказывают заявителям, мотивируя это тем, что их цели не соответствуют, например, генплану. То есть документ позволит гражданам ясно понимать, имеют ли они право обращаться с подобным заявлением, соответствуют ли их цели, скажем, городским планам капитального строительства или отведения земель под рекреационную зону. В конечном счете, все это поможет значительно ускорить процесс оформления земли в пользование и, соответственно, повысить сбор налоговых и арендных платежей в бюджет города.

Земля должна приносить доход

Кроме того, комитетом недавно утвержден коэффициент функционального использования земли, корректирующий начисление арендной платы за пользование земельными участками на 2010 год. Для граждан, переоформляющих право пользования земельными участками, применяется новая методика расчета арендной платы исходя из кадастровой стоимости земли.

— Мы должны были принять коэффициенты таким образом, чтобы не допустить необоснованного увеличения арендных платежей, — объясняет депутат. — Вместе с тем, учитывая, сколько лет арендная плата не повышалась, от нас требовалось принять взвешенное решение. Это было непросто, потому что людям, которые привыкли десятилетиями платить три рубля за квадратный метр земли, такое решение не нравится. Но надо понимать, что муниципальный бюджет пополняется за счет налога на имущество и за счет платежей, поступающих от налога на землю и арендной платы за землю. Это основные доходные статьи бюджета. Следовательно, эти платежи нужно собирать. Жить за счет дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов — политика вчерашнего дня. Мы должны сами находить деньги, на которые город может нормально существовать. И те, кто владеет и пользуется землей, обязаны платить соответствующие налоги.

Тут можно привести пример наших соседей хабаровчан. Правда, у них другая методика начисления арендной платы за пользование землей, но главное не это. Наполняемость бюджета в Хабаровске в данном разделе выше, чем во Владивостоке. Но это происходит не потому, что граждане там более сознательные, просто процент оформленных договоров на пользование землей у них гораздо выше, чем у нас. То есть этот процесс происходит намного быстрее. Другими словами, когда есть заключенный догор — есть основания собирать платежи в бюджет. А когда договор не оформлен, человек может пользоваться землей, но оснований платить в бюджет юридически у него не возникает. А для бюджета это потери.

Разумеется, люди, перезаключившие договоры по новой методике расчета арендной платы, платят больше, чем раньше. Есть люди, у которых соотвествующие договоры заключены на 10, а то и 20 лет, и очень сложно заставить их перейти на новую методику, но постепенно ротация договоров происходит, и благодаря этому растут платежи в муниципальную казну.

Собственники жилья не спешат владеть землей

Еще один актуальный вопрос землепользования на территории городского округа связан с нормами, определенными жилищным законодательством. В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники жилья в многоквартирном доме имеют право оформлять в собственность придомовые территории. Однако не всегда жильцам удается реализовать это право без проволочек. Именно в связи с нерешенностью подобных вопросов и возникают тот тут, то там проблемы с точечной застройкой.

— Это действительно большая проблема, — говорит Марина Ломакина, — и, к сожалению, четкой позиции, которую бы занимал в этом вопросе муниципалитет, пока нет. Между тем, сегодня во Владивостоке действует принятый думой муниципальный правовой акт, который позволяет собственникам жилья оформлять по заявлению в собственность земельные участки придомовой территории. Однако таких заявлений от ТСЖ, других объединений собственников, как ни странно, поступает очень мало. Хотя бюджет согласно данному документу оплачивает все расходы, связанные с постановкой земельного участка на кадастровый учет, проведению работ по межеванию. Увы, граждане проявляют здесь низкую инициативу.

Вместе с тем не могу сказать, что во Владивостоке соблюдаются нормативы по отведению земельного участка на подобные цели. Это связанно с двумя проблемами.

Первая возникает, когда на уже застроенной территории сталкиваются интересы смежных землепользователей. Дело в том, что раньше застройка в городе проводилась без учета земельных нормативов, которые действуют сейчас. В таких ситуациях всем заинтересованным собственникам домов, стоящих рядом, надо договариваться между собой о меже, находить компромиссы и проводить размежевание.

Вторая проблема связана с ситуациями, когда право собственников нарушается, например, распоряжением того или иного органа власти по предоставлению земельного участка для целей, не связанных с капитальным строительством, в аренду сроком до 5 лет. А арендные отношения и право собственности — это разные права пользования.

Мы полагаем, что в данном случае право собственников многоквартирного дома получить в собственность весь земельный участок, который им положен по нормативу, выше арендных правоотношений. Понятно, что здесь возникает обременение части земельного участка, сданного в аренду, скажем, под автостоянку, и в этой ситуации собственники должны защищать свое право в суде. Но, к сожалению, пока у нас нет таких судебных прецедентов, чтобы мы могли узнать позицию суда по этому вопросу. А самое печальное, что ни одно ТСЖ не обращалось в суд, дабы оспорить подобное распоряжение. Либо суды выносили решения, основываясь на других нормах права.

Поэтому я считаю, что гражданам нужно как можно быстрее решать эти вопросы и оформлять свои земельные участки в собственность ТСЖ. Только в этом случае у них под боком не появится какой-нибудь ларек или автостоянка, которая их не устраивает. Это будет их собственная земля, они будут распоряжаться ею самостоятельно, в том числе сдавать в аренду. А до тех пор, пока она не оформлена в свобственность жильцов, ею может распорядиться любой чиновник.

Повторюсь, дума занимает в этом вопросе четкую позицию, действует соответствующий муниципальный правовой акт. Он был принят по инициативе нашего комитета как раз для того, чтобы простимулировать товарищества собственников жилья оформлять земельные участки в собственность. Более того, документ упрощает эту процедуру, чтобы жильцы финансировали ее не за счет своих сборов, а за счет бюджета. К сожалению, в большинстве случаев граждане проявляют в этом вопросе непонятную пассивность.


Наверх