59,69 ↓ 100 JPY
91,07 ↓ 10 CNY
64,47 ↓ USD
54,71 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+23° ветер 4 м/c
EN
16 сентября
Понедельник

Экономика

Живя по закону ЛАРН

Технология предупреждения разливов нефти в российских нефтепортах рассчитана на аварию любого масштаба

Андрей Шевцов

В балтийском порту Приморск, по образцу которого сейчас строятся порты Усть-Луга и Козьмино, с момента начала работы в 2001 году не случилось ни одной аварии. Но к ней портовые службы готовы в любой момент. Все возможные варианты чрезвычайных ситуаций и действий во время аварий прописаны в ЛАРН ("План ликвидации аварийных разливов нефти").

Если нефть разольется…

В последние годы разливы нефти стали более редкими, чем раньше, потому что танкеры теперь обеспечиваются двойным корпусом, предотвращающим попадание нефти в море при аварии.

Крупнейшие аварии с танкерами (по данным РИА "Новости")

1978 г. В ста километрах от полуострова Бретань (Франция) разбился о скалы американский танкер "Амоко Кадис". В воду вылилось 223 тысячи тонн нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась на 360 километров побережья Франции.

1979 г. В Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тысяч тонн нефти. Катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье не пострадало.

1983 г. Танкер Castillo de Bellver загорелся и развалился пополам в 100 километрах от Кейптауна (ЮАР). В Индийский океан вылилось более 250 тысяч тонн нефти. Течение унесло нефтяную пленку в океан, и побережье ЮАР не пострадало.

2002 г. В Бискайском заливе у берегов Испании потерпел аварию танкер "Престиж". В море вылилось 80-90 тысяч тонн нефти. В результате Франция и Испания запретили входить в свои воды танкерам, не обладающим двойным корпусом.

2003 г. Танкер "Тасман Спирит" потерпел бедствие у пакистанского города Карачи. Из распавшегося на две части судна около 55 тысяч тонн нефти вылилось в море. В зоне нефтяного пятна сотнями гибли птицы, рыбы и морские черепахи.

2007 г. Во время шторма в Керченском проливе за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута. Росприроднадзор оценил экологический ущерб в 6,5 миллиарда рублей.

В соответствии с планом ЛАРН Приморска к ликвидации разлива могут быть привлечены региональные и федеральные силы МЧС и Министерства транспорта. На специальных математических моделях изучены возможные сценарии распространения нефти в разное время года.

"Боновое ограждение мы выставляем у каждого танкера, это страховка на случай аварийного разлива при подсоединении/отсоединении трубопроводов", − рассказал один из сотрудников аварийно-спасательной службы (АСС) Приморска. В службе два быстроходных бонопостановщика, каждый из которых за считанные минуты может установить 250 м бонов, препятствующих распространению пленки нефти.

Если же разлив случился, нефть оперативно соберет нефтемусоросборщик, а поверхность воды при необходимости обработают специальными связывающими нефть диспергентами.

Но вероятность крупного разлива нефти в порту при сегодняшнем уровне организации портовых работ крайне невысока.

Согласно исследованиям ТАСИС (программа Европейского союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ), частота разливов нефти более 1 т при заходе судов на терминал может считаться равной 5х10-4. При этом доля разливов в интервале 1-10 т составляет 0,79; в интервале 10-100 т – 0,17; в интервале 100-1000 т – 0,036, а более 1000 т – 0,008, то есть 96% всех разливов на терминалах не превышает 100 т, сообщает securpress.ru.

По статистике, при отгрузке 60 млн тонн нефти в год в порту Приморска в танкеры дедвейтом 120 тыс. т возможен один разлив в 400 лет объемом более 100 т.

"И все равно мы постоянно проводим учения, самые простые из которых проводятся ежедневно, а более крупные, приближенные к реальным вариантам аварий, ежегодно", − рассказывают спасатели.

На учениях борьба с разливом выглядит примерно так. Допустим, произошел обрыв закачивающего трубопровода, и нефть полилась в воду. Диспетчер загрузки немедленно перекрывает нефтяной поток, одновременно сигнал об аварии поступает во все службы порта. В соответствии со сценарием определяется масштаб аварии и какие силы надо привлекать для ее ликвидации. Если разлив небольшой, задействуются только силы АСС.

"Нам дают всего один час на то, чтобы приступить к ликвидации аварии. Действуем на уровне автоматизма, все отработано на тренировках, − рассказывают спасатели. − А не позже чем через четыре часа мы должны отчитаться о ликвидации последствий".

Зона ответственности приморских спасателей составляет 31,3 кв. км, то есть значительно больше акватории порта. Дальше, в открытом море, главными за аварию становятся сотрудники МЧС, которым портовые спасатели всегда готовы прийти на помощь.

… или загорится

Тушить нефть очень трудно. Для тушения нефти в портах и на нефтебазах сегодня применяются специальные эффективные пенные составы. Эти составы создают на поверхности нефти легкую пленку, которая отсекает нефть от воздуха. Обильная пена сверху пленки предохраняет пленку от разрушения.

В Приморске смонтирована самая современная автоматическая система пожаротушения, которая способна мгновенно обнаружить и в течение 10 минут автоматически потушить любой пожар в порту.

Наибольшее количество нефти в Приморске сосредоточено в 18 резервуарах нефтебазы емкостью 50 тыс. куб. м каждый. "Сейчас пену не подают сверху резервуара, − поясняет Николай, один из сотрудников противопожарного подразделения в составе около полусотни человек. − При пожаре или взрыве патрубки сверху резервуара могут быть повреждены, поэтому пена поступает снизу, ее закачивают прямо в толщу нефти, после чего она всплывает и гасит пламя". Такие системы пожаротушения называют подслойными.

В Козьмино дополнительно к тому, что уже опробовано в Приморске, появится уникальная система пожаротушения с использованием морской воды.

И все-таки главное в любом деле - люди. Пожарные Приморска регулярно проводят противопожарные и аварийные учения, потому что пожары на судах, увы, пока не редкость. От пожара в этом году пострадали такие почтенные порты, как немецкий Киль и нидерландский Роттердам. Наши порты в этом году крупные пожары миновали. Дай Бог, чтобы и дальше ничего не случилось.

Пожары на танкерах и в портах в 2009 г.

10 февраля. В порту Дубая вспыхнул пожар на танкере после его столкновения с другим судном.

14 февраля. Загорелся нефтеперерабатывающий завод в Роттердаме (Нидерланды). Пожарные сумели справиться с опасностью.

22 февраля. Во время разгрузки танкера "Игрим" в морском торговом порту Магадана произошло возгорание в топливном отсеке судна. Благодаря оперативным действиям пожарных удалось избежать жертв и разливов горюче-смазочных материалов.

31 марта. В Охотском море загорелся танкер "Усть-Кан" (порт приписки Владивосток). Никто не пострадал.

12 июня. Сильный пожар уничтожил нефтехранилище в порту города Киль (Германия). Комплекс сгорел практически полностью всего за пару часов. Жертв удалось избежать благодаря тому, что жители были вовремя эвакуированы из опасного района.

29 сентября. Сильный пожар случился в порту Коджаели (Турция) на заправочном судне. Жертв нет.

17 октября. В порту популярного турецкого курорта Анталья сдетонировал большой резервуар с битумом, после чего начался сильный пожар. Пять человек погибли, четверо тяжело ранены.

Поделиться:

Наверх