59,28 ↑ 100 JPY
90,39 ↑ 10 CNY
64,12 ↑ USD
53,88 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 2 м/c
EN
18 сентября
Среда

Экономика

ФАС и нефтяники скоро договорятся

Но бензин на АЗС не подешевеет

Нефтяники и ФАС, ведущие многочисленные судебные тяжбы, могут до конца года договориться выводить формулу оптовой цены на нефтепродукты исходя из котировок на роттердамской бирже, однако такой компромисс никак не отразится на стоимости бензина на заправках - максимум она станет более волатильной, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

В понедельник на совещании экспертов ФАС с нефтяниками были утверждены основные параметры формулы цены нефтепродуктов, по которой она привязывается к стоимости на мировом рынке минус экспортная пошлина, транспортные расходы, но плюс налоги. Позднее стало известно, что антимонопольное ведомство предлагает взять за основу цену биржи в Роттердаме.

Компромисс почти найден

"Роттердамскую формулу" опрошенные РИА Новости эксперты считают здравой и продуктивной и высказывают предположение, что она, по всей видимости, станет окончательным вариантом.

Такое решение приблизило бы достижение договоренности - ведь объем торгов на российских биржах, на которые антимонопольщики возлагали надежды в установлении конкурентных цен на нефтепродукты, пока незначителен, отметил аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.

По его словам, достижение договоренности выгодно как ФАС, так и самим нефтяникам. Первые получат возможность не допустить скачков цен на топливо, подобных тем, что наблюдались в конце прошлого года, когда бензин в России стоил дороже, чем в США. У вторых будет рыночный ориентир цен на нефтепродукты, а с учетом того, что оснований для резкого удешевления нефти нет, в проигрыше они не останутся.

Скорее всего, привязка к Роттердаму в итоге победит, а переход в формуле на цены российских бирж возможен в будущем, полагает директор по развитию и маркетингу Информационно-аналитического центра "Кортес" Павел Строков.

Эта формула наиболее здравая и приближенная к свободному рынку и стоимости нефтепродуктов на мировых биржах, возможно, на сегодня она даже лучшая, считает аналитик "ВТБ Капитал" Лев Сныков.

В целом эксперты полагают, что к концу года, как надеется ФАС, достичь компромисса по формуле вполне реально.

Сейчас договорной процесс активно движется к финалу - стороны спорят про маркерные НПЗ, от цен на которых с учетом стоимости транспортировки будут зависеть отпускные цены на других заводах, рассказал Строков. "В декабре рабочие группы проведут еще одно-два заседания, после которых до конца года постараются выработать принципиальный подход к созданию формулы, а нюансы доработают уже в следующем году", - предположил он.

"Введение формулы в конце года вполне возможно - технически это очень простая мера", - сказал Сныков.

По мнению Душина, пока сложно сказать, удастся ли прийти к компромиссу до конца года, однако "свет в конце тоннеля" уже виден.

Бензин по-роттердамски не подешевеет

Но даже после утверждения формулы потребителям не стоит ждать, что цены на АЗС резко упадут вниз, или, не дай Бог, подскочат. А вот колебания стоимости топлива вверх-вниз могут усилиться.

По словам Строкова, формула касается лишь оптовых цен, которые связаны с розничными весьма специфическим образом: как только опт дорожает, растет стоимость нефтепродуктов и в рознице, а вот обратной зависимости не наблюдается. Дело в том, что на розничную цену бензина в РФ влияет целый ряд местных факторов, которые нередко идут вразрез с оптовой динамикой, поясняет эксперт.

В перспективе ФАС может попытаться привязать формулу к рознице, тогда потребители смогут это почувствовать, считает Строков. "Остается и административный рычаг - сейчас оптовые цены снижаются, значит, через месяц-два по ценникам на АЗС можно будет понять, насколько эффективна ФАС", - добавил он. Впрочем, по мнению эксперта, ждать чуда не стоит - скорее всего, удешевление будет скорее показательным, нежели реальным.

Сейчас биржевая цена на нефтепродукты в США ниже, чем в России, отметил Душин. Но если за основу формулы будет взята цена в Роттердаме, цены на российских АЗС не снизятся, а, скорее всего, останутся на нынешних уровнях, полагает он. И дело не в том, что в Европе бензин дороже, чем в США или РФ - в рыночные цены там закладываются большие акцизы, а в биржевой цене их нет. Просто иностранные компании, торгуя с Россией, привыкли закладывать в конечную цену сравнительно высокие премии, пояснил эксперт.
По словам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, в Роттердаме торгуется до 70% российских нефтепродуктов, поставляемых на зарубежный рынок.

С другой стороны, ФАС постарается не допустить в России "украинского сценария" - литр 92-го бензина на заправках российских нефтекомпаний в Крыму сейчас стоит около 30 рублей, а везти его туда не дороже, чем, скажем, в Ростов, отметил Душин. "Антимонопольщики видят амбиции нефтяников", - подытожил он.

Принятие формулы в долгосрочной перспективе не должно отразиться на розничных ценах бензина - российские и европейские оптовые цены отличаются несильно, отметил Сныков. "А вот в краткосрочной перспективе мы будем сильнее привязаны к мировым ценам и реакция на них будет более острая, поэтому стоимость бензина на российских АЗС будет более волатильной", - добавил он.

Надоело бодаться

В пятницу стало известно, что суд отменил штраф ФАС для ТНК-ВР в 4,2 миллиарда рублей за завышение цен на нефтепродукты в конце прошлого - начале текущего года. Ранее компания оспорила во всех инстанциях штраф от антимонопольщиков за аналогичные нарушения летом 2008 года.

Удалось оспорить штрафы за оба эти периода и "Газпром нефти". Иски "Роснефти" и ЛУКОЙЛа, также наказанных ФАС за ценовые злоупотребления, пока не удовлетворены.

Несмотря на частичную победу в судах, нефтяники готовы идти на компромисс с антимонопольщиками. "Претензий со стороны ФАС было не счесть, стороны уже устали от этого, тем более, подобные дела могут тянуться бесконечно, - сказал Сныков. - Доказать нарушения сложно, реально выплаченные штрафы сравнительно невелики, а шуму от всего этого много. Избежать этих коллизий и спокойно работать удобнее и тем, и другим".

Пока никто ничего не заплатил, но штрафы предъявлены большие, рассуждает Строков. "Конечно, каждая компания пытается соблюсти свои интересы, однако цель - договориться с антимонопольщиками и получить хоть какой ориентир по ценам у них одна", - сказал он.

С госслужбами лучше считаться, а формула цены на нефтепродукты - далеко не единственная тема обсуждений нефтяников и властей, размышляет Душин. "Существует еще вопрос о пошлинах и льготах", - напомнил эксперт, добавив, что компании не захотят сталкиваться здесь с противодействием чиновников.

Поделиться:

Наверх