Ежедневные Новости
Владивостока
65,72 ↑ USD
75,57 ↓ EUR
94,69 ↑ 10 CNY
19 октября
Пятница

Экономика

Дорожные налоги и сборы "окрасят"

Акцизы на топливо и автомобили, а также транспортный налог предлагают направить на развитие российских автотрасс


Игнат Ратовский

Президент Дмитрий Медведев на совещании с правительством поручил правительству рассмотреть возможность целевого расходования "дорожных" налогов и сборов в региональных дорожных фондах, сообщает газета "Коммерсант".

Предлагается обсудить возможность закрепления постоянных доходов за региональными расходами на строительство, реконструкцию и поддержание автодорог. В настоящее время дорожное строительство в РФ финансируется и федеральным, и региональным бюджетами, "целевые" налоги — акцизы на топливо и автомобили, а также транспортный налог — идут в доходные части бюджетов, федеральный бюджет осуществляет трансферты в региональные на строительство дорог. Система при этом крайне непрозрачна и конфликтна: так, лишь смена методики расчета трансфертов Минфином вызвала с весны 2009 года скандал министерства с мэром Москвы Юрием Лужковым, хотя потери Москвы были невелики.
"Окрашивание", как в Минфине называют технологию привязки налогов к целевым расходам, сокращает самостоятельность регионов, тем не менее, похоже, это единственный способ сделать отрасль с расходами 500-700 млрд руб. в год на региональном уровне и до 1,1 трлн руб. в год в целом более прозрачной.
Первые шаги к реформе дорожного строительства в РФ уже ведутся. Минфин опубликовал проект изменений в майское постановление правительства N 453, корректирующий правила предоставления бюджетных кредитов регионам на "строительство, реконструкцию, капремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования". Минфин предлагает увеличить сроки кредитования регионов на дороги с трех лет до пяти и упростить условия, при которых регион имеет право рассчитывать на бюджетный кредит, а также давать его в случае согласования с ФДА списка дорог, под обслуживание или строительство которых он берется. Эти предложения Минфина — шаг к большей самостоятельности регионов в строительстве дорог.
Впрочем, полная передача дорожно-строительной отрасли в полномочия регионов вряд ли возможна, по крайней мере в ближайшие годы: доходы регионов от "неокрашенных" дорожных налогов не более чем на 30% удовлетворяют их запросы.
Председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания Приморского края Галуст Ахоян отмечает, что направлять транспортный налог целевым образом на развитие дорожной сети - правильное решение. "Такой федеральный закон нужен. Дороги - кровеносная система экономики, но в этой сфере Россия занимает одно из последних мест в мире. Были бы везде нормальные пути сообщения, экономическим субъектам не приходилось бы драться за кусочки земли, можно было бы нормально развиваться. Потом, люди, зная, куда идут деньги, охотнее платили бы транспортный налог. Собственно, Приморью грех жаловаться, на дорожное строительство бюджет края ежегодно направляет в разы больше средств, чем собирает транспортного налога. Но, учитывая состояние дорожной сети, необходимо гораздо больше. Напомним, Законодательное собрание края решило не поднимать в два раза ставку налога на транспортное средство в 2010 году. Между тем, поступления в бюджет были бы существенными - если сейчас это 600 миллионов, при хорошем администрировании получали бы 1,5 миллиарда рублей".


Наверх