65,54 ↓ 100 JPY
11,21 ↓ 10 CNY
72,67 ↓ USD
63,94 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+25° ветер 4 м/c
24 июня
Четверг

Общество

Выбирай Дальний Восток - и не пожалеешь!

У нас в гостях - председатель Клуба капитанов рыболовецкого флота Борис Пафатнов

Дмитрий Каширин

-- Борис Агафонович, расскажите немного о себе, как вы решили связать свою судьбу с морем и стали капитаном?
-
Родился в 1946 году в небольшом молдавском городке, с детства грезил о море. Окончив школу, уехал в Севастополь, где познакомился с рыбаками местной базы тралового флота - они с увлечением рассказывали о своих загранрейсах. У меня была уже только одна дорога - в мореходку, и я поступил в Одесское мореходное училище рыбной промышленности. Во время первой практики ходил на промысел хека к берегам Аргентины и 21 июня 1967 года на борту РТМ "Лангуст" впервые пересек экватор.
В этом рейсе у нас вторым помощником оказался капитан Степанов из Преображения, которого я запомнил на всю жизнь. Мы были с ним вместе в увольнении в Касабланке, я смолоду увидел разницу между настоящим капитаном-дальневосточником и моряками, воспитанными в среде азовско-черноморского бассейна. Дальневосточники никогда ничего не боялись, а южане же были основательно зажаты во всем.
Степанов мне тогда сказал: "Борис, если хочешь стать настоящим моряком и капитаном, выбирай Дальний Восток". При распределении так и поступил, в 1968 году прибыл во Владивосток и никогда не пожалел об этом. Начинал в "Приморрыбфлоте", в 1970 году перешел в ТУРНИФ в составе экипажа. Здесь же в 27 лет стал капитаном и принял свое первое судно - небольшой сейнер. Впоследствии прошел все типы рыболовных судов, самым крупным из которых был БАТМ "Пионер Николаева", который и сегодня является одним из лучших судов ТУРНИФа.

Я выбрал не чисто рыбацкий, а именно научно-поисковый флот, потому что осознавал: наука - это обследование неизведанных районов, поиск неизвестных объектов промысла. И это было для меня интересно.
- Когда-то советские рыбаки вели промысел во многих районах мирового океана, расскажите об этом.
-
Я бы даже сказал по-другому: не было уголка мирового океана, где бы наши рыбаки и морские исследователи не побывали. Наиболее освоенными районами промысла у нас были южная Атлантика, Африка, юго-восточная и юго-западная части Тихого океана (Южная Америка и Новая Зеландия). Доходило до того, что численность советского рыбацкого флота на промысле в южном океане достигала 80 судов. Да о чем говорить, если мы постоянно держали флот даже в антарктических морях, где исследовали запасы рыбы и криля - мелкой креветки.
Это было следствием того, что в 70-х годах произошел крутой поворот в мировом рыболовстве: все страны договорились установить 200-мильные экономические зоны, в пределах которых оказались огромные рыбные ресурсы. В те годы считалось, что в открытом океане нет больших запасов рыбы, что она тяготеет к прибрежным районам. Но затем наши исследователи пришли к выводу, что большая рыба в океане есть.
Ее запасы были обнаружены и обследованы, а затем в эти районы был направлен наш промысловый флот. К нему, особенно в юго-восточном тихоокеанском районе (ЮВТО), присоединились и другие страны: Чили, Перу, Польша, Куба, Болгария. Всего экспедиция насчитывала до 150 судов, только Советский Союз добывал там 1 млн. тонн рыбы, в основном ставриду и скумбрию. В то же время, к сожалению, наша технология рыбообработки оставляла желать лучшего, и в этом была основная причина низкой рентабельности.
Но с 1987 года СССР начал сворачивать океанический промысел, требовавший больших затрат. Тогда власти, видимо, полагали, что запасы минтая в нашей дальневосточной экономической зоне настолько необъятны и неисчерпаемы, что то он никогда не исчерпается, и, учитывая минимальность затрат, решили перенести промысел сюда.
- Неужели государство не видит перспектив океанической рыбалки?
-
Сейчас в России ежегодно добывается около 3,5 млн тонн рыбы, для сравнения: в СССР годовой промысел достигал 11,2 млн тонн. А в ЮВТО только подтвержденные запасы ставриды, согласно нашим данным середины 80-х годов, оцениваются в 15 млн. тонн. Из них 5 млн. тонн можно добывать свободно и это в открытых водах, вне пределов экономических зон!
Почему Советский Союз достиг таких высот в рыбной отрасли? После войны была поставлена задача - обеспечить население рыбой, разнообразной и недорогой. Для ее решения приняли программу, на которую были выделены необходимые средства, и на ее реализацию рыбакам потребовалось всего пять лет. В следующее десятилетие была поставлена новая задача - построить собственный мощный рыбацкий флот, и рыбаки также успешно выполнили ее.
Но сегодня, увы, государство не ставит нам таких грандиозных задач, как промысел в мировом океане. Хотя для этого потребуются лишь некоторые преференции рыбакам, которые правительство вполне в состоянии предоставить. Что же мы творим? Почему мы не идем туда, бросаем эти 15 млн. тонн, которые сами же исследовали?
Другие страны на основании наших материалов ринулись в ЮВТО. Кого там сейчас только нет: китайцы, поляки, греки, американцы, исландцы, теперь даже украинцы и грузины разворачиваются! Кстати, на многих иностранных судах экипажи-то российские, только работают они там на чужого дядю. Суточный улов в этом районе доходит до 500 тонн, а, к примеру, на минтаевой путине в Беринговом море эта цифра составляет 80-120 тонн. То есть даже при разнице в цене и затратах в океане экономически целесообразно организовать промысел.
Да, район далекий, есть специфика в организации этих рейсов. Но новые руководители рыбопромышленных предприятий, к сожалению, никогда в море не ходили. И они пока не могут себе представить, что можно идти на промысел не только в Охотское или Берингово море. А ЮВТО – это для них слишком далеко и непонятно.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние рыбацкой отрасли Приморья?
- К сожалению, нашим рыбакам пришлось пройти через системный кризис, который в 90-е годы поразил экономику всей страны. Красным директорам постепенно пришлось уйти. В чем была их беда? Они жили в условиях плана, по командам, прекрасно их исполняя. Один из таких рыбацких генералов, заслуженный человек однажды в сердцах заметил: "Что ты меня все время втягиваешь в какие-то проекты, я - диспетчер". Вот большинство из них и были диспетчерами, а не руководителями, и они не сумели выстоять в новых экономических условиях.
Да и сами рыбацкие предприятия-гиганты, которые были порождены советской системой, на мой взгляд, в условиях рыночной экономики нежизнеспособны в принципе. К примеру, за границей рыболовная компания, имеющая три-пять кораблей, уже считается серьезной. Наши же бизнесмены, пришедшие в отрасль в последние годы - кто уже на имевшейся базе, а кто практически с нуля - постепенно создали структуры снабжения, связи, переработки, перегрузок, модернизировали старые и приобрели специализированные суда, стабилизировали промысел и постепенно вышли на положительную динамику.
Помощь от государства им требуется, пожалуй, только в одном вопросе. Рыбацкий флот продолжает стареть, а новых кораблей нет, нужна государственная программа их строительства. Так, малые суда уже вообще, как говорится, дышат на ладан, а крупные за счет того, что их модернизируют, пока еще находятся в приличном состоянии. Однако через 3-5 лет и их надо будет списывать.
- Вы возглавляете Клуб капитанов рыбопромыслового флота. Расскажите о деятельности вашей организации.
-
Наш клуб существует уже четвертый год, в него сейчас входят 72 капитана. Мы участвуем в общественной жизни, у нас огромный потенциал наработок, которые пока не использованы в полной мере, а часть даже еще не востребована. Так, с нашей помощью ограничена порочная практика торговли рыбацкими дипломами, паспортами моряка и другими подобными документами. Клуб капитанов провел анализ состояния спасательного флота, выступил с инициативой создания музея рабацкой славы.
Наши специалисты обладают разработками в области рыболовства в открытом океане, которые позволяют вести автономный промысел ставриды, скумбрии и криля с наивысшим экономическим результатом. У нас есть эксклюзивные материалы с действующих судов, которые сегодня ловят рыбу в ЮВТО.
В клубе каждую неделю по четвергам заседает совет капитанов, где обсуждаются любые вопросы, касющиеся рыбной отрасли. Наши двери всегда открыты, мы приглашаем в гости рыбопромышленников сотрудничества и партнерства


Поделиться:

Наверх