59,28 ↓ 100 JPY
90,78 ↓ 10 CNY
64,25 ↓ USD
54,18 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-1° ветер 2 м/c
EN
16 октября
Среда

Экономика

Заказы пошли на верфи Приморья

Гражданский флот на Тихом океане будут строить совместные предприятия

 Константин Сергеев

Приморские рыбаки и российские разработчики углеводородного сырья готовы строить суда на верфях нашего региона. В ближайшее время судостроительные предприятия Приморья ждет глубокая структурная и техническая реорганизация.

"Замороженный" флот

Успехи краевых судостроителей за последние два года нельзя назвать значительными. Без учета кораблей оборонного назначения, на верфях края в указанный период времени были построены суда суммарным водоизмещением более 500 т. Две самоходные баржи произведены ОАО "Славянский СРЗ", МРС - на ОАО "ХК "Дальзавод", универсальное малое добывающее судно на ООО "Гайдамакский ремонтно-судостроительный завод".

Кроме того, в стадии так называемого "замороженного" строительства находится до 10 единиц флота общим водоизмещением более 1500 тонн. Работы приостановлены в основном из-за ухудшения финансовой ситуации заказчиков этих судов.

В общем, негативные тенденции, которые переживала судостроительная отрасль в 1990-2000 годах, получили свое логическое развитие в период экономического кризиса. Оборудование местных предприятий морально и физически устарело, и выпуск продукции обходится сравнительно дорого.

Первая ласточка

Как сообщил в разговоре с корр. "Ежедневных Новостей" директор департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края Игорь Хрущев, "в настоящее время сложилась ситуация, когда до 80 процентов отечественного рыбопромыслового флота превысили нормативные сроки эксплуатации. В то же время, более 80 процентов состава российского флота работает в тихоокеанской зоне страны. Потенциальный рынок составляет более 1,2 тысячи судов".

Участники судостроительного бизнеса, в том числе, иностранные инвесторы, понимают, что объемы работы перед местными верфями стоят огромные.

В апреле 2009 года на территории Находки, на базе ОАО "Приморский завод", создано совместное российско-корейское предприятие ООО "РОСКОР судостроительный завод".

Предполагается, что "РОСКОР" будет заниматься преимущественно строительством современных морских судов рыбопромыслового флота водоизмещением 7,0-7,5 тысячи тонн с длиной корпуса до 100 метров и более. При выходе предприятия на проектную мощность годовая производственная программа предприятия предусматривает выпуск 15-18 судов различного назначения.

Приморские рыбаки, сообщает Игорь Хрущев, уже сформировали потребность в строительстве рыбопромыслового флота. Только крупнотоннажных судов требуется более 30, среднетоннажного флота - 20 единиц. Сформирована рабочая группа для выработки современных технических требований проектируемых к строительству в крае рыбопромысловых судов.

Газо-нефте-флот

На морском шельфе Дальнего Востока активно ведутся работы по разведке и разработке углеводородов. Это открывает огромные перспективы в сфере развития отечественного судостроения крупнотоннажного транспортного флота и современной морской техники, в частности, морских нефте- газодобывающих платформ 5-7 поколения.

В ноябре были проведены торжественные закладки строительства современных верфей на территории края - российско-корейской "Звезда-D.S.M.E.", на территории ЗАТО Большой Камень, и российско-сингапурской "Восток-Раффлс", на территории ЗАТО г. Фокино. Завершить строительство планируется уже к концу 2011 года.

СПРАВКА "Н"

Проектная годовая производственная программа верфей "Звезда-D.S.M.E." и "Восток-Раффлс" составляет 980 млн и 650 млн долларов США соответственно. Верфи предназначены для строительства наливных судов крупнотоннажного флота (нефте-, химо- и газовозов, в том числе мембранного типа), а также современных морских газо- и нефтебуровых платформ. Среди основных потенциальных заказчиков продукции этих верфей компании "Газпром", "НК "Роснефть", "Совкомфлот", "Новатэк" и другие. Уже подписан ряд соглашений на размещение заказов. Крупные рыбопромысловые компании Приморья также изучают возможности размещения заказов по строительству судов на строящихся верфях.

Большой спрос на продукцию данных верфей и масштабные инвестиции, в том числе иностранные, являются лучшими гарантами высоких финансовых перспектив названных проектов.

Меры поддержки

Надо сказать, что в последние годы государство уделяет все больше внимания развитию судостроения.

В сентябре 2007 года Приказом Минпромэнерго России утверждена "Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу".

Существует Программа, разработанная Росрыболовством по развитию рыбной промышленности, где также предусмотрен раздел, посвященный развитию строительства современного рыбопромыслового флота.

Концепция развития предприятий, интегрированных в ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", филиал "Объединенной судостроительной корпорации", предусматривает глубокую структурную и техническую реорганизацию большинства региональных судостроительных и судоремонтных предприятий.

Отметим, государственный бюджет финансирует российскую долю инвестиций в строительство верфей "Звезда-D.S.M.E." и "Восток-Раффлс".

В Приморье приняты краевые законы, направленные на стимулирование судостроения.

Так, закон "О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае" от 30.04.2002 года 220-КЗ, предусматривает порядок, в соответствии с которым предприятиям рыбохозяйственного комплекса края субсидируется часть затрат на уплату процентов по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным с российскими лизинговыми компаниями для реализации проектов, направленных на строительство и модернизацию рыбопромыслового флота, а также на приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования.

Закон Приморского края от 08.11.2007 года 147-КЗ "О внесении изменений в статью 2(1) закона Приморского края "О налоге на имущество организаций" определяет, что российские рыбопромысловые организации, имеющие в собственности имущество на территории Приморского края, освобождаются от налога на имущество в отношении промыслового флота (добывающего, обрабатывающего, транспортного), если суммы средств, причитающиеся к зачислению в бюджет от налога на имущество направлены, на строительство промыслового флота на судостроительных предприятиях края.

Флота будет много

Эксперты отмечают – приход отечественных и иностранных инвесторов означает будущее не только судостроительной отрасли, но и Приморья в целом.

Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский считает, что у региона есть два конкурентных преимущества перед Кореей и Китаем - в Приморье сравнительно дешевые энергия и металлоконструкции. "В то же время, россиянам надо очень постараться, чтобы работать на уровне, близком к корейским компаниям. Производительность труда у нас пока весьма низкая".

Директор Института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин отмечает, что "по той схеме, которую предлагает сейчас государство, - строить флот за казенные деньги, а потом отдавать рыбакам в лизинг, судостроение, конечно, будет развиваться. Суда стремительно стареют, и другого пути обновлять флот у России нет. Для Приморского края, конечно, благоприятно, что верфи строят именно у нас, это рабочие места, налоговые поступления. Хотя, допустим, в Благовещенске было бы развивать судостроительное производство рентабельнее – и металл ближе, и электроэнергия, рабочие руки дешевле. Думаю, губернатор Дарькин приложил немало усилий к тому, чтобы площадкой для инвестиций стал именно наш регион".

Глава городского округа, председатель Думы ЗАТО г. Фокино Евгений Бочаров отметил закладку верфи "Восток-Раффлс", как "событие, значимое для нашего города. Речь идет о том, что уже в 2010 году на предприятии будет работать около 2 тысяч человек, а в перспективе - до 4,5 тысяч. Для 30-тысячного города это целиком решает проблему трудоустройства".

Генеральный директор ОАО "Звезда" Андрей Рассомахин говорит: "Во время закладки верфи в Большом Камне говорили о том, что город получил вторую жизнь. Это не преувеличение. В судостроительном производстве закрытого административного образования будет работать порядка 3,5 тысяч человек. По сути, вопрос будущего двух муниципальных образований Приморья - Большого Камня и Фокино, решен положительно".

Генеральный директор компаний Optim Consult International Co., Ltd и Omega-m Logistics Co., Ltd (Гуанчжоу, Китай), генеральный директор промышленной группы ToolPex Industrial Group (TIG), САР Гонконг Евгений Колесов рассказывает: “Партнером России по строительству верфи в Фокино выступит сингапурская компания Yantai Raffles Shipyard Limited, производственная база которой с 1994 г. находится в восточной части Китая, в городском округе Яньтай провинции Шаньдун. Это достаточно крупная компания с двухтысячным рабочим штатом, 720 тысячами квадратных метров производственной площади. Оборот компании за первую половину 2009 г. составил 316 млн долларов США. Предполагается, что производственные технологии в этом проекте будут использованы преимущественно сингапурские, общий объем капиталовложений достигнет 200 миллионов долларов, причем на каждую из сторон придется по 50% от вышеназванной суммы. То, что нашим партнером выступит Yantai Raffles, – отличный, с моей точки зрения, выбор”.


Наверх